"Кижский погост. Зодчие наших дней"

Эта история началась задолго до того, как я попал на остров Кижи в составе команды учеников плотницкой школы проекта «Общее дело». Было это примерно так…



Последние восемь лет я активно путешествовал по бескрайним просторам нашей необъятной Родины и больше всего бывал на Русском Севере. Эти края меня тянули к себе по непонятным мне причинам. Много было истоптано троп и пройдено дорог. Колеса моего микроавтобуса проехали не один десяток тысяч километров в поисках новых видов и красот. Но, увы, помимо красот мне встречались очень унылые картины. Повсюду в Карелии, Вологодской и Архангельской областях мне попадались руины домов умирающих деревень и завалившиеся набок колокольни и купола старинных деревянных храмов. Это зрелище не вызывало у меня ничего, кроме грусти и переживания за то, что памятники зодчих прошлого могут уйти навсегда. В начале 2017 года я начал искать информацию о людях, которые занимаются реставрацией забытых и никому ненужных деревянных храмов. Чтобы упростить поиски я начал писать на страницы групп всех известных мне социальных сетей, которые отвечали критериям запросов по деревянному зодчеству. Моим желанием было снять очередной фильм. Поскольку я занимаюсь популяризацией традиционных ремесел малых и коренных народов России, в данном направлении меня интересовали непосредственно плотники-реставраторы. В один прекрасный день мне написала девушка. Она представилась Лидией и рассказала, что является куратором проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Изучив ресурсы проекта, я понял, что нашел тех людей, которые действительно смогут мне помочь. Фотографии и видео на сайте «Общего дела» дали мне понять: этот проект соответствует моим запросам. Мне хотелось видеть людей, которые не преследуют никаких корыстных целей в таком кропотливом и глубоко духовном деле.



Какое-то время мы переписывались с Лидией и обсуждали вопросы сотрудничества. Осенью 2017 года Лидия рассказала мне о школе, готовящей плотников-реставраторов. Именно о ней можно было снять материал. Я, конечно же, согласился. Но события немного закрутили в другое русло наше сотрудничество. Мне предложили не только сделать репортаж о школе, но и изучить вопрос изнутри. А именно самому поступить в школу и пройти трехмесячное обучение. Несмотря на свои некоторые ограничения по здоровью я, конечно же, согласился. В один из дождливых осенних дней я и еще примерно двадцать парней приехали в пункт «N», где нас ждал человек, ставший на ближайшее время нашим Гуру плотницкого ремесла. Забегая вперед скажу: Николай Витальевич Сахоненко оказался прекрасным учителем и хорошим наставником.



Несмотря на свою строгость и серьезному отношению к делу этот человек всегда мог поддержать беседу и вполне адекватно относился к любым ситуациям, а так же прекрасно воспринимал шутки и забавные вещи. Итак: мы приехали в один из лесопарков, где помимо нашего Гуру нас ждал егерь данного места и по совместительству сын Николая Витальевича. Нам рассказали, что прошедший недавно ураган повалил несколько лиственниц и теперь у них одна судьба: их попросту спишут и распилят на дрова. Но нас такое расположение дел не устраивало. Основной задачей в этот день была отработка навыков подготовки леса к строительству. Несмотря на дождь, весь день мы учились правильно передвигать огромные бревна и снимать кору с деревьев таким образом, чтобы не повредить структуру ствола. Вроде бы, забава не самая интересная, но это дело меня затянуло очень сильно. В итоге, целых три месяца, в дождь, а потом и в снег, каждое воскресенье я ездил сначала в парк, а потом и в храм Преподобного Серафима Саровского в Раеве, где базируется школа плотницкого дела. Первую половину дня мы занимались на улице, где при помощи топора обрабатывали бревна и ставили учебные срубы, а после обеда у нас были познавательные лекции. Когда обучение закончилось, мне предложили поехать на недельную практику на остров Кижи. Отказаться от такого предложения я, конечно же, не мог.



В один из последних дней января группа молодых плотников-реставраторов погрузилась на Ленинградском вокзале в поезд «Москва-Мурманск» и отправилась в путь. Уже на следующий день мы стояли на перроне в Медвежьегорске и делали памятное фото всей команды, к которой по пути, в Петрозаводске, присоединились сотрудники острова Кижи Ксения Кузнецова и Александр Юрьевич Любимцев. Именно они стали нашими проводниками в мир деревянного зодчества на ближайшую неделю.



