Норвегия с наскока: дорогами троллей (часть 2)

Утро воскресенья, 9 часов утра. Вчерашнего засилия байкеров, оставивших у отеля десятка два стальных коней, не осталось. Они двинулись в путь. В Норвегии каждые километров пять организованы кемпинги. Не удивительно, что на мото в такой, веселой с точки зрения погоды, стране, можно комфортно путешествовать. Я себе записал в список детских мечтаний новую строчку: прокатиться на мотоцикле по Норвегии. И уже скоро я обязательно это сделаю!

Мы запаслись чаем, плюшками и двинулись в путь. На сей раз решили ехать в обход, по Е39/Е136. Эти спонтанные решения я называю удачными. Об этом позже.



По дороге мы снова остановились у озера. Накрапывал мерзкий дождик. Зато природа издавала приятные звуки: справа шумела трава, квакали лягушки, дождь настукивал нечеткий ритм жирными каплями, что хлюпались о мхи и камни. И никакого шума с дороги, хотя она всего в десятке-двух метров за спиной! Мы нашли заброшенный навес для лодок и побросали там рюкзаки с техникой, чтоб поснимать у самой воды, с камнями, поросшими лишайниками и мхом, с травой, нереального ядрено-зеленого цвета. И снова полчаса съемок.



Где-то ближе к пункту назначения, справа зашуршала горная речка. Мы остановились. Все пребывало в легкой дымке тумана. Почти над головой висело облако, лениво перекатываясь через себя. Мы спустились к воде, сели на камни и начали съемки. Камни, большие и огромные, покрытые веснушками лишайников и с прическами из мхов, окутываемые кристально чистой водой, которая, прыгая порогами, уносилась прочь. Край дороги, где на уширении мы в спешке бросили машину, вместо бордюров оскалил каменные зубы. Их на равном удалении друг от друга, расставили строители. Такой оскал в свете фар смотрелся бы, наверное, устрашающе))) Я легонько поскользнулся и прилег на одну руку в поток. Вода была холодной, мох скользким, боты, не смотря на всю суровость протектора, цеплялись не лучше роликовых коньков.



Пора вспомнить, в чем же удача нашего маршрута сегодня. "You have reached your destination!" - радостно сообщил навигатор. Хм, мы переглянулись. Это и есть тропа троллей? Я говорю напарнику: "поехали-ка мы до упора, в любом случае, уже на 63-ей, вчерашней находимся. Где-то тут мы и развернулись. Давай добьем маршрут". Он согласился. За поворотом дороги туман рассеялся, будто спала вуаль, и перед нами предстал величественный Стигфоссен, высокий, стройный, играющий каскадами и грохочущий. Где-то посередине его опоясывал арочный мост. Красота, которую сложно описать! А мы ведь на его воде только что снимали! Перед нами открывался отвес скал. Где-то, как-то по ним виднелась разметка, и мелькали крыши автобусов. Серпантин не обычный, в том плане, что он петляет сначала по одной стороне реки, после перебирается тем самым мостом на противоположную, и уже там продолжает подъем. Мы въехали для подъема наверх. Дорога была черна и ровная, в зеркало. Я смутно ее помню, так как хотелось побыстрее забраться на самый верх. Закладывало уши. Мост оказался влажным, от водопада влага делала его сияющим. Вторую половину пути я не могу вспомнить совсем.



Вид с высоты открывался просто феерический! Едко-зеленое подножие долины, по которой тонкой белой полоской уходила река, еще недавно столь могучая, будучи совсем рядом. На горизонте белые облака толпились у синих гор. Края ущелья охраняли скалы до небес, по телу которых нервно бегал серпантин. Под ногами грохотал Стигфоссен. Небо подарило нам окно с глубоким синим цветом. Панорамная площадка, по всей видимости, только что опустела. Мы подождали несколько человек, снимавших на передовой, которая во фронтальной части перил представляет собой стеклянную вставку, а пол - решетчатый, чтобы видеть под ногами несколько каскадов водопада. Мы начали съемку. Сверх широкоугольный объектив, который я с радостью купил как раз для таких видов, ничем особо мне не помог. Хотелось охватить все, все, что видели глаза, бегая по картинке всего этого великолепия. У меня есть проверенное средство - панорама.



