Пасха в женском монастыре

В прошлом году на Пасху я был в паломнической поездке по православным монастырям русского севера: в Свято-Троицкий Преподобного Александра Свирского мужской монастырь и Введено-Оятский женский монастырь.
Введено-Оятский женский монастырь расположен на берегу реки Оять примерно в 200 км к востоку от Санкт-Петербурга. Своим названием монастырь был обязан тому, что в половодье, которое раньше бывало ежегодно, его окружала со всех сторон вода, и он становился островом. Точная дата основания монастыря неизвестна. Первое упоминание в житии святого преподобного Александра Свирского в 1545 году.
Я поинтересовался у паломников и трудников монастыря, почему они приехали в монастырь и что для них значит Пасха.



«Зачем русским людям Пасха, этот ветхозаветный еврейский праздник?» – спрашивают некоторые.
Одни отвечают, что это всего лишь дополнительный праздник; другие – это традиция; третьи – что это шанс приобщиться к тайне воскресения Христа.

Праздник Пасха (или Пѐсах) это древний еврейский праздник в память исхода евреев из Египта и освобождения от рабства. Слово «Пѐсах» означает «прошёл мимо», «миновал». Связано оно с десятью казнями египетскими. За отказ фараона отпустить израильский народ Бог «наказал Египет страшной казнью», убив всех пе́рвенцев как у людей, так и у скотов. Казнь миновала лишь первенцев иудеев, жилища которых Бог прошёл мимо, различив по условному знаку (крови а́гнца на косяке двери).

В память об этих событиях «всему обществу Израилевых» предписывалось вечером 14-го нисана (первого месяца еврейского календаря) приносить в жертву а́гнца — однолетнего ягнёнка или козлёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи. Пасхальный агнец иначе именовался «пасхой» («песахом»).

Иисус Христос во время Тайной Вечери произнёс слова и совершил действия, которые поменяли смысл праздника. Иисус заменил Собой место пасхальной жертвы, и в результате «ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда».

Согласно недавно найденному «Евангелие от Иуды», Иуда не был предателем, а исполнил последнюю волю своего учителя, чтобы осуществилось предсказание пророка Захарии: сын рода Давида «пронзён в руки и ноги язычниками, а на третий день воскреснет».

Иисус был казнён в пятницу накануне праздника Пасхи (Песаха). Казнь распятием на кресте была мучительной. Приговорённого прибивали гвоздями между костями предплечий и в пяточную кость, отчего кровотечения почти не было. Умирал казнённый от обезвоживания под палящим солнцем в течение 3–6 суток. Если распятый терял сознание, его приводили в чувство поднесённой к воспалённым губам губкой с уксусом. Чтобы распятый умер, ему перебивали ноги, поскольку без опоры на подпорку тело обвисало и человек быстро задыхался.

Саддукеи попросили Пилата завершить казнь до захода Солнца, т.е. до начала праздника Пасхи. Двум «разбойникам» голени перебили. Но когда подошли к Иисусу, увидели Его уже умершим и не перебили у Него голеней. Так исполнилось Писание: «кость Его да не сокрушится».

Можно верить Евангелиям или апокрифам, произносить имя Исус или Иисус, но оспорить факт казни проповедника из Назареи невозможно.
Библейская история, разумеется, миф. Но миф – это древнейшая форма передачи знания; в основе лежат реальные события, по-разному интерпретируемые. Чтобы понять их, нужно верить, что они в действительности происходили.

Сергей Пивоваров предполагает, что вместо уксуса Исусу была дана обезболивающая смесь со змеиным ядом и морфием, от которой Он впал в коматозное состояние. Надсмотрщик римский воин Лонгин уколол Исуса для проверки копьём. Тот не шелохнулся, как будто мёртвый. Но кровь потекла и вода (лимфа), что у мёртвых не бывает. Т.е. сердце продолжало работать. По просьбе к Пилату саддукея Иосифа Аримафейского Исус был снят и отнесён в пещеру (гробницу). Там, под присмотром Иосифа и брата Симона, Исуса лечили оливковым маслом (оно вытягивает яд через поры кожи). Он очнулся и был перенесён до выздоровления в другое безопасное место. Римляне-стражники их и видели, как двух ангелов в белых одеждах, под руки выводящих Исуса на третий день. Исус Назорей выжил и умер в глубокой старости в изгнании. Врагами-саддукеями Исус был объявлен лжепророком, имя его было запрещено для упоминания иудеями до скончания века человеческого, то есть и до сих пор.

