Калькутта Индия

Первый день из 17-ти. Путешествие через всю Индию вшестером




Предисловие

Побывать в Индии хотелось давно. Мысль о том, чтобы оказаться там завораживала и пугала одновременно. Разные знакомые и друзья рассказывали о ней невероятные истории, а после прочтения книги "Шантарам" стало понятно, что 100% я там побываю. Казалось, покорив эту страну, других можно было уже не опасаться и смело отправляться в кругосветную. В то же время я боялся, что после нее меня уже ничего не удивит: одна страна - как целый мир.


Покупка билетов

Однажды по акции нам, совершенно неожиданно, подвернулись супер дешевые билеты до Бангкока... Решение брать их пришло незамедлительно, но куда дальше? Все в один голос сказали "Индия!". Единственное, что меня напрягало, - билеты продавались за три месяца до даты отправления, и что там будет через столько времени - неизвестно. Боялся, что не отпустят с работы на 3 недели, но решил, что в крайнем случае уволюсь: работ много, а Индия одна. Создал специально сайт с обратным отсчетом до даты вылета, и начал подготовку к плану “Выжить в Индии любой ценой”.



В итоге за три месяца до вылета удалось составить маршрут: Калькутта - Варанаси - Агра - Дели - Амритсар - Мумбай - Гоа - Кочи; немного забронировать поездов, самолетов и гестхаусов. Также написали людям по КаучСерфингу, которые бы смогли нас к себе вписать.



Информацию про страну не стал читать специально, чтобы самому себе не спойлерить, а составить свое собственное мнение о ней: нет ожиданий - нет расстройств...

Наша компания состояла из 6-ти человек: 2 парня и 4 девушки
Каждый из нас понимал, что после такой поездки никто не будет уже прежним…


Итак, Калькутта

Первый город на нашем пути по Индии. Совершив перелет в ночь из Таиланда (на мой взгляд самой добродушной страны), мы не сразу смогли переключиться и все понять - такие же загорелые парни, только в основном с усами окружили нас со всех сторон. Аэропорт очень напоминал Пхукетский (лет 30 назад), а наш встречающий индийский парень с табличкой "Ghosh Guest House", отвечающий за трансфер до места ночлега, стоял, почему-то, в толпе провожающих возле входа, а не выхода. В итоге минут через 20 поисков нашего неуловимого усатого трансфермена и потом ещё 20 минут ожидания, пока он закажет такси (с накруткой себе между прочим, ибо начальную цену можно видеть на счётчике), покусанные комарами и жутко уставшие, мы утромбовались по трое в две машины, напоминающие чем-то старые "москвичи" ярко-желтого цвета, и помчали по ночной Калькутте в сторону гест хауса.

Времени уже было далеко за полночь, на дорогах никого... Складывалось стойкое ощущение, что весь город вымер: никакой городской иллюминации, лишь редкие дорожные фонари освещали обочину. Почти все здания были в решетках до последних этажей, но мой сонный мозг отказывался сопоставлять это с криминальной обстановкой города. То и дело по дороге попадались ямы, перед которыми стояли едва заметные в ночной темноте мини-шлагбаумы, и водитель лавировал между ними на огромной скорости - все это напоминало какую-то компьютерную игру.

Таксист посигналил, привлекая внимание пожилой дамы, которую мы тоже смогли заметить через лобовое стекло. Она стояла почти посередине дороги, держа в руке деревянную трость дубинных размеров, и как будто пыталась перейти ее в столь позднее время суток. Но когда машина, объезжая, поравнялась с ней, она со всего размаху бросила дрыну в наш транспорт. И стало понятно, что мы не первые - бабуля развлекается.

