Непал: первое знакомство. Часть 9
Бандар – Джири – Катманду
17.11.2012 (суббота)
17.11.2012 (суббота)
В 5 утра все уже были наготове. Портеры, которым ехать никуда не надо было, тоже пришли, чтобы в последний раз помочь дотащить наши пожитки до конечной точки – автобуса. Вещи, кстати, здесь грузили на крышу: кто-то залезал наверх, другие ему подавали, потом шла укладка, чтобы ничего не выпало.
Не помню точно, кто позаботился о билетах – видимо, хозяин нашей лоджии. Главное, что билеты были куплены, пусть и оказались на стоячие места, потому что сидячих, естественно, уже не было.
Посадка в автобус происходила по отработанному сценарию. Сначала водитель впускал тех, кто был "с местами". Потом втискивались все остальные, стремясь занять клочок пространства и защитить его от напора других пассажиров спиной и плечами. Потом часть счастливых обладателей сидячих мест, что не озаботились прийти к началу посадки, принялись раздвигать стоячих и выгонять со своих мест тех из них, которым надоело стоять, и они решили пока посидеть. В это время некоторые из пассажиров, обреченные на стояние, решили заменить его ездой на крыше, сидя на вещах, что, видимо, было, извините за тавтологию, в порядке вещей.
В конце концов, вся эта масса постепенно утряслась и угомонилась, и автобус с божьей помощью тронулся в 5:55, на 40 минут позже назначенного срока.
Впрочем, как вскоре оказалось, спешить было особенно некуда. Просёлочная дорога, по которой мы ехали, была настолько узкой, что на ней невозможно было разъехаться двум таким автобусам. С одной стороны, как полагается, крутой склон, а с другой, как вы уже догадались, не менее крутой обрыв. Настолько крутой, что, когда автобус болтало с бока на бок, я из окна видел, что нависаю прямо над пропастью.
Немудрено, что некоторые из пассажиров плохо переносили все эти чудеса эквилибристики. Одна местная девушка (собственно, кроме нас шестерых, все остальные были из местных), сидевшая прямо передо мной, периодически доставала заранее заготовленные целлофановые пакеты и освобождалась с их помощью от приступов тошноты. Использованный пакетик летел в форточку, а его место занимал другой – до следующего приступа.
"Ничего себе поездочки!" – невольно думал я, понимая, что другим вариантом добраться отсюда до Катманду или других районов Непала был предварительный суточный переход до Джири пешком, которого мы так удачно избежали. А так мы, пусть в тесноте, пыли, тряске и духоте, но хотя бы ехали.
Иногда водитель делал короткие остановки в специально предназначенных для этого местах, и тогда часть пассажиров, как правило мужского пола, выскакивала из автобуса, чтобы глотнуть немного свежего воздуха или справить малую нужду прямо у обочины, нисколько не смущаясь тех, кто глазел на них в окна.
Если не ошибаюсь, во время одной из таких остановок Сергей Киреев, сполна оценивший прелести езды в салоне нашей "душегубки", переместился на крышу, где хотя бы было посвободнее и полегче дышалось.
Позже он в красках рассказывал о своих впечатлениях, когда автобус проходил в каких-то сантиметрах от края обрыва, и обитателей крыши за счёт амплитуды раскачивания выносило, как к краю трамплина, откуда лететь и лететь... Единственное, что при этом хоть как-то утешало – это надежда на потенциальную возможность в случае опасности спрыгнуть с крыши раньше, чем будет поздно.
Нам же, находившимся в салоне, прыгать было некуда, поэтому мы всецело рассчитывали на мастерство водителя. И он, надо признать, нас не подвёл. На участках, где серпантин дороги делал очередной крутой поворот, водитель умудрялся буквально на пятачке развернуть тяжёлую машину, не давая ей скатиться вниз больше положенного. Мотор ревел, но держал нагрузку, и наш "танк" медленно, но верно полз вверх по склону.
В одном месте нас ожидало весьма любопытное зрелище. Ехали мы, ехали, и вдруг остановились посреди дороги. Оказалось, впереди нас шёл такой же автобус, и он сломался (что, конечно, было немудрено для столь не новой техники). За ним остановились два грузовика – индийские Таты, и потом мы.
И хотя склон в этом месте выполаживался и образовывал большую поляну, объехать бедолагу было совершенно невозможно: с одной стороны дороги тянулась высокая террасная ступень с плетнём, а с другой – какие-то посевы, где можно было легко завязнуть.