В 1 веке нашей эры у христиан праздник Пасхи ежегодно отмечался вместе с иудейским Песахом, так как и иудеи и христиане ожидали в этот день пришествие Мессии. У христиан название праздника Пасхи приобрело иное толкование — «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу».

Вопрос единого дня празднования Пасхи для всех христиан рассматривался в 325 году на Никейском соборе, впоследствии названном Первым Вселенским. На соборе было принято решение согласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия. Все епископы подписались, чтобы праздновать Пасху всем в один и тот же день.

Однако через какое-то время Восток и Рим начали праздновать Пасху каждый по своим вычислениям, часто в разные дни.
В 1923 году был принят новоюлианский календарь, более точный чем григорианский. В греческих церквях из-за этого произошёл масштабный церковный раскол, не урегулированный по сей день. В Русской и Сербской церквях оставили прежний григорианский календарь из-за возможной смуты в народе.

Я не оспариваю культурного значения крещения Руси, которое позволило приобщиться к европейской цивилизации и выйти на более высокий уровень развития.
Но до принятия христианства на Руси, наши люди не были безбожниками: они поклонялись языческим богам природы. Все праздники проходили на природе. И сейчас наши религиозные праздники вмещают в себя как христианские, так и языческие традиции.

В России практически везде на Пасху устраивались массовые гуляния с пением, хороводами и играми, «ярмарками невест», качелями и прочими увеселениями. Пасхальный обычай катания яиц был связан с верой древних славян в демонов. Люди верили, что, катая яйца, можно заставить злых духов танцевать, падать, опрокидываться. Если же яйца ударять друг о друга, то можно заставить духов биться лбами, тем досаждая им.

У восточных и южных славян есть поверье, что в течение всей пасхальной недели (либо в период от Пасхи до Вознесения) Христос ходит по земле в одеждах нищего бездомного человека. Поэтому в эти дни щедро раздавали милостыню.

У русских существовало поверье, что в день Пасхи открывается небо, и в продолжение всей Светлой недели души усопших беспрепятственно переходят в «селения праведных», постоянно обращаются между живыми, посещают своих родственников и знакомых, пьют, едят и радуются вместе с ними.
Согласно поверью, в день Воскресения Господня ворота в царство небесное открыты, а тот, кто в этот день умрёт, попадёт сразу в рай.

На Руси в Великдень каждый хотя бы несколько раз старался ударить в колокол. По мнению селян это приносит счастье и… лучше родится гречка.
В Киевской области существовало поверье: когда на Великдень после разговенья выйдешь из дома на улицу, то, что первое увидишь, тем и занимайся — будет удача.
В Белоруссии считали, что на Великдень нельзя разжигать печь. В Гомельской области в ночь на Пасху молодёжь «забавлялась» ночью: крали у соседей и таскали по селу телеги, лодки, сани, переворачивали их; разбрасывали дрова, закрывали трубу, чтобы дым шёл в хату; подпирали тяжёлыми предметами двери, чтобы хозяева не могли выйти из дома.

Во многих местах России и Украины и в наше время на Пасху идут на кладбище «похристосоваться с умершими родителями», приносят яйца, пироги, низко кланяются могилам и говорят: «Христос воскресе!» Многие уверены, что в этот день умершие всё слышат. Яйца либо кладут на могилу, либо крошат на мелкие кусочки.
Хотя поминовение умерших на Светлой неделе противоречит церковному канону (как несовместимое с радостью по поводу Воскресения Христа), «похристосоваться с умершими» сохранило статус народного обычая.

Любопытно замечание одной пожилой женщины: «Раньше, в старину, когда народ был праведный, придя на кладбище на восклицание „Христос воскресе!“ можно было услышать и ответ от умерших, а теперь народ исплутовался, так и не слыхать».

Доктор филологических наук, профессор И.А.Есаулов считает, что в русской культуре именно Пасха является главным праздником. Пасхальное спасение прямо указывает на небесное воздаяние, а не земное. Если в русском православном мире доминанта пасхальная, то в западном мире доминанта рождественская. В западной культуре акцентируется не смерть и последующее воскресение Христа, а сам приход в мир, рождение Христа, дающее надежду для земного мира на его преображение.

Вера является частью самосознания народа, его истории, традиций и верований. Поэтому «выбор веры» для Руси, как это сделал князь Владимир, между исламом, католицизмом, иудаизмом и буддизмом, лично мне кажется нонсенсом. Нельзя заставить верить, невозможно научить вере. Вера – это Откровение, это дар Божий!