Я начал слева. Облака раскинули лапу из-за пика, солнце слегка спряталось, небо провалилось в глубокий синий. Я уже снял примерно половину панорамы, когда облако, что мы заметили ранее, висящее у самой земли где-то вдали, пришло, пригласив "своих". В считанные минуты из маленького облачка, вот так, из ничего, образовалось огромное облако завесы, и оно шло на нас. Мы переглянулись. Интересно! В следующий момент мы уже повисли в молоке. Облако остановилось прямо рядом с нами. Послышалась речь соотечественницы: "ууу...молоко... нечего тут делать, идем отсюда!".




Коллега поглядел на меня. В его глазах был какой-то ребяческий восторг. Я был в тех хе чувствах. Начался мелкий дождик. Кажется, что тучка эта, специально пришла сюда, чтоб нас потроллить. Напарник уже было заикнулся про ехать дальше, но я твердо решил, что в ближайшие полчаса ни шагу не сделаю отсюда. Еще минут пять и облако, сделав свои дела, двинулось обратно, разделилось надвое, и начало лениво карабкаться на скалы. Это выглядело так, будто его позвали, а оно не хотело идти. Пока облако драпает, я быстро выставил все параметры, чтобы поймать его остатки. Небо уже много более облачное, позади нас снова слилось в единую завесу. Времени терять нельзя! С заранее выставленными параметрами, я быстро отшлепал необходимые 11 кадров, которые позднее станут единым целым в данной панораме.



Хочу отметить тот факт, что ближайшая часть водопада, что так хорошо видна на сшивке, на самом деле находится под ногами. Обзор получился около 180 градусов по вертикали и более того по горизонтали. Если бы площадка не торчала вымпелом над пропастью, по краям можно было бы увидеть дорогу к другим площадкам. Я очень доволен этой панорамой! А уж как я доволен тем, что мы выехали по трассе, что привела нас к подножью!

Вдоволь напозировав нам, небо скрылось за облаками. Теперь дорога троллей стала невзрачной, а небо озарилось солнцем далее по дороге. Мы решили перекусить в местной кафешке футуристического вида и двигаться дальше.

Второй раз я напоминаю о удачности этого решения в связи с тем, что мы решили возвращаться. Не проехали мы и пары километров, как местность показалось до жути знакомой, пусть и выглядела она не столь мистически. Это точка, где мы вчера развернулись! Мы не доехали два чертовых километра! Но, оно и к лучшему, иначе, сегодня мы могли не поехать сюда вообще. Ночью мы вряд ли бы рассмотрели это замечательное ущелье. То озеро, которое мы снимали ночью, оказалось источником водопада Стигфоссен. Озер, в общем, там не одно, они располагаются на близких высотах, на небольшом удалении друг от друга, питая водой следующее в цепочке звено, пока вода грохочущим потоком не устремляется вниз.



На атлантическую дорогу мы уже не успевали. До нее 4 часа в один конец. Завтра утром вылет. Мы решили все же найти тот маяк - Молнес. Да или любой другой.

Закат начался внезапно, на горизонте начала тлеть плоска свободного от облачности неба. А путь наш как раз предстоял на запад. Мы старались, гнали, как могли. Но когда мы добрались до точки, найденной и записанной заранее еще в отеле, мы оказались у того же дома, где были позавчера. Теперь же, пока не стемнело, мы отчетливо видели маяк, а точнее маячок.



Вот этот 7ми метровый гриб под названием Молнес, на самом деле настоящий маяк. Вот только в отличии от греческого, светит исключительно в море. Разумно, но для фотографа ни капли не интересно. Чуть правее кадра окопался коллега, он ловит волны в кадр. Минутки две назад бегал и вытирался - окатило с головой. Начался прилив. Лезть на передовую я не хотел, но волны поймать всеж старался, считая каждую 13ю. Это правило тож не особо работало, да и не правило совсем. Однако, на всякий, когда очередная волна подкатывала к каменному перешейку, я делал кадр. Этот кадр последний в этот день в своем роде, как только волна обрушилась на камни и перебросила воду в лужу в центре, от той идиалистической глади, что сейчас на нем, не осталось и следа. Так что, кадр из серии "за секунду до госпитализации"))) Шлепнув кадр, я быстро сложил ноги штатива и, обхихикавшись, запрыгал прочь от этой лужи))

В машине нас ждал все еще горячий чай с печеньем. Теперь, из окна, даже с учетом 30ти кратного увеличения, в монокль можно было разглядеть лишь слабую красную точку. И то, только зная, где искать. Должен отметить, что маяки в Норвегии меня разочаровали. Не яркие они. Эх...