Самое интересное, что наш отель "Ghosh Guest House" оказался от нее в соседнем доме, и нам жутко захотелось срочно попасть внутрь. Казалось, что сейчас она подберет свое орудие и пойдет с ним в нашу сторону. На долгий стук трансфермена по воротам никто не открывал...натянутое безмолвное ожидание охранника и, кажется, прошла целая вечность прежде, чем он открыл дверь. Уже внутри здания я понял, что здесь ночью лучше не появляться на улице даже если ты местный, а уж белому тем более. Свою долю паранойи вносили огромные засовы и щеколды на дверях с внутренней стороны гостиничного номера (позднее выяснилось, что это нормальная практика в Индии, и все последующие места, где мы жили, были с таким же засовами и замками).

Вся эта ситуация нас немного отрезвила, и все стали потихоньку понимать куда попали, и ,что обратной дороги уже нет, по крайне мере до завтрашнего утра.... с этими мыслями мы постарались уснуть, чтобы завтра еще раз увидеть все при свете дня.

Из непроверенных источников было известно, что с тебя могут все поснимать или вырвать из рук всю электронику (фотоаппараты, телефоны и камеры), но, забегая вперед скажу, что, слава Богу, этого не подтвердилось. Но все равно из-за этого страха, многие места не были запечатлены, особенно в начале пути.


Гостиница была хорошей (опять же в сравнении с теми, где нам пришлось обитать после..) Все чисто, имелся лифт, и предоставляли завтрак в номер. Мелким почерком объявление на стене: "Не оставляйте еду в сумках, крысы могут их прогрызть". Так как мы обещали хозяину написать отзыв о его заведении, поэтому скажу кратко - рекомендую.
Вечером у нас был поезд в Варанаси. Решили поехать сначала на вокзал, чтобы узнать существует ли он вообще и оставить вещи в камере хранения. А потом уже с чистой совестью отправиться на прогулку по городу в поисках легкодоступных достопримечательностей, которые можно посмотреть за несколько часов. Но сначала нужно было найти обменник! Деньги оказалось поменять не так-то просто: отделения банков были повсюду, но в выходной день они не работали, а так знакомые всем ларьки с надписью “exachange” вообще отсутствовали. Поэтому как бы нам не хотелось, но пришлось снять деньги в банкомате,(плату за гостиницу же никто не отменял), собрать свои рюкзаки и отправиться навстречу приключениям! Вызвали через приложение Uber 6-ти местную колесницу и поехали через город в сторону вокзала.

Сама Калькутта напоминала развалины после какой-то авиабомбежки, но развалины красивые, ибо, что ни говори, но наследие португальской и английской архитектуры тут велико, и это поистине красиво, несмотря на все эти “мелкие” недочёты)). Здания были полуразрушены и перекошены, куски от них валялись на улице, а обочины покрывал толстый слой пыли и мусора. Вообще пылью было покрыто все. Она преследовала нас на всем протяжении пути по Индии: витала в воздухе, оседая на коже и волосах, придавая всему вокруг ещё больший вид заброшенности и неряшливости, подчёркивая недостатки и без того не самой чистой страны; пачкала оптику, что приходилось постоянно протирать линзы объективов (как и лицо впрочем); закрывала синее небо, превращая линию горизонта в непонятную сизую кашу, в которой терялись дома, а закатное солнце растворялось в дымке где-то на пол пути, так и не успев дойти до заветной точки. Приложение погоды на телефоне помимо стандартных данных впервые стало показывать “ИКВ” (индекс качества воздуха), далеко превышающий самый опасный уровень.
Почти на каждом перекрестке стоял регулировщик в абсолютно белоснежной форме, иногда их было несколько. Вдоль дороги индийцы все время что то носили - на головах или на плечах, в тележках, в сумках, в тюках или корзинах, как муравьи, стройными рядами перемещаясь с одного места на другое. Складывалось впечатление, что в этом городе люди заняты только переносом и перевозкой каких-либо вещей.
Вдоль тротуаров довольно часто можно было заметить колонки с водой, где местные жители ополаскивали руки и ноги, а иногда и мылись целиком. Вообще, несмотря на окружающую грязь, сами же индусы очень чистоплотны и следят за личной гигиеной: постоянно можно видеть кого-то, кто моется в реках и других водоемах, или спеша по своим делам, на ходу чистит зубы.

Камера хранения на вокзале стоила совсем недорого - всего 15 рупий в сутки за одну сумку, и по меркам некоторых других стран - это сверх дешево (на момент поездки курс индийской рупии по отношению к рублю составлял 1:1). Сам вокзал был весьма аутентичен, примерно таким я его себе и представлял. Мест для ожидающих почти не было. В основном люди сидели или лежали на подстилках прямо на бетонном полу (для такого случая каждый путешествующий поездом индус всегда носит коврик или покрывало с собой. Как показала практика, они были необходимы почти на каждом вокзале.) Помимо огромного скопления будущих пассажиров и их провожающих, также было много попрошаек и калек, которые бесцеремонно трогали тебя и тянули за одежду, пытаясь привлечь к себе внимание. Они протягивали к прохожим руки, а потом подносил их ко рту, давая понять, что деньги им нужны исключительно на еду. В основном это были маленькие дети с младенцами на руках. О людях, просящих подаяние в Индии, вообще отдельная история. Я бы снял про это отдельный ролик, но страшно, что их покровители могут просто разбить камеру, ведь как ни крути - все это бизнес. Денег им принципиально не даём: дашь одному - набегут все и потом не останут. Лучшее средство - игнор. Делаем вид, что их просто для вас не существует и идём дальше. Могу вас уверить, что они ни в чем не нуждаются.
Туалет… Туалеты и все, что с ними связано, в Индии занимает 99% всех разговоров, так как индийская пища, на время акклиматизации к ней, частенько заставляет так или иначе с ними взаимодействовать. Привокзальный туалет - это вариант “на корточках” с торчащим краном из стены и небольшой миской для омовения и смыва. В зависимости от ваших целей разная цена - 5 или 15 рупий, но так же есть отдельная кабинка с душем за 50 рупий ( бонусом можно встретить в нем ползающих и летающих тараканов, но не стоит переживать, - опыты доказали, что они одни из самых чистоплотных насекомых на Земле))

Оставив вещи в “Cloakroom”, мы двинулись пешком в город. Нужно было наконец доменять деньги, жрануть настоящей индийской пищи, увидеть дворец королевы Виктории и, самое главное, купить местную сим карту, чтобы хотя-бы один мог раздавать мобильный интернет: ведь фотографий уже было сделано много, и нужно было срочно выкладывать их в соцсети - нельзя же заставлять ждать подписчиков!))
На улице направление движения задавал караван индусов-носильщиков. Нужно было просто вклиниться в этот поток и вынырнуть из него в сторонку, если хотелось подольше задержаться на этом месте, например для фотографии, созерцания или осознания происходящего вокруг. Иногда в такие моменты кто-то из прохожих подходил сделать с кем-то из нас селфи, или какой-нибудь калека хватал за ноги. Конечно нам казалось, что мы в центре внимания, как будто здесь никогда не было “белого” человека. Так как в нашей компании было 4 девушки и 3 из них блондинки, молодые парни не упускали момент как-то повзаимодействовать с ними или просто постоять рядом. Такое поведение наводило на мысль: “а не сопрут ли что-нибудь у нас из карманов?”...

Проходя по мосту, мы увидели людей, купающихся в речке.



Но когда попытались спуститься к ним, - попали на огромный цветочный рынок. Где (уже позже узнали) продают цветы для различных подношений богам. Индусы плели из них разные гирлянды и венки, и продавали их тоннами. Народу было тьма.


