О золоте скифов и тайнах Сибири. Часть 4
Возможно, как раз третий сезон Международной археолого-географической экспедиции «Кызыл-Курагино» Русского Географического Общества принесет новые открытия и сенсации. И мы узнаем, откуда же пришли племена кочевников в степную полосу Евразии и куда они исчезли. Пока существует лишь масса догадок. Одни из них более реалистичны, другие – не очень. Тем не менее, доподлинно известно, что украшения для знати причерноморских скифов изготавливали на заказ греческие мастера-ювелиры. Согласно результатам исследований, греки и скифы неплохо уживались на одной территории. Вообще, жители полисов старались всячески задобрить грозных соседей-кочевников. Особенно хитроумные греки не жалели вина. Алкоголь для скифов Причерноморья оказался своеобразным троянским конем. Археологические раскопки скифских захоронений и мест обитания выявили огромное количество винных сосудов. Так, с течением времени, укреплением связи с оседлыми греками, под воздействием вина некогда грозная сила постепенно сошла на нет. Культура скифов также потихоньку стала исчезать. Это особенно ярко проявляется в деградации звериного стиля в искусстве. Шаг за шагом сугубо скифские зооморфные мотивы вытеснили традиционные греческие орнаменты. Сначала изображения священных скифских животных утратили свои реалистичные черты и динамику. Затем они стали плоскими, потеряв объемность. А потом и вовсе превратились в схематический декоративный орнамент…Скифы растворились среди других народов, ассимилировались, стали частью новых этносов. Но, согласно закону сохранения энергии, их достижения в искусстве и других областях не исчезли просто так, а перешли в новое качество и проявились в материальной и духовной культуре последующих поколений…
Безусловно, скифы заняли свое достойное место в истории. Вне зависимости от культурно-исторических концепций, созданных разными учеными, которые в силу человеческой природы всегда пытались кого-то кому-то противопоставить: запад – востоку, белых – черным, оседлых – кочевникам, католиков – язычникам и т.д., именно жизнь скифов должна положить конец стереотипному разделению людей и заставить рассматривать историю хотя бы Евразийского континента как единую историю его жителей. Может, тогда мы поймем истинную природу всевозможных процессов в древнем обществе, а также – в нынешнем и будущем.
Природные богатства сибирского края…
Одно могу сказать точно: благоговейное отношение скифов к окружающей среде передалось их потомкам в здешних краях на генетическом уровне. Многочисленные народы южной Сибири и Тывы всегда с почтением относились к местной природе – суровой, но прекрасной и первозданной. Местные сказания изобилуют преданиями, в которых сильные и добрые богатыри превращаются в могучие горы, а красавицы – в реки с живописной долиной. Все здешние легенды учат людей гармоничному сосуществованию с окружающим миром. Мне особенно понравилась одна из них: о Спящем Саяне – участке горного хребта Ергаки в одноименном природном парке. При взгляде на него со стороны трассы четко видны очертания спящего великана с благородным профилем. Его руки сложены на груди. А особая структура скал напоминает ниспадающие с головы Саяна прямые длинные волосы. Естественно, это место всегда было священно. Равно как и знаменитый висячий камень – огромный обломок скалы, непонятным образом балансирующий на краю обрыва. Многочисленные попытки сдвинуть его, естественно, не увенчались успехом.
Увидеть это воочию, должна признаться, дорогого стоит. Поход в Ергаки стал для каждого из волонтеров одним из самых запоминающихся моментов не только экспедиции, но и всей жизни. Девственная природа, живописнейшие ландшафты – горный район Саяны на юге Сибири, на северо-восток от Алтая и к западу от озера Байкал. Горные речушки, озера, водопады высотой до 200 м, причудливые пики гор, альпийские луга и высоченные сосны сочетаются в немыслимом по красоте пейзаже.
Инвестиции в здоровье…
Что касается подготовки к любому пешему походу по пересеченной местности, остановлюсь лишь на двух моментах, которые будут интересны всем путешественникам.
Во-первых, не экономьте на своей экипировке! Качественная трекинговая обувь и термобелье – инвестиция в ваше здоровье и хорошее настроение. Две пары специальных носков для трекинга в итоге обойдутся дешевле, чем десятки пар, которые не выдержат и дня активной работы. Да и ноги будут надежно защищены от пота и натирания. Я даже не особенно чувствовала перепады суточной температуры на 35-40 градусов, с которыми столкнулась в тайге. Благодаря специальному материалу и технологии его изготовления мне было тепло при -4°С ранним утром и не жарко при +35°С днем, когда я активно копала под открытым солнцем по четыре часа в день. Правильно подобранные ботинки спасали меня и в холод, и в зной, позволяли безопасно передвигаться по скользким и острым камням, выдержали не один дождь и переход по заболоченной местности.