На Медвежьей горе нас встречал автобус, который довез команду до Великой губы. Именно в этом населенном пункте закончился наш маршрут по суше и именно тут мы ждали хивусы, огромные агрегаты на воздушной подушке и с большим пропеллером сзади, которые должны были доставить нас на остров Кижи. Пока мы пребывали в ожидании, заметили на пирсе сломанный указатель населенного пункта.



С этого момента началась наша практика под руководством Александра Юрьевича. В обычной ситуации мы просто вбили бы гвозди в доску и приколотили щит с надписью к пирсу, но не в этот раз. Пока мы доставали топоры и выправляли погнувшиеся гвозди, успели обсудить ошибки строителей данного сооружения, материал, из которого были изготовлены стойки и различные варианты усиления конструкции на будущее.



К тому моменту, когда мы закончили ремонт, с большим шумом подоспели хивусы. Из транспортных средств выгрузились люди и пошли нам на встречу, а мы в свою очередь, взяв рюкзаки, пошли на погрузку. В толпе мне показалось, что глазами я встретил знакомых. Но вспомнив, что мы в Карелии зимой и на воздушной подушке отправляемся на Кижи, отбросил эту мысль. Уже через три часа мне писали комментарии под фото в социальных сетях эти самые знакомые, участники музыкального коллектива «Поверье», клип которого мы снимали месяц назад в Липецкой области. Именно их я видел в толпе. Именно меня видели они. Как и я, они списали все на «показалось». Но это уже совсем другая история…



Огромная машина мчала нас по бескрайним просторам замерзшей Онеги. По пути нам встречались другие хивусы, местные жители на снегоходах и мотособаках, рыбаки, сидящие на лунках, а по берегам стояли деревушки, в которых периодически виднелись деревянные часовни постройки прошлых веков. Именно в этот момент я полностью осознал, куда я попал. Но тогда я еще не понимал зачем.



Прибыли мы в деревню Ямка. Деревня эта насчитывает несколько больших крестьянских домов, стоят баньки по берегам и от каждого дома в озеро уходят мостки, в конце которых прорублена большая лунка для забора питьевой воды в зимнее время. Поселили нас в один из домов. Выделили целую комнату с кухней, умывальником и большущей печью. Понимая, что жить мы будем в трехсотлетнем доме, я сразу побежал изучать пространство. Дом был огромен и включал в себя несколько комнат на двух этажах, центральную лестницу и, конечно же, хозяйственную часть, которая была самой прекрасной. Тут стояли лодки, сани, были шкафы с книгами, рыболовные сети… В общем, не дом, а целый музей, в котором нам предстояло прожить целую неделю.



Спустя некоторое время после нашего заселения в дом пришли сотрудники пожарной части острова и МЧС, которые по всем правилам и во всей строгости провели с нами инструктаж о пользовании плитой, розетками и нахождению на острове в целом. Нам объяснили, что печьку мы трогать не должны вообще, а уж допускать открытого огня и разводить костры тем более. После инструктажа нам выдали специальные пропуска, которые позволяли нам не только находиться на острове, но и посещать реставрационный центр. Несмотря на то, что у нас были эти серьезные документы, мы всегда находились под присмотром сопровождающих нас Ксении и Александра Юрьевича.



Прежде чем начать повествование о нашей практике, скажу немного о самом острове. Он большой. Очень большой. Особенно зимой, когда пешком по морозу приходится преодолевать путь от одного объекта к другому. Все объекты, деревни, ремесленный центр и сам Кижский погост находятся друг от друга на сильном удалении и довольно часто нас из пункта «А» в пункт «Б» возили на местной «Буханке», чтобы сэкономить время для лекций и наши силы. На острове кроме нас в это время было не больше 30-40 человек. Эти люди делились на две категории: 1. Сотрудники музея; 2. Реставраторы-подрядчики. И те и другие передвигались в основном на снегоходах или пикапах. Поначалу создавалось впечатление, что эти люди 24 часа в сутки что-то перевозят туда-сюда, трудятся над чем-то интересным и занимаются очень важными делами. Чуть позже эти мысли развеялись. Нам стало понятно, что эти люди еще и успевают спать! Помимо памятников зодчества и деревень на острове существует часть МЧС, пожарная охрана, огромный реставрационный центр, небольшая плотницкая мастерская с уникальной коллекцией топоров



(забегая вперед скажу: в этой уникальной коллекции не было грузинского топора, который странным образом оказался у одного из членов нашей команды и который был подарен главному коллекционеру топоров острова, Александру Павловичу Трегубову, после чего коллекция стала еще уникальнее),



музеи, домики для сотрудников, туристический центр, WiFi. И, конечно же, магазин, цены в котором в зимнее время нас вполне устраивали, но ассортимент был самым обычным и, к моему разочарованию, не было ни одного вида мороженного.