Все высыпали из автобуса и для начала разбрелись по соседним кустам. Потом большая часть пассажиров обоих автобусов собралась вокруг сломавшегося агрегата и начала с живым интересом наблюдать за четырьмя водилами, которые вместе пытались устранить поломку. Было слышно, что все горячо обсуждают, что и как надо делать, а самые активные из зрителей норовили принять непосредственное участие в священнодействии "королей грунтовых дорог" и предлагали свою посильную помощь.
Мы же в это время немного поснимали на фото окрестные пейзажи, пока, наконец, ремонт не закончился, и процессия тронулась дальше.
А я для себя сделал вывод, что скорее всего существовало гласное или негласное правило о том, что в определённое время (например, утром) вся колёсная техника движется с гор в долину, а затем (вечером) – назад, все строго в одном и том же направлении. Ехать навстречу друг другу на этом длинном участке пути было невозможно в принципе.
Вскоре стало понятно, что наша поездка заканчивается. Дорога из грунтовой превратилась в щебёнку, потом мы увидели асфальт, и вот он – наш долгожданный Джири! Мы ехали до него около пяти с половиной часов.
Автобус выбросил всех пассажиров на большой стоянке, мы похватали рюкзаки и потащили их к другому автобусу, который ожидал нас поблизости. Он отличался значительно большей комфортабельностью и был специально приспособлен для туристических поездок. Дорога на нём предстояла долгая, и мы взяли тайм-аут, чтобы немного побродить в пределах небольшого участка центральной улицы и поесть в нормальных условиях.
Мне при этом повезло набрести на небольшую лавку, где за какие-то гроши (64 рупии) была куплена упаковка из восьми пышных аппетитных булочек, которые мгновенно разошлись среди голодных трекеров, давно не евших на завтрак мягкого белого хлеба.
Лена на одном из развальчиков, тоже по дешёвке, приобрела килограмм спелых мандаринов – они вместе с булками немного заглушили чувство голода. Был уже полдень, а ведь мы утром обошлись только чаем на скорую руку.
Заказав в одном из ресторанчиков обед, мы плотно поели и быстренько перебрались в автобус – предстоял долгий путь до Катманду.
Надо сказать, дорога по сравнению с той, по которой мы ехали утром, показалась прямо-таки отличной, поскольку была асфальтовой. Понятно, что асфальт был не везде ровным, но в целом ехать по нему было намного быстрее.
Другим преимуществом дороги было то, что разъехаться на ней в принципе было можно, хотя и очень-очень осторожно.
Водитель уверенно давил на газ и лишь слегка притормаживал, громко сигналя, перед перегибами склона, из-за которых не было видно того, кто мог ехать навстречу. Вылетавший из-за поворота джигит тоже был готов к неожиданностям, так что оба вовремя и очень резко тормозили и начинали аккуратненько разъезжаться впритирку друг к другу, при этом одна из машин едва не обдирала кузовом скалу, а другая проходила противоположными колёсами в сантиметрах над обрывом. Потом автобус опять срывался с места и летел до очередного препятствия.
Время от времени мы обгоняли попутных мотоциклистов, и тогда наш водитель обязательно по несколько раз сигналил своим переливистым клаксоном, видимо, чтобы не только предупредить об обгоне, но и показать, кто на дороге главный.
По пути встречалось много селений и городков, и почти везде находился какой-нибудь местный житель, который голосовал нам, как попутному транспорту. Наш водитель даже не обращал на это внимания. Думаю, если бы он подсадил хотя бы половину из этих людей, автобус был давно полон.
Мы же наслаждались простором и удобством салона. Кто-то откинулся на сиденье, другие растянулись, используя ширину сразу двух кресел. Я тоже последовал этому примеру: скинул ботинки, надул свою компактную подушку и, подложив её под голову, устроился на спине в удобной позе. Единственное, что мешало крепко уснуть, так это сильная тряска от нашей динамичной езды. Мне даже приходилось иногда упираться руками в сиденье спереди, чтобы не свалиться вниз.
Немного поболтавшись в такой полурасслабленной позе, как сбиваемый ловкими движениями бармена коктейль, я отряхнул с себя остатки усталости и принялся глазеть в окна, пытаясь разглядеть сквозь них что-нибудь интересное.