Попав в центр хаоса и красоты, кем-то больше овладел хаос, и, создавая панику, которая легко передавалась другому, мы решили быстро покинуть это место. Бежали от неизвестного страха, который сами себе внушили. Чуть позже он уже не отпускал большинство из нашей компании и было решено ловить какой-нибудь транспорт. Но сперва нужно было купить сим карту, чтобы суметь заказать таксо…. Это оказалось не так-то просто. Нормальные “симки” продавали только в официальных офисах, а купленная из киоска на улице служила так себе….(Про оформление сим карты расскажу потом…). Но выбора не было, и пришлось брать, что есть - купили первое, что попалось в какой-то придорожной лавке со всякой мелочью. До интернета так и не достучались, поэтому заказать Uber не получилось.

С мыслью, что лучше стоять в пробке под защитой металла и стекла, нежели идти по тротуару, взаимодействуя с местными жителями и вообще с другим, чужим миром, мы залезли в шестером в маленькую (на три пассажира) машину, - первое, что удалось поймать у дороги. Таксист согласился при условии, что если будут на дороге полицейские - все должны максимально пригибаться к полу (столько народу за раз перевозить не позволительно). Хотя это же Индия - там возможно все. Наверно он хотел над нами просто поиздеваться, когда ещё в следующий раз представится)).


Добравшись до центральной части города (отличалась она лишь более высокими постройками в колониальном стиле), нашли универсальную лавку, предлагающую широкий спектр услуг, как например: копии документов, ретушь фотографий, звонок по проводному телефону куда угодно и, о боги Индии, обмен валюты.
Купюры нового образца ценятся больше, поэтому идут они по более выгодному курсы.
Получив заветную пачку рупий мы отправились на поиски местной харчевни. Мысль о том, чтобы, как можно скорее прикоснуться к супер аутентичной кухни в первоисточнике, не отпускала нас с момента покупки билетов. Ресторан оказался достойным: хорошее обслуживание с кучей опрятно одетых официантов, которые на каждое наше движение руки, бежали, чуть ли не всей гурьбой . Чистые столы, кондиционер и бесплатные снеки к пиву. Заказали мы кучу различных карри, масалы и лепёшек, и конечно же пиво.( По опыту посещения разных южных стран, пиво на вкус частенько попадается так себе, но в Индии это было просто верх совершенства. Вкуснее мало где найдёшь). Может, конечно, оно идет с усилителем вкуса, но каждый из нас выпил изрядно. Еда была не менее восхитительна. Каждый из нас пробовал что то в индийских ресторанах в России. Но то рядом не стояло с этими блюдами. А в конце трапезы сам шеф-повар вышел поприветствовать нас, что было конечно лестно, или он никогда белых не видел,... может какие новые блюда на нас тестил....))

Время пролетело незаметно, нам ещё нужно было успеть посетить дворец королевы Виктории - это была мечта одной из участниц нашего путешествия, так что медлить было нельзя. Путь лежал через огромный парк, поэтому решили пройтись пешком. Дело шло к закату, и вся дневная уличная суета перекочевала на огромное поле в центре этого островка зелени, где люди играли в крикет или запускали воздушных змеев, а кто-то просто устраивал пикники, наблюдая за играми своих друзей. По тропе мимо крикетчиков нам попался ( или мы ему) один индийских фотограф, который, увидев нас, срочно захотел сделать нам бесплатную фотосессию, пообещав обязательно скинуть фото на почту, for sure, - много говорил и даже адрес записал...Но фото так и не пришли. Что он там с ними делает - остается загадкой. Может в какой-нибудь рекламной кампании уже наши лица... или в постере.