Однажды видел у храма большую очередь за «святой водой». К розливу подошёл охранявший порядок полицейский и попросил служителя налить ему «святой водички» для себя и друзей вне очереди…

Нельзя требовать от людей веры. Человек требует доказательств и жаждет отрицания, а потому нужно дать ему возможность убедиться в истинности Божьего Закона прежде всего на собственном опыте. И дело вовсе не в ответственности перед Богом за своё поведение и не в посмертном воздаянии за добрые дела. Человек хочет вознаграждения в этой жизни. Именно вера в то, что творя добро для других, ты тем самым делаешь благо своей собственной душе, — это и есть земное воздаяние за любовь.

По моему мнению, лучше всё-таки верить, чем не верить. Пусть даже вера самообман, иногда она спасительна. А вдруг там что-то есть. Ведь никто ещё оттуда не возвращался. Может быть, там не так плохо..?

Даже если вера есть результат самовнушения, то те добрые дела, которые творятся верой в любовь, стоят того, чтобы жить таким самообманом. Ведь, по большому счёту, у нас нет ничего, кроме веры. Всё зиждется на вере, а разворачивается вокруг любви.

Вера есть единственный способ приобщения к Тайне, своего рода ключ, но не для расшифровки, а скорее к запуску механизма, цель и принцип действия которого нам неизвестен. В этом и состоит ЗАКОН ВЕРЫ, когда если не поверишь, то ничего не увидишь, не услышишь и не поймёшь. Вера не есть бегство от реальности, а, скорее, способ вернуться к ней, увидев мир под другим углом зрения и осознав, что всё взаимосвязано и случайностей не существует. Вера освещает жизнь радостью, тогда как безверие хуже слепоты.

Нельзя не радоваться, глядя, как возрождается былая красота монастырей. Однако, на мой взгляд, успех церковной жизни следует измерять не количеством возрождённых монастырей и построенных церквей, а улучшением нравственного состояния общества. Строить храмы и служить обедни легче, чем любить несмотря ни на что.
Не получится ли опять, что монастыри будут богаты, а люди бедны?
Разве люди требуют меньше заботы, нежели камни?



Когда я посещаю русские православные монастыри, у меня всегда вызывает недоумение торговля в храме. Фото и видеосъёмка запрещена, или только за деньги. 0чередь в церковную лавку подчас длиннее, чем к священнику на исповедь. Часто шум торгующих в храме заглушает богослужение и мешает сосредоточиться на молитве.
О каком священнодействии в таких условиях можно говорить?

В храмах обряды заменили любовь практическую, а жертвоприношения подменили самоотверженность любви. Как сказал мой друг, работавший при церкви, есть прихожане, а есть «захожане» – те, кто заходят лишь свечку поставить, перекреститься и покаяться, чтобы грешить дальше. «А не согрешишь – не покаешься».

Многие приходят в Церковь, только когда им плохо. Они молят Бога о прощении, просят счастья и здоровья для себя и близких. Для многих людей вера превратилась в ритуал, как и посещение храма. Такие люди полагают, что можно в церковной лавке прикупить по дешёвке «святости» без труда души и без веры, чтобы было чем отчитаться на Страшном Суде.
Но если нет веры в душе, то все ритуальные действия никакого смысла не имеют.

Я не против церкви как сообщества верующих людей, но против тех церковников, которые превратили веру в промысел, а распятие в украшение.

"Самое гадкое и отвратительное что может быть — это лицемерие в церковной ограде. Что греха таить, иногда мы сталкиваемся с такими примерами. Даже среди пастырей, которые не силой своей веры, не подвигом своей жизни, не любовью и добродетелью, а внешним видом и сладкими словами, речами, особым стилем отношения с людьми пытаются представить себя духовно сильными, проницательными, благочестивыми и достойными уважения", — сказал патриарх Кирилл после богослужения в московском Новоспасском монастыре.

Меня крестили, когда мне был всего год, по настоянию моей бабушки на родине предков – в Воскресенском храме Арзамаса. «Второе крещение» – настоящее «духовное рождение» – произошло со мной в возрасте Иисуса Христа, когда я попал в автокатастрофу. В прошлом году я совершил омовение в реке Иордан в том самом месте, где Иоанн крестил Иисуса.



ПОЛНОСТЬЮ мою статью "ЗАЧЕМ РУССКИМ ПАСХА" можно прочитать в моём дневнике
С уважением, Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Оставить комментарий
Загрузка...
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.