Интересное действительно попадалось. Это были и горные вершины, открывавшиеся вдали своими величественными белыми макушками, и мосты через бурные реки, и сама дорога, местами собранная по камушку и укреплённая специальными сетками от разрушений и оползней в сезон дождей.
В некоторых деревнях были замечены интересные конструкции из четырёх толстых многометровых бамбуковых стволов, вкопанных вертикально в землю и служащих опорами для импровизированных качелей (*32).
За этими наблюдениями как-то незаметно пролетели шесть с лишним часов поездки, и мы уже в полной темноте подъехали к сияющему огнями Катманду.
Кумар нас уже ждал. И хотя, судя по его разговору с Борасом, автобус был слишком велик для узких улочек Тамеля и по местным правилам не мог довезти нас до отеля, мы всё-таки доехали туда, что ещё раз подтвердило мысль о том, что жители Непала, придерживаясь определённых правил, всё же не возводят их в абсолют и гибко подходят к их трактовке, когда "боги не против".
В отеле была тёплая встреча с Палычем, Леной и Лёшей. Палыч уже выглядел нормально, видимо, болезнь его отпустила.
Впереди был вечер, и мы захотели провести его в приятной обстановке за ужином в ресторане. По этому случаю был выбран находившийся неподалёку от нашего отеля знаменитый Rum Doodle (*33).
Уже не помню, кто заказал столик (точнее – стол, поскольку нас было 10 человек, включая Бораса), но это было сделано весьма кстати, так как зал оказался полон народа, шумно празднующего окончание походов и восхождений.
Кому-то из нас (если на ошибаюсь, Исакичу) такая обстановка не очень понравилась, но мне этот гвалт нисколько не мешал – оказавшись в центре здешней цивилизации, хотелось просто расслабиться, вкусно поесть и, конечно, отметить успешное окончание трека.
Сергей Киреев сразу объявил, что берёт все расходы нашей группы в ресторане на себя, и что нас это не должно ограничивать в заказе того, чего хочется. По совету Рагимова нам захотелось прежде всего коктейля, причём командор опять же предупредил, что коктейли здесь хорошие и выпиваются очень быстро, поэтому заказывать лучше сразу по две порции.
Что до остальных блюд, то здесь мы ориентировались хуже. После привычных мо-мо и супа "из гарликов" меню столичного ресторана поражало воображение. Потратив некоторое время, мы всё-таки сделали заказ, и пока нам его несли, принялись разглядывать необычный интерьер заведения.
Он весь был соткан из деталей и сюжетов альпинистской тематики. Особый колорит создавали послания, написанные и разрисованные посетителями ресторана. Все они были выполнены на одинаковых белых кусках плотной бумаги или картона, вырезанных по форме больших отпечатков ступней йети, и приклеены или подвешены к потолку, так что живого места на нём просто не осталось. На этих посланиях можно было прочитать, кто, в каком году и где побывал, а надписи ещё сопровождались весёлыми рисунками. Среди прочих каракулей (*34) здесь было много сделанных нашими соотечественниками.
Как поведал Рагимов, такую "пятку" может собственноручно разрисовать любой из посетителей ресторана, заплатив энную сумму за чистую картонку, и командор уже делал это в прошлый приезд сюда.
Сопоставив наше скромное достижение с некоторыми из запечатлённых здесь, мы всё-таки решили не оставлять свои "следы" на столь высоком для нас "потолке славы" и занялись собственно ужином, во время которого прозвучало множество тостов и взаимных поздравлений, а Борасу в благодарность за его хорошую работу мы вручили дополнительное денежное вознаграждение.
Спать легли в этот день очень поздно, и я в голове ещё некоторое время прокручивал запомнившиеся моменты путешествия.
---
(*32) Наберите в Гугле или Яндексе "Непал качели" и Вы найдёте множество фотографий этой народной забавы, практикуемой во время национальных праздников (так называемых фестивалей).
(*33) Rum Doodle – ресторан в Катманду, пользующийся особой популярностью у альпинистов. По информации из Интернета, в 1983 году он был признан одним из лучших в мире по версии журнала Time. Кроме того, здесь бесплатно обслуживают тех, кто побывал на вершине Эвереста.
(*34) Кстати говоря, слово "doodle" в переводе с английского означает "каракули". Возможно, этим объясняется название ресторана, в котором первое слово ("ром"), на мой взгляд, не требует каких-либо объяснений.