Рассказывать отдельно про каждый день на острове не буду, но все самые интересные моменты постараюсь поведать в красках. Первые впечатления от местного гостеприимства создала настоящая северная баня, которой нас побаловали с дороги. Точно в такой же бане я парился несколько лет назад, когда ездил в Архангельскую область и посетил одну из деревень в восьмидесяти километрах от Мезени.



В большом помещении стояла печь, котел огромных размеров с нагретой водой, несколько ярусов для парящихся и помывочная. Все в одном флаконе. Протапливают такую баню половину дня, но зато потом тебя прожигает до костей и вся дурь выходит на раз. После бани мы, уставшие с дороги и расслабленные паром, завалились спать. Проснулись только на утро от ароматов вкусного завтрака, доносящегося с кухни. Чтобы у Вас было понимания о том, как мы питались, скажу просто: питались мы хорошо и вкусно, так как готовили сами себе и у нас был график. У каждого был назначен свой день кухонной вахты и именно в этот день мы могли отличиться своими кулинарными способностями. Это испытание все прошли на «отлично». Лично на моей памяти нет ни одного дня, когда пища была бы не вкусной или плохо приготовленной. И это учитывая тот факт, что в нашей команде были одни бородатые мужики с топорами.



После завтрака мы отправились в мастерскую. Каждый по очереди показал свой инструмент нашему сенсею. Прошли обсуждения о том, какими топорами работать и чем лучше выполнять те или иные виды работ. Из привезенных мною топоров, для работы подошли только два, да и у тех нужно было перенасадить топорища, чем я и занимался несколько дней. Это дело меня затянуло по уши в себя. Хотелось насадить топор, не используя ничего, кроме другого топора. Никаких ножей, станков, шкурок и тд. Только березовая заготовка и топор в помощь. Маленький насадил быстро, а вот с большим инструментом затянулось и доделывал работу уже дома, чтобы не тратить время на острове.



Это было только началом. Дальше – больше. Целую неделю на острове наша жизнь била ключом. Скучать не приходилось. Ранний подъем, завтрак, труд, обед, лекции, ужин и перед сном обсуждение дня. Каждый день было что-то новое.



Мы учились в одиночку перекладывать толстые и длинные бревна при помощи системы естественных рычагов, учились определять породу и возраст дерева, знакомились с инструментом, с культурой и традициями Русского Севера, собирали макеты домов в человеческий рост и даже выше. Увидели и изучили конструкцию самого старого из дошедших до наших дней храмов в России, датируемого по некоторым данным XIV веком.



Но самыми примечательными были два эпизода…Первый эпизод отложится в голове и сердце каждого из нас на всю жизнь. В один из дней мы поднялись на «крышу Карелии». И не просто на крышу, а забрались внутрь самой высокой из главок Церкви Преображения Господня. Эта главка не только самая высокая в ансамбле музея-заповедника Кижи, но и самая высокая во всей Карелии.



Описать словами ощущение мне не представляется возможным. Добавляет ощущений еще и тот факт, что мы не только соприкоснулись с работой зодчих прошлого века, которые своими руками изготавливали лемешины для купола, но и то, что спустя некоторое время после нашего отъезда всю верхнюю часть храма разобрали для реставрации и частичной замены. Мы, по сути, за исключением самих реставраторов, были последними посетителями этой части мирового достояния и памятника ЮНЕСКО. Восторг? Конечно! Память на всю жизнь и впечатления для написания мемуаров!!!



Вторым эпизодом, который вызвал лично у меня бурю эмоций, выглядел примерно так: в один из дней мы пришли в мастерскую, где нас ждал Любимцев. Нам было велено взять по топору и идти с ним. Мы подошли к водяной мельнице, являющейся частью музейного комплекса. Построена эта мельница была в XVII веке, если не ошибаюсь. Александр Юрьевич дал нам стремянку и рулетку, показал водосточный желоб и попросил его замерить. Мы записали все данные об этой части конструкции и отправились обратно к мастерской, где на снегу нас уже ожидали два шестиметровых бревна. Указав на эти бревна, сенсей предложил нам их для начала зачистить от коры.