Вдалеке над кронами деревьев уже были видны купола дворца, так что было легко двигаться по направлению к нему. Здесь в Индии переплетается между собой прошлое и будущее, разные времена года и разные эпохи. В какой-то момент мы как будто оказались на несколько десятков лет назад: где-то вдалеке мимо парка проезжал, устало поскрипывая, старый бездверый трамвай из которого торчали индусы, статные полицейские в форме скаутов совершали свой ежевечерний конный обход, а цветастые кареты, запряженные крайне тощими и больными на вид лошадьми, стояли вдоль обочины в ожидании уставших туристов. Как-то незаметно мы оказались у главного входа во дворец. Подойдя к рамке металлодетектора охранник нам сказал, что уже поздно и они больше никого не впускают, лишь выпускают оставшихся и закрываются. Всем стало немного грустно, но решили хотя бы селфи сделать на фоне забора. И конечно же вокруг образовалась толпа желающих сфотаться с нами или на фоме нас. Казалось, что мы привлекаем внимания больше, чем достопримечательность. Время шло, а уходить ни с чем не хотелось, и тут в ход пошло женское обаяние: стоило лишь слёзно попросить грозную охрану, не забывая хлопать ресницами, и суровые индийские мужчины не устояли и пропустили нас полным составом, ещё и бесплатно))
Сам по себе замок был весьма впечатляющим - большой куполообразный свод в классическом английском стиле величественно возвышался над остальными башенками комплекса. Дорогу к нему преграждал монумент королевы Виктории, восседающей на своем троне. Сад был также выполнен в классическом стиле, представляя собой аккуратно подстриженные и точно вымеренные композиции из кустарников и цветов.


Пройдя, можно сказать, первый чекпоинт из запланированных достопримечательностей, было решено ехать в сторону вокзала. Совсем уже стемнело и было резонно воспользоваться такси. Но местные извозчики, стоящие возле самих ворот, рубили лютый ценник, не соглашаясь на нашу цену. Выбор снова пал на Uber. Пока мы ждали машину, нашу компанию облепила толпа маленьких детей-попрошаек, но я быстро заметил неподалеку их мать, которая отдавала приказы к кому и как подходить, поэтому мы сделали лицо кирпичом, стараясь не замечать их приставаний. Тотальный игнор все же возымел действие, а неродивая мамаша сдалась и сагрила своих отпрысков на других зевак.
Uber оказался супер долгим, а время поджимало. Мы пошли к основной трассе с надеждой, что там шанс что-то поймать будет выше. Становилось темно, страх потихоньку проникал в наши сердца, - это отразилось и на общем настроении: все стали раздражительными в желании поскорее уехать. Встали на перекрестке рядом с остановкой, на которой автобусы долго не задерживались, - вход и выход у них происходил на ходу, но оно и понятно, ведь все хотят поскорее оказаться дома. На одном из таких автобусов высветилось название нашего вокзала, но между духом путешественника и желанием не опоздать на поезд, победило второе… Точнее было 4 против 2х, так что мы продолжали ждать Uber. Минут через 20 наконец прибыла наша 6ти местная машина-зверь, и мы помчались, наслаждаясь вечерней Калькуттой, в последний раз бросая взгляд на её улицы.
Железные дороги это отдельная тема в Индии, я бы хотел ей посвятить целый отдельный фильм. Поезда я люблю с детства, так что предпочитаю и считаю это лучшим транспортом из всех, что пока есть на Земле.
Конечно, все переживали, как оно будет в индийском поезде.. Спать со свиньями в хлеву или в почтовом отделении - представления были разные. Особенно после фоточек из интернета, где весь поезд облеплен индусами. Так как Калькутта - это самая восточная часть Индии, то мы садились в поезд с начальной станции, и времени расположиться у нас было полно. Индусы быстро перетаскивали свои вещи внутрь, чтобы занять лучшие места и успеть распихать свои нескончаемые баулы под лавки. Кстати, у каждого было лишь по одному рюкзаку и одной ручной клади в виде сумки для фотоаппарата. В итоге, продираясь через толпу людей, стоящую в проходе вагонов, мы, наконец, добрались до своих законных мест. Хорошо, что они располагались в одном отделении купе, поэтому сидели мы все вместе. Завтра утром будет Варанаси…
Продолжение следует

P. S. Да, ещё там бы очень крутой и супер странный мост.