---
Утром, в день отлёта на родину, мы позавтракали в отеле. При этом те, кто привык за время похода начинать трапезу с омлета, по совету Папушей заменили его на обычные варёные яйца, так как омлет здесь, похоже, готовили из яичного порошка. А за яйцами был специально послан человек, он их где-то рядом купил, принес в отель, и их тут же приготовили.
Во время свободной минутки, пока все собрались, Сергей Киреев неожиданно презентовал песню, сочинённую им во время прохождения трека. Она была про одну из двух наших Лен (ту, которая Заречина), и пелось в ней про то, как Ленка здорово чешет по горам. Песня была, что называется, "не в бровь, а в глаз", и здорово добавила всем бодрости и настроения на фоне наступившей расслабленности после завершения нашего приключения.
Другим поводом для веселья стал мой душещипательный рассказ про "типс", которыми я наградил хозяина лоджии в Джувинге. Сергей Киреев, объяснивший мне значения слов "tips" и "donation", ещё долго не мог успокоиться и всякий раз со смехом переспрашивал, как это всё происходило.
До отлёта ещё оставалось достаточно времени, и мы его решили потратить на шопинг и экскурсии. Кто-то направился прогуляться в старый королевский дворец, кому-то надо было сделать заранее запланированные покупки. Я же решил побродить по Тамелю, на что мне не хватило времени перед началом трека.
Не буду утомлять читателей описанием всех своих впечатлений, скажу лишь, что я чуть было не заблудился в сплетениях одинаковых с виду улочек, забитых торговцами, туристами, местным людом, снующими туда-сюда мотоциклами, велорикшами и маленькими такси (*35).
Нагулявшись, я попутно завершил сбор своей небольшой коллекции сувениров для родных и близких и докупил кое-что из снаряжения – в частности, лёгкий спальник для летнего отдыха за совсем небольшие деньги.
Надо сказать, всяких разных спортивных шмоток и снаряжения в магазинчиках и лавках Катманду великое множество. Здесь представлены и фирменные вещи за хорошую цену, и их неплохие копии – они намного дешевле, и копии с копий, и бывшие в употреблении, от заношенных до явно купленных "на один раз" и потом проданных здесь же. И всё это в огромном количестве, самых разных моделей, размеров, расцветок, так что глаза просто разбегаются.
Поэтому практичный совет тем, кто в первый раз собирается посетить Непал: если Вы не успели закупить необходимое снаряжение и спортивную одежду дома, не переживайте. Имея полдня времени в Катманду, можно сделать это на месте, причём быстро и дёшево. Единственное из основного списка экипировки для трекинга, что я бы посоветовал в любом случае покупать до вылета – это трекинговые ботинки. Всё-таки это важнейший элемент снаряжения, от тщательной и правильной примерки и подгонки которого зависит, будете ли Вы идти по тропе спокойно и уверенно или же мозоли и натёртости не дадут Вам такой возможности.
Когда пришло время ехать в аэропорт, все собрались, и Кумар тепло проводил нас, опять подогнав небольшой микроавтобус. Мы благополучно доехали до аэропорта и потом также благополучно прилетели на родину.
---
(*35) Замечу, что движение в Непале левостороннее, к чему довольно быстро привыкаешь, особенно с учётом узких улочек Тамеля, где не так уж и важно, по какой стороне двигаться.
---
Эпиграф, который я поместил в начале своего рассказа, вовсе не имеет целью высказать какие-либо претензии к организации нашего путешествия.
В конце концов, тот, кто думает, что может заранее предусмотреть и спланировать в подобном походе всё, вплоть до мельчайших деталей, пусть сам попробует. Уверен, что всё спланировать невозможно!
Важно, чтобы люди, идущие вместе по тропе, умели трезво оценивать ситуацию и возникающие риски и своевременно и адекватно реагировать на них. А ещё поддерживать друг друга в трудную минуту, как члены единой команды. Тогда все препятствия преодолеваются легко, и поход превращается в настоящее приключение, от которого в памяти остаётся только хорошее.
Наш поход запомнился мне именно таким.
Мы вернулись туда, где всё начиналось – в Домодедово, и разъехались по домам.
Перед тем, как расстаться, все собрались в круг, вытянув вперёд правую руку и положив её сверху на руку товарища. В этот момент мы всё ещё были командой, единым целым – как там, откуда только что вернулись и куда захотим поехать опять в том же составе ровно через год.