После того, как работа была выполнена, было велено сделать из этих бревен точно такой же водосточный желоб, который мы полчаса назад замеряли. Естественно, каждый из нас отправился к своим рюкзакам для того, чтобы взять измерительные приборы, уровень, нить для разметки линий, но в секунду мы были остановлены и Александр Юрьевич посоветовал нам не брать ничего, кроме топора.



На наши вопросы о том, как же все разметить и правильно подготовить последовал самый простой и, вполне ожидаемый от специалиста такого уровня, ответ: «Рубите на глаз, как это делали предки!» Что мы и начали делать. По началу нам показалось это невозможным и мы даже шутили о том, что это своего рода Кижский юмор и проверка на прочность новичков. Но потом поняли, что все вполне реально и желоб начал получаться. Такие вот интересные дела творились во время нашего пребывания на острове.



Время пролетело незаметно и наступило утро отъезда. Это было прекрасное, безветренное утро с красивейшим онежским рассветом. Собрав вещи, мы вышли к озеру, где нас ожидали уже разогретые хивусы. Возле транспорта стоял один из местных рыбаков, который предложил нам взять с собой свежей копченой рыбы и моченой морошки. Набрав съедобных сувениров и попрощавшись с теми, кто пришел провожать, мы погрузились на борт.



Уезжать никому не хотелось. Покидать царство тишины и спокойствия, где течет размеренная жизнь и не существует никаких бытовых проблем, а лишь властвует природа и искусство деревянного зодчества, никто не хотел. Но, к сожалению, нам нужно было отправляться в Москву. Кого-то ждали семьи, кого-то работа, кого-то личные дела. Но уже тогда, когда хивус мчал нас в рассвет по заснеженной Онеге, я осознавал, что рассказать обо всех эмоциях и переживания в тексте невозможно и, что хочу снять фильм о реставраторах, посвятивших жизнь и отдавших себя целиком Кижскому погосту. К счастью это событие не заставило себя ждать. Сегодня ночью я и моя команда стартуем в это волшебное место, где целую неделю посвятим себя целиком работе над фильмом, который мы хотим посвятить столетию республики Карелия и, конечно же, зодчим наших дней.



Для всех моих читателей, которые хотят больше узнать о нашем проекте и съемках фильма, с разрешения редакции клуба «Моя планета» прикрепляю ссылку для ознакомления. Надеюсь, что и Вы поучаствуете в нашем большом деле по возрождению традиции, культуры и быта народов России!!!

https://planeta.ru/campaigns/kizhifilm



Хочу от лица плотницкой команды и от себя лично поблагодарить всех тех, кто принимал участие в нашем обучении и кто поспособствовал нашей поездке на остров Кижи. Спасибо проекту «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» и отдельно Лидии Курицыной за то, что они создали такое детище. За то, что дают возможность людям не только освоить плотницкое ремесло, но и отправиться в настоящую экспедицию и своими руками подарить вторую жизнь деревянным храмам Русского Севера.



Спасибо всем сотрудникам музея-заповедника Кижи и нашим учителям, которые подарили возможность соприкоснуться с традицией и целую неделю делились своими знаниями и опытом: Ковальчуку Андрею Львовичу, Воробьевой Светлане Васильевне, Кистерной Маргарите Васильевне, Титовой Елене Васильевне.


Спасибо Диме Цимбалу из нашей команды, который сделал прекрасные фото для своих архивов и для этой статьи. Спасибо всем парням из команды. Вы лучшие. Без вариантов!!! И, конечно же, отдельное и большущее спасибо Ксении Кузнецовой и Александру Юрьевичу Любимцеву, которые сделали все для того, чтобы наше пребывание на острове было незабываемым!!!



Немного информации:

Ресурсы проекта "Общее дело":
Официальный сайт: http://obsheedelo.ru
Страница в ВК: http://vk.com/obsheedelosever
Школа плотницкого мастерства: http://vk.com/od_plotniki

Ресурсы музея-заповедника Кижи:
Официальный сайт: http://kizhi.karelia.ru
Музей Кижи в ВК: http://vk.com/kizhi_museum
Учебно-методический центр в ВК: [url]http://vk.com/k