Второй момент, на который я настоятельно хочу обратить внимание любителей активного отдыха на природе, – это наличие энцефалитного клеща в некоторых районах России. Он также встречается в Альпах. В последнее время добрался и до Закарпатья. Клещевой энцефалит – вирусная инфекция, которая поражает головной мозг и оболочки спинного мозга. В результате заражения человек может отделаться лихорадкой, а может и остаться инвалидом. Игнорировать эту угрозу – преступление против собственной жизни. Обязательным условием участия в экспедиции РГО было наличие двух прививок от энцефалита (делаются они по основной или экстренной схемам). В Сумах, как оказалось, подобной вакцины нет. Чтобы привиться, мне пришлось ехать в Харьков. Одна инъекция стоит 200 грн. Всем, кто собирается в сибирскую тайгу, рекомендую заранее все рассчитать: первая прививка делается за 45 дней до предполагаемой поездки, вторая – за 15. Только второй укол формирует иммунитет на год. Через 12 месяцев стоит привиться и в третий раз, чтобы выработался иммунитет на 3-5 лет. Но не энцефалитом единым грозен сибирский клещ. Он является переносчиком еще одной опасной болезни – клещевого боррелиоза, или болезни Лайма. Вакцины против нее не существует. Поэтому нужно быть максимально осторожным: плотно закрывать одеждой открытые участки кожи, тщательно осматривать себя каждые два часа.
Забегая вперед, скажу, что территория нашего лагеря и раскопа была предварительно обработана специальными антиклещевыми средствами. В наших же интересах выходить за территорию лагеря было запрещено. Благодаря соблюдению всех мер предосторожности неприятностей нам удалось избежать.
Во время нашего восхождения воздух прогрелся до +35ْْС. Поэтому было очень приятно окунуться в суперхолодное озеро. Совсем рядом с зеленой поляной благоухающих горных цветов была другая поляна – полностью заснеженная. На ней мы рубились в снежки и в купальных костюмах с разбега ныряли в сугробы. Ощущения ни с чем не сравнимые! А чтобы прочувствовать сакральный смысл этих мест и взаимоотношения людей и природы, достаточно прочесть легенду.
Давным-давно в сибирской тайге жил великан Саян. На всей планете было не сыскать никого сильнее его. Он двигал горы и реки поворачивал вспять. Но не только силой отличался Саян. Наградили небеса его еще и добротой безграничной. Чутко заботился Саян обо всех лесных жителях, охранял и лелеял каждую травинку. И к людям на помощь всегда приходил. Пока жил и бодрствовал великан, на земле царили мир и порядок. Но век Саяна подошел к концу. Испугались тогда боги: кто же будет теперь о тайге заботиться и оберегать все живое? После долгих раздумий поступили боги вот как: лег Саян на спину, но не умер, а заснул таким крепким богатырским сном, что окаменел. Спит он уже тысячи лет непробудным сном. И оставили боги в тех местах особый зарок – висячий камень. Висит он на краю скалы почти в воздухе, но не падает. И не упадет до тех пор, пока не наступят времена смутные и мрачные. Тогда упадет камень и своим грохотом разбудит спящего великана. Проснувшись, наведет Саян вновь порядок на земле. Все старое, плохое и изжившее заменит он новым и молодым. И воцарится мир и покой повсеместно. А вот сколько еще лежать окаменевшему Саяну – одни боги знают.
Ради одних только Саян стоит посетить Красноярский край. Но в этом регионе еще столько всего замечательного, что даже самые искушенные путешественники с удовольствием задержатся надолго. Специально для развития туризма и увеличения рекреационного потенциала края разработан проект строительства этнотуристического комплекса «Девятая верста» на северном въезде в город Красноярск. Свое название он получил благодаря истории о том, как знаменитый живописец Василий Суриков принял решение стать художником именно в этом месте – на девятой версте Енисейского тракта.
Комплекс объединит мемориально-культурную зону «Девятая верста Василия Сурикова» и разноплановую тренировочную базу для туристов, отель мирового стандарта, экспо-центр краевых достопримечательностей и город ремесел, скалодром, визит-центры, зоны-отдыха и т.д. Одним словом, все путешествия по Сибири можно будет начинать именно оттуда.
Читайте также
1 декабря 2024
141