Но это, дорогие читатели, уже совсем другая история...
Не помню точно, кто позаботился о билетах – видимо, хозяин нашей лоджии. Главное, что билеты были куплены, пусть и оказались на стоячие места, потому что сидячих, естественно, уже не было.
Посадка в автобус происходила по отработанному сценарию. Сначала водитель впускал тех, кто был "с местами". Потом втискивались все остальные, стремясь занять клочок пространства и защитить его от напора других пассажиров спиной и плечами. Потом часть счастливых обладателей сидячих мест, что не озаботились прийти к началу посадки, принялись раздвигать стоячих и выгонять со своих мест тех из них, которым надоело стоять, и они решили пока посидеть. В это время некоторые из пассажиров, обреченные на стояние, решили заменить его ездой на крыше, сидя на вещах, что, видимо, было, извините за тавтологию, в порядке вещей.
В конце концов, вся эта масса постепенно утряслась и угомонилась, и автобус с божьей помощью тронулся в 5:55, на 40 минут позже назначенного срока.
Впрочем, как вскоре оказалось, спешить было особенно некуда. Просёлочная дорога, по которой мы ехали, была настолько узкой, что на ней невозможно было разъехаться двум таким автобусам. С одной стороны, как полагается, крутой склон, а с другой, как вы уже догадались, не менее крутой обрыв. Настолько крутой, что, когда автобус болтало с бока на бок, я из окна видел, что нависаю прямо над пропастью.
Немудрено, что некоторые из пассажиров плохо переносили все эти чудеса эквилибристики. Одна местная девушка (собственно, кроме нас шестерых, все остальные были из местных), сидевшая прямо передо мной, периодически доставала заранее заготовленные целлофановые пакеты и освобождалась с их помощью от приступов тошноты. Использованный пакетик летел в форточку, а его место занимал другой – до следующего приступа.
"Ничего себе поездочки!" – невольно думал я, понимая, что другим вариантом добраться отсюда до Катманду или других районов Непала был предварительный суточный переход до Джири пешком, которого мы так удачно избежали. А так мы, пусть в тесноте, пыли, тряске и духоте, но хотя бы ехали.
Иногда водитель делал короткие остановки в специально предназначенных для этого местах, и тогда часть пассажиров, как правило мужского пола, выскакивала из автобуса, чтобы глотнуть немного свежего воздуха или справить малую нужду прямо у обочины, нисколько не смущаясь тех, кто глазел на них в окна.
Если не ошибаюсь, во время одной из таких остановок Сергей Киреев, сполна оценивший прелести езды в салоне нашей "душегубки", переместился на крышу, где хотя бы было посвободнее и полегче дышалось.
Позже он в красках рассказывал о своих впечатлениях, когда автобус проходил в каких-то сантиметрах от края обрыва, и обитателей крыши за счёт амплитуды раскачивания выносило, как к краю трамплина, откуда лететь и лететь... Единственное, что при этом хоть как-то утешало – это надежда на потенциальную возможность в случае опасности спрыгнуть с крыши раньше, чем будет поздно.
Нам же, находившимся в салоне, прыгать было некуда, поэтому мы всецело рассчитывали на мастерство водителя. И он, надо признать, нас не подвёл. На участках, где серпантин дороги делал очередной крутой поворот, водитель умудрялся буквально на пятачке развернуть тяжёлую машину, не давая ей скатиться вниз больше положенного. Мотор ревел, но держал нагрузку, и наш "танк" медленно, но верно полз вверх по склону.
В одном месте нас ожидало весьма любопытное зрелище. Ехали мы, ехали, и вдруг остановились посреди дороги. Оказалось, впереди нас шёл такой же автобус, и он сломался (что, конечно, было немудрено для столь не новой техники). За ним остановились два грузовика – индийские Таты, и потом мы.
И хотя склон в этом месте выполаживался и образовывал большую поляну, объехать бедолагу было совершенно невозможно: с одной стороны дороги тянулась высокая террасная ступень с плетнём, а с другой – какие-то посевы, где можно было легко завязнуть.
Все высыпали из автобуса и для начала разбрелись по соседним кустам. Потом большая часть пассажиров обоих автобусов собралась вокруг сломавшегося агрегата и начала с живым интересом наблюдать за четырьмя водилами, которые вместе пытались устранить поломку. Было слышно, что все горячо обсуждают, что и как надо делать, а самые активные из зрителей норовили принять непосредственное участие в священнодействии "королей грунтовых дорог" и предлагали свою посильную помощь.
Мы же в это время немного поснимали на фото окрестные пейзажи, пока, наконец, ремонт не закончился, и процессия тронулась дальше.
А я для себя сделал вывод, что скорее всего существовало гласное или негласное правило о том, что в определённое время (например, утром) вся колёсная техника движется с гор в долину, а затем (вечером) – назад, все строго в одном и том же направлении. Ехать навстречу друг другу на этом длинном участке пути было невозможно в принципе.
Вскоре стало понятно, что наша поездка заканчивается. Дорога из грунтовой превратилась в щебёнку, потом мы увидели асфальт, и вот он – наш долгожданный Джири! Мы ехали до него около пяти с половиной часов.
Автобус выбросил всех пассажиров на большой стоянке, мы похватали рюкзаки и потащили их к другому автобусу, который ожидал нас поблизости. Он отличался значительно большей комфортабельностью и был специально приспособлен для туристических поездок. Дорога на нём предстояла долгая, и мы взяли тайм-аут, чтобы немного побродить в пределах небольшого участка центральной улицы и поесть в нормальных условиях.
Мне при этом повезло набрести на небольшую лавку, где за какие-то гроши (64 рупии) была куплена упаковка из восьми пышных аппетитных булочек, которые мгновенно разошлись среди голодных трекеров, давно не евших на завтрак мягкого белого хлеба.
Лена на одном из развальчиков, тоже по дешёвке, приобрела килограмм спелых мандаринов – они вместе с булками немного заглушили чувство голода. Был уже полдень, а ведь мы утром обошлись только чаем на скорую руку.
Заказав в одном из ресторанчиков обед, мы плотно поели и быстренько перебрались в автобус – предстоял долгий путь до Катманду.
Надо сказать, дорога по сравнению с той, по которой мы ехали утром, показалась прямо-таки отличной, поскольку была асфальтовой. Понятно, что асфальт был не везде ровным, но в целом ехать по нему было намного быстрее.
Другим преимуществом дороги было то, что разъехаться на ней в принципе было можно, хотя и очень-очень осторожно.
Водитель уверенно давил на газ и лишь слегка притормаживал, громко сигналя, перед перегибами склона, из-за которых не было видно того, кто мог ехать навстречу. Вылетавший из-за поворота джигит тоже был готов к неожиданностям, так что оба вовремя и очень резко тормозили и начинали аккуратненько разъезжаться впритирку друг к другу, при этом одна из машин едва не обдирала кузовом скалу, а другая проходила противоположными колёсами в сантиметрах над обрывом. Потом автобус опять срывался с места и летел до очередного препятствия.
Время от времени мы обгоняли попутных мотоциклистов, и тогда наш водитель обязательно по несколько раз сигналил своим переливистым клаксоном, видимо, чтобы не только предупредить об обгоне, но и показать, кто на дороге главный.
По пути встречалось много селений и городков, и почти везде находился какой-нибудь местный житель, который голосовал нам, как попутному транспорту. Наш водитель даже не обращал на это внимания. Думаю, если бы он подсадил хотя бы половину из этих людей, автобус был давно полон.
Мы же наслаждались простором и удобством салона. Кто-то откинулся на сиденье, другие растянулись, используя ширину сразу двух кресел. Я тоже последовал этому примеру: скинул ботинки, надул свою компактную подушку и, подложив её под голову, устроился на спине в удобной позе. Единственное, что мешало крепко уснуть, так это сильная тряска от нашей динамичной езды. Мне даже приходилось иногда упираться руками в сиденье спереди, чтобы не свалиться вниз.
Немного поболтавшись в такой полурасслабленной позе, как сбиваемый ловкими движениями бармена коктейль, я отряхнул с себя остатки усталости и принялся глазеть в окна, пытаясь разглядеть сквозь них что-нибудь интересное.
Интересное действительно попадалось. Это были и горные вершины, открывавшиеся вдали своими величественными белыми макушками, и мосты через бурные реки, и сама дорога, местами собранная по камушку и укреплённая специальными сетками от разрушений и оползней в сезон дождей.
В некоторых деревнях были замечены интересные конструкции из четырёх толстых многометровых бамбуковых стволов, вкопанных вертикально в землю и служащих опорами для импровизированных качелей (*32).
За этими наблюдениями как-то незаметно пролетели шесть с лишним часов поездки, и мы уже в полной темноте подъехали к сияющему огнями Катманду.
Кумар нас уже ждал. И хотя, судя по его разговору с Борасом, автобус был слишком велик для узких улочек Тамеля и по местным правилам не мог довезти нас до отеля, мы всё-таки доехали туда, что ещё раз подтвердило мысль о том, что жители Непала, придерживаясь определённых правил, всё же не возводят их в абсолют и гибко подходят к их трактовке, когда "боги не против".
В отеле была тёплая встреча с Палычем, Леной и Лёшей. Палыч уже выглядел нормально, видимо, болезнь его отпустила.
Впереди был вечер, и мы захотели провести его в приятной обстановке за ужином в ресторане. По этому случаю был выбран находившийся неподалёку от нашего отеля знаменитый Rum Doodle (*33).
Уже не помню, кто заказал столик (точнее – стол, поскольку нас было 10 человек, включая Бораса), но это было сделано весьма кстати, так как зал оказался полон народа, шумно празднующего окончание походов и восхождений.
Кому-то из нас (если на ошибаюсь, Исакичу) такая обстановка не очень понравилась, но мне этот гвалт нисколько не мешал – оказавшись в центре здешней цивилизации, хотелось просто расслабиться, вкусно поесть и, конечно, отметить успешное окончание трека.
Сергей Киреев сразу объявил, что берёт все расходы нашей группы в ресторане на себя, и что нас это не должно ограничивать в заказе того, чего хочется. По совету Рагимова нам захотелось прежде всего коктейля, причём командор опять же предупредил, что коктейли здесь хорошие и выпиваются очень быстро, поэтому заказывать лучше сразу по две порции.
Что до остальных блюд, то здесь мы ориентировались хуже. После привычных мо-мо и супа "из гарликов" меню столичного ресторана поражало воображение. Потратив некоторое время, мы всё-таки сделали заказ, и пока нам его несли, принялись разглядывать необычный интерьер заведения.
Он весь был соткан из деталей и сюжетов альпинистской тематики. Особый колорит создавали послания, написанные и разрисованные посетителями ресторана. Все они были выполнены на одинаковых белых кусках плотной бумаги или картона, вырезанных по форме больших отпечатков ступней йети, и приклеены или подвешены к потолку, так что живого места на нём просто не осталось. На этих посланиях можно было прочитать, кто, в каком году и где побывал, а надписи ещё сопровождались весёлыми рисунками. Среди прочих каракулей (*34) здесь было много сделанных нашими соотечественниками.
Как поведал Рагимов, такую "пятку" может собственноручно разрисовать любой из посетителей ресторана, заплатив энную сумму за чистую картонку, и командор уже делал это в прошлый приезд сюда.
Сопоставив наше скромное достижение с некоторыми из запечатлённых здесь, мы всё-таки решили не оставлять свои "следы" на столь высоком для нас "потолке славы" и занялись собственно ужином, во время которого прозвучало множество тостов и взаимных поздравлений, а Борасу в благодарность за его хорошую работу мы вручили дополнительное денежное вознаграждение.
Спать легли в этот день очень поздно, и я в голове ещё некоторое время прокручивал запомнившиеся моменты путешествия.
---
(*32) Наберите в Гугле или Яндексе "Непал качели" и Вы найдёте множество фотографий этой народной забавы, практикуемой во время национальных праздников (так называемых фестивалей).
(*33) Rum Doodle – ресторан в Катманду, пользующийся особой популярностью у альпинистов. По информации из Интернета, в 1983 году он был признан одним из лучших в мире по версии журнала Time. Кроме того, здесь бесплатно обслуживают тех, кто побывал на вершине Эвереста.
(*34) Кстати говоря, слово "doodle" в переводе с английского означает "каракули". Возможно, этим объясняется название ресторана, в котором первое слово ("ром"), на мой взгляд, не требует каких-либо объяснений.
---
Пора домой
18.11.2012 (воскресенье)
18.11.2012 (воскресенье)
Утром, в день отлёта на родину, мы позавтракали в отеле. При этом те, кто привык за время похода начинать трапезу с омлета, по совету Папушей заменили его на обычные варёные яйца, так как омлет здесь, похоже, готовили из яичного порошка. А за яйцами был специально послан человек, он их где-то рядом купил, принес в отель, и их тут же приготовили.
Во время свободной минутки, пока все собрались, Сергей Киреев неожиданно презентовал песню, сочинённую им во время прохождения трека. Она была про одну из двух наших Лен (ту, которая Заречина), и пелось в ней про то, как Ленка здорово чешет по горам. Песня была, что называется, "не в бровь, а в глаз", и здорово добавила всем бодрости и настроения на фоне наступившей расслабленности после завершения нашего приключения.
Другим поводом для веселья стал мой душещипательный рассказ про "типс", которыми я наградил хозяина лоджии в Джувинге. Сергей Киреев, объяснивший мне значения слов "tips" и "donation", ещё долго не мог успокоиться и всякий раз со смехом переспрашивал, как это всё происходило.
До отлёта ещё оставалось достаточно времени, и мы его решили потратить на шопинг и экскурсии. Кто-то направился прогуляться в старый королевский дворец, кому-то надо было сделать заранее запланированные покупки. Я же решил побродить по Тамелю, на что мне не хватило времени перед началом трека.
Не буду утомлять читателей описанием всех своих впечатлений, скажу лишь, что я чуть было не заблудился в сплетениях одинаковых с виду улочек, забитых торговцами, туристами, местным людом, снующими туда-сюда мотоциклами, велорикшами и маленькими такси (*35).
Нагулявшись, я попутно завершил сбор своей небольшой коллекции сувениров для родных и близких и докупил кое-что из снаряжения – в частности, лёгкий спальник для летнего отдыха за совсем небольшие деньги.
Надо сказать, всяких разных спортивных шмоток и снаряжения в магазинчиках и лавках Катманду великое множество. Здесь представлены и фирменные вещи за хорошую цену, и их неплохие копии – они намного дешевле, и копии с копий, и бывшие в употреблении, от заношенных до явно купленных "на один раз" и потом проданных здесь же. И всё это в огромном количестве, самых разных моделей, размеров, расцветок, так что глаза просто разбегаются.
Поэтому практичный совет тем, кто в первый раз собирается посетить Непал: если Вы не успели закупить необходимое снаряжение и спортивную одежду дома, не переживайте. Имея полдня времени в Катманду, можно сделать это на месте, причём быстро и дёшево. Единственное из основного списка экипировки для трекинга, что я бы посоветовал в любом случае покупать до вылета – это трекинговые ботинки. Всё-таки это важнейший элемент снаряжения, от тщательной и правильной примерки и подгонки которого зависит, будете ли Вы идти по тропе спокойно и уверенно или же мозоли и натёртости не дадут Вам такой возможности.
Когда пришло время ехать в аэропорт, все собрались, и Кумар тепло проводил нас, опять подогнав небольшой микроавтобус. Мы благополучно доехали до аэропорта и потом также благополучно прилетели на родину.
---
(*35) Замечу, что движение в Непале левостороннее, к чему довольно быстро привыкаешь, особенно с учётом узких улочек Тамеля, где не так уж и важно, по какой стороне двигаться.
---
Вместо эпилога
Эпиграф, который я поместил в начале своего рассказа, вовсе не имеет целью высказать какие-либо претензии к организации нашего путешествия.
В конце концов, тот, кто думает, что может заранее предусмотреть и спланировать в подобном походе всё, вплоть до мельчайших деталей, пусть сам попробует. Уверен, что всё спланировать невозможно!
Важно, чтобы люди, идущие вместе по тропе, умели трезво оценивать ситуацию и возникающие риски и своевременно и адекватно реагировать на них. А ещё поддерживать друг друга в трудную минуту, как члены единой команды. Тогда все препятствия преодолеваются легко, и поход превращается в настоящее приключение, от которого в памяти остаётся только хорошее.
Наш поход запомнился мне именно таким.
Мы вернулись туда, где всё начиналось – в Домодедово, и разъехались по домам.
Перед тем, как расстаться, все собрались в круг, вытянув вперёд правую руку и положив её сверху на руку товарища. В этот момент мы всё ещё были командой, единым целым – как там, откуда только что вернулись и куда захотим поехать опять в том же составе ровно через год.
Но это, дорогие читатели, уже совсем другая история...
Читайте также
11 декабря 2024
336