Уже полчаса мы бродили по совершенно пустому Олесунну, в поисках интересных ракурсов. Погода нас явно не жаловала. Тут как-то все сгрудилось, оставив широкими лишь самые невзрачные улочки, а в узких просто негде было встать, да и от дождя не спрятаться. Надо сказать, что гуляли мы уже скорее для галочки, ведь завтра дорога домой. Мы видели пару маяков - уже не плохо! Оказалось, что маяки - еще одна наша общая тема. С минуты на минуту мы готовы были возвращаться в отель для приготовлений к вылету.



Был и еще один маяк - Молья, совсем крошечный. К тому же, не просто маяк, а гостиница. В Норвегии такое практикуется. После полной автоматизации маяка, помещение техника не требуется, но оно есть и почему бы из него не сделать специфический номер? Про то, как обслуживающий персонал каждое утро приносит в маяк селедку с молоком на завтрак я вспоминать не буду, тем более, что при нас в этом номере вряд ли кто-то остановился, но дорожка, выщербленная и скользкая, все же подсвечивалась. На ней то мы и расположились, снимая Олесунн теперь с низкой точки. Рядом стоял громадный корабль. Справа, у берега, болтался какой-то баркас. С моря периодически набрасывался ветер. Я ловил момент его затишья. Олесунн уже почти провалился во мрак ночи и светился всеми огнями. С этого ракурса было впечатление, будто окна его сказочных домиков настолько крупны, что распахиваются во всю стену. Дождик периодически делал повороты в объектив, и приходилось его протирать перед каждым кадром. Я натянул капюшон. Дождь неприятно барабанил по нему. Когда, снимая панораму, я повернул камеру вправо, напарник уже с кем-то говорил. Через минуту прохожий в этот вечер непогожий подошел ближе ко мне, чтоб вести беседу сразу со всеми. Им оказался финн, который на постоянной основе живет теперь здесь и обслуживает паромы. "Я часто не могу уснуть", сказал он и добавил: "этот паром новый, они тихие, а есть те, кто причаливает в 5 утра и подает сигнал, от которого стены трясутся. Я все не могу к этому привыкнуть". Он согласился с нами, что природа тут чудесная, посетовал на погоду, порадовался, что мы успели посмотреть Тролльстиген и Гейрангер. На счет тропы он особо подчеркнул, так как она проходит по трассе, которую на зиму закрывают. Не знаю, так ли это, и наглухо ли закрыты дороги, но собеседник сказал, что открыты дороги лишь короткий летний сезон. Мы рассказали ему о наших похождениях, о поисках маяка, о съемках волн. Коллега добил его, похваставшись купанием)))



Утро понедельника даже в этой сказочной стране совсем не радует, тем более, в день отъезда. Мы завтракали молча. В воздухе висело какое-то депрессивное безразличие. У нас за эти три дня уже не раз озвучивалась мысль, что мы откровенно сглупили, взяв на ознакомление с этой страной столь малый срок. Но, не вешать нос! По прилету, не познав норвежской погоды, мы готовы были расклеяться совсем. А тут такие яркие деньки, и с погодой вполне повезло!

Напоследок, мы решили заехать с Алнесу днем. Маяки, как оказалось, наша общая больная тема. Зная дорогу, теперь, мы быстро докрутили до него, остановившись за пару сотен метров для съемки прибрежного пейзажа. По дороге мы нашли вполне себе комфортный пляж и пошутили, что легких путей не ищем. Вот тут надо было купаться!



Алнес теперь выглядел наряднее. Белый, высокий, в фоне зеленели поля, на горизонте синее море. Красота. Мы сделали несколько кадров, попрощались с маяком и двинулись в путь.



В дьютифри коллега отправился к продавцу и на ломанном инглише спросил про их норвежский фирменный ликер, о котором нам говорили опытные. Ликер оказался неслабой травяной настойкой, сильно напоминавшей абсент. Да и пусть, главное в этой стране совсем не алкоголь, а сказочная природа, сказочные люди, ну и цены, они тоже сказочные! :)

И короткий фильм по нашему треку: