По дороге смерти к Полюсу Холода. Часть 3

Рассказывая о пребывании на трассе,вспоминает о другом названии Колымы - Край забытых людей. Кто здесь вспомнит о них? Кто спросит - как они живут?
Только они сами....Грусть...Надежда.
Здесь даже обочина иллюзорна и коварна.Что говорить о людях...
Дальтранс,принадлежащий по слухамбывшей жене ВВП,всех съел.Новые машины.Минимальный тариф.
Дальнобойщик в месяц имеет 50-70000 руб.
Мороз до -60.Расстояния между поселками от 400 км.Дизель по 50 руб.Пьяные сотоварищи...Романтика! Большой дороги...Мы здесь тоже.
Ночлег в балке всегда лучше ночлега в палатке. Мотоциклы надсадно урчат на улице,обижаясь на нерадивых седоков.
Нам дали Северное Сияние!Вся глубина неба заполнена мерцающими огнями.Есть!Нас приветствует Север! Все будет хорошо!
За бортом - 52.
Утром репетируем с омыванием.Выплеснутая вода,возвращается на землю льдом.
Так и плевок не долетает до земли,но зато замерзшая на ресницах слеза сразу переливается радугой!
Сталактиты глушителей намекают на хладность ночи.Мы - проскочили. В Дорогу!
Перевалы.Солнце.Мороз.Трасса.
Теперь мы остерегаемся Камазов и других фур,зная как и в каком состоянии они здесь садятся за руль.
Страшно.
Водораздел Тихого и Северного океана. Начало реки Колыма.
Удивительно,Колыма - это местный мем.Нет такого географического названия местности, кроме реки. Нет. А край есть.Иллюзия.Настоящее.
Дорога пересекает множество ручьев и речек. По краям рУдники.Брошенные драги,когда-то мывшие золото.
Названия ручьев красноречивы - Апатия,Чудесный,Счастливый,Разлука...
Что было в голове человека,который глядя на замерзшую воду,утомленный холодом, недоеданием,решает дать имя бегущему потоку - Мороз.
Да и не от удивительного счастья получил ручей название - Апатия.
Но романтики Севера были и будут всегда!
Поэтому на карте есть Красивый,Веселый, Красный,Чудесный,Московский ручьи.
А как вам слышится - Кармен,Подумай,Блуждающий,Овечка?А Бес?!!!
Когда-то здесь были лагеря Дальстроя.Женский и мужской.И раз в месяц им разрешалось встречаться,на день,на один. Потом обратно в стойло, бежать-то некуда.
Сколько таких расставаний и слез видел ручей Разлука?Десятки?Сотни?Тысячи?Нашей Страны история.
То и дело,из облака снежной взвеси появляются Камазы,словно чертики из табакерки,все на встречке,на скорости под 90.Трасса.
Начинаем чувствовать мороз.Температура падает.Появилось марево.Шепот все время вокруг,даже на ходу, значи похоже на -50.
Нам надо дотянуть до Усть-Неры. Центр Колымы.Перевалочная база золотоискателей и путешественников. Край теплиц и цивилизации.Последний оплот обустроенного быта перед рывком на Магадан.
То с одной стороны,то с другой,виднеются драги. Некоторые брошены,какие-то иногда трудятся.
Моют презренный металл.ЗОЛОТО.
Усть- Нера встречает -48.Администрация и МЧС стараются и помогают как могут.
Гостиница задорого,в стиле жесткий совок.Грязь.Холод.Душ есть!Связь есть.Корм есть.В кафе суп за 500 руб.Воздерживаемся.
Народ в гостинице не вежливый и напряженный.Привычный к стрессам.Здесь перевалочная база вахтовиков на прииски.
Они - разные...
Да и наниматели разные. Нанимая работника на сезон(7 месяцев) они обещают,по среднему,около 100000 в месяц.
Не все доживают до расчета. Не все нужны для расчета...Все напряжены.Все так живут.
Когда то Усть-Нера процветала,однако дОбыча золота пошла на спад,понаехали гастробайтеры из разных мест и даже стран.
Узбеки,таджики и парни из средней полосы.Им обещают золотые горы,горы есть,даже золотые,однако не по их карман.
Неплатежи.Кидалово и обман,теперь здесь норма.
Теперь же и количество рУдников уменьшилось.Уже конкуренция.Работы нет.А есть надо всем,каждый день.
Золотодобытчики,старатели,искатели своего и чужого счастья и богатства,временые пользователи и жители этих мест создали отношение к окружающему миру и его ко всем пришлым.
Негативное.Алчное.Настороженное.
Колыма.
По рассказам Джека Лондона про Клондайк,про романтику золотоискателей,настоящую мужскую дружбу,про красоту суровой природы Аляски мы создали себе брутально романтический образ тех небритых парней,с кольтом на поясе,в рваных джинсах,с мозолями на натруженных ладонях...
Взгляд из подо лба,проницательный прищур,шляпа...
Сила и справедливость.
Клондайк.
Колыма.
Здесь все не так,вернее почти так,но есть нюансы...
Вместо лисей шубы телогрейка,кирзовые сапоги,небритость,кривые,редкие,зачерненые зубы,всегда папироса в зубах,изнеможденное лицо,загрубелые,натруженные руки...матперемат...перегар...
И талоны на отоваривание в лагерном или приисковом киоске...
Это наша картинка,на наших приисках недавнего времени Советской власти...
Тайга закон - этот словоморфизм там зародился,на Колыме.
Колыма уникальное место! Есть река Колыма.Есть трасса Колыма.А географического места Колыма - нет!
Но Колыма это не только и даже скорее не золото.
Это олово и редкоземельные металлы. Здесь все фонит.радиация здесь живет не в контейнерах и зонах со страшным черно-желтым знаком.Она здесь через пыль поселяется в ваши легкие,вместе с водой заливается в желудок и растворяется в крови...
Здоровья не прибавляет.Но делает тебя крепким,словно промасленную лиственницу.
Правда ненадолго...
Ранним утром стартуем, нас ждет Магаданская область.
С каждым километром приближаемся в водоразделу Колыми и Индигирки. У нас опять будет возможность пописать в два океана.Тихий и Северный Ледовитый.
Мысль об этом забавляет.Ведь придется достать.Предмет.Из штанов.На улицу.Успеть за 20 секунд.Новая серия.ОН в глазной роли.
Едем все время вдоль огромной, красивой реки во взвеси из снега и угольной пыли.
Дорога узкая.Покрытие ненадежное.Мотоцикл подпрыгивает и скользит по всему полотну.Скорее всего от скорости.Мы уже шпарим под 80.
На этом участке необычно холодно.Всем.Делимся впечатлением в 13.30.На ярком солнце.Обращаемся к градуснику...На нем - 49!!!!
Сколько же было в 8 утра,когда стартовали?!
Холодно.холодно...ХОЛОДНО!
Мы в Магаданской области.
Дорога ухудшилась.Сильно.Представляю,что здесь летом.
Через какое-то время замечаю нездоровое поведение мотоцикла.
Остановка.Колесо коляски свободно на оси.Развалился подшипник.Жесткие условия эксплуатации.Не только нас.Техника напряжена.
Еще остановка.У Варда немножко раскрутилась коляска от мотоцикла.Закручиваем.
Видим следы жизни особей человеческих,а самое главное дым из трубы.Значит печка.Значит тепло!
Заброшенный рУдник Усть Хакчан.
Стучимся в избу,похожую на жилую.Нас встречает бабуля.Настоящая.Как в кино и деревне,где мы росли.
Просимся погреться и перекусить. Бабушка суетится и располагает нас за стол.Первоевтороеикомпот. Жареный чебак,рыба такая.Гречка.Суп.Чай.Морс.
Я пытаюсь обьяснить свою не дружбу с мясом. Короткий ответ - хочешь ешь,не хочешь не ешь.Выстрел. Все одно заплати 300 руб и наслаждайся.
Вкусно.Много.Тепло.Разговоры полились.
Имен нет.Бабушка и Дедушка.Все.Живут здесь и работают 30 лет!В Белорусии,на родине, взрослые дети и домик.Бабушке 68.Они моют золото.
Дедушка даже зимой уходит на недели в тайгу.Шурфит.Моет.
Страшно. Много хищников. На двух ногах.Но стараются выжить.Пока получается.
В Магадане и его тысячекилометровых окрестностях упрощённый порядок получения лицензий на мытье золота.
Но золота немного.Приходится уходить далеко в тайгу.Все берега рек и ручьев изрыты и перелопачены. Драгами и руками.
Вот и здесь закрылся когда то преуспевающий рУдник.Теперь одиночки и добирают остатки.
Бабушка бодра и деловита.Дед молчалив и насторожен.Бабуля живо интересуется ценой на зимние палатки,для деда,для мытья.
Цена в 52000 рублей ее нисколько не удивляет и не озадачивает.Север...
Меняю целиком колесо на коляске. Саша отдает свое,чтобы не менять подшипник.Холодно.
Домкратим мотоцикл с помощью кусков угля и бака для белья.Собаки с интересом следят за нами.
На соседнем дереве я обнаруживаю прототип и первую версию Обдолбанного Лиса.Сильно похож и хорош. Смешно.
Бабушка уже почти целует нас на прощание и немного продает вяленного шокура,рыбу такую.Люди.Север.
Теперь ветер усиливается. Все чаще на дороге появляются переметы.Снег активен и многогранен.
Уже приходится некоторые участки преодолевать.Мотоцикл буксует и вязнет.Нам не нравится.
Видим,слева по курсу указатель - Кадыкчан.
Это мертвый город.Брошенный поселок на 15000 человек.Люди ушли в 2 недели.Рецепт прост - отключите электричество и снимите с довольствия всех кто не работает,предварительно заглушив котельную.Кто волнуется за их судьбы?А Зачем?!
Пробираемся через сугробы.Еле заметная дорожка выводит прямо к зданию пожарной охраны и ремонтным бокса.Пытаемся забраться на вышку.
Через снег,заботливо уложенный стихией,выше мужской гордости,тяжело дыша и потея,бродим по брошенному зданию.
Газеты,кружки,плакаты...
Возвращаемся на дорогу.Дорога извивается еще сотни две метров и упирается в барак.Гараж.Видно,что вполне себе обитаем!
Собаки окружают мотоциклы и агрессивно лают,скаля зубы.Решаемся спешиться.Нам на встречу выходит мужичок.Одет в видавший лучшие времена ватник и валенки.
Зубов не много.Впалые глаза и кашель.Кожа лица сера.Глаза не блестят.
Приглашает в дом.Вернее это бывший гараж какого-то предприятия.Там отделен кусочек и классическая обстановка бытовки механиков автосервиса.
Парочка поживших диванов.Стол.Плита.Шкафы и всякие атрибуты жизни 70-80 гг.,на двери олимпийский мишка.Плакат с сельскими труженицами над столом.В 80х они были молоды и задорны.Чайник на буржуйке.Приглашает испить чаю.Разговариваем.
Санек.Живет уже 14 лет в мертвом городе.Шахтер.Уволили.Но уже была квартира в Ейске...Пожил там 4 года.Понял,что без Севера жизнь не мила.Вернулся.
Построил баню.Барак обустроил.Охота.Рыбалка.Медведи в гости.Волки.Вода в брикетах,ледяных. Электричество из генератора разик в неделю.До ближайшего поселка 11 км.Зимой ходят в гости.В 59 выглядит на 100.Жизнью доволен.Тревожный...
Продолжаем экскурсию по когдатошнему городу.Жутковато и страшно.В вырванных глазницах некогда жилых домов уже не отражается небо.Голоса детей,оставивших тетрадки на полу заброшенных квартир...
Холод.Мозг не принимает информацию об увиденном.Так не бывает.Чувствуем себя сталкерами.Надо валить!
Шаги даются с трудом.Город словно бы живет в другом измерении...Звуками наполнен воздух. Треск,скрип,визг,уханье...
КТО ЗДЕСЬ?!
На дороге стал появляться асфальт,кусками.Стараемся избегать его и выбираем куски,где накатан снег.
В какой-то момент все летим по левой обочине,встречная машина удивленно нас обьезжает по встречке.
Не иначе подумал про японских туристов,заблудившихся с лета и перепутавших сторону движения.
Мы в Сусумане. -49. Первая остановка на заправке.Бензин для космических корабле!.,- улыбаясь,спрошу я девочку на АЗС.
Улыбается и кивает голово. Неубедительно...Но простой 95 бензин Возвращаемся к повороту столь почитаемому коммунистами и всеми,предпочитающими эффект толпы - уходим на Большевик.
Дорога - настоящая.Лесна,горная,зимник.Узка и коварна своими неровностями и серпантином.
Под нашими колесами перевалы под 2 километра.
Преодоление легендарного зековского перевала,носящего смешное имя - Гаврюшка,представилось вовсе не смешным...
1181м над уровнем холодного восточного океана.Снег.Отсутствие обочины и серпантинка,как кличут местные жители горную дорогу.
Удивительное и смешное имя перевал получил по имени бычка,который в далеких 30х показал линию дороги через горы заключенным,строившим этот путь к Магадану.
Перевал за перевалом.Снег и ветер застилает обзор.Дорога заледеневшая и крутая.Если еще вверх мы вполне себе справляемся без приключений и экстрима,то вниз получается гораздо хуже.Скользко.Холодно. Страшно.
На дороге появляются переметы и отполированные ветром наледи.Скользко.Страшно.Снег убивает возможность правильно оценивать обстановку и степень ее опасности для нас.
Холодно. Шквалы ветра выдувают остатки тепла из всех мест.
Удивительны метаморфозы сознания.Вроде дорога идет вниз...Однако зрительное несоответствие ставит в ступор...Как при спуске дорога может выглядеть подЪемом?!
Север...
Добираемся до поселка Омчак.Заправка с бензином по 45 руб и ...тепло в магазине,где нам греют купленные у них же полуфабрикаты добрые продавщицы.Едим прямо на холодильнике с мороженным.
Горячо! Хорошо!
Ветер крепкий,выходящий за ощущения свежего.Холодно.
У нас впереди еще несколько перевалов.
Безымянный,Игандинский,Гусакова.Магаданский край - горный край.Не Кавказ,конечно,но когда вдруг выглянуло солнце,дав нам надежду на повышение комфортабельности путешествия,то открывшиеся перспективы вершин ошеломили наше осознание красоты Колымы.Места,которого нет на карте.
Красота есть,а места нет.Смешно.Колыма!Север!
Разговариваем с водилой.
Воспоминания рассказов старожил трассы несколько мрачны.Когда-то заглох на трассе грузовик.Дело было зимой.Когда одна-две машины в день карабкались по склонам,не так как сейчас,но тяжелее(мы за 5 часов встретили 2е машины).Заглох.Люди сожгли всю горючку.Холодно.Ну потом стали жечь колеса.Все. Холодно.Затем сожгли все,что может гореть.Холодно.
Не очень дождались подмоги и забрались все в кабину.Все.Около 10 человек.Холодно.Холодно.Холодно.
Так их потом,словно спящих и нашли всех,на перевале.
Движение и только движение!
Перевали через хребет и к Усть-Омчугу.
Посетили город горняков,как вещает облезшая Доска Почета перед зданием администрации,которая очень задорно и доброжелательно дала нам свой гараж и поселила в чудесную гостиницу-общежитие.С душем,опять на другом этаже.)
Тепло.И всего по 350 рублей с члена.Экспедиции в смысле.
Утренний туман нас усыпляет. Останавливаемся взбодриться.
Встречный Камаз радостно нас приветствует,но с ним практически не разминуться на встречке,по которой он валит.Опасно!
У Саши вдруг что-то с мотоциклом!
Останавливаемся и видим,что от мороза и тряски,отвалившейся кусок переднего крыла оборвал переднюю тормозную магистраль...
Ремонтируем подручными средствами.Получается.Ехать можно.Тормозить редко и осторожно.
Спускаемся по серпантину в Долину Смерти.Мы словно летим по олимпийской бобслейной трассе.Весело. Страшно.Задорно.
Заснеженная долина Бутыгычаг зовется так от историй происходящих здесь то и дело.
Когда-то шла колонна заключенных на рудники урановые,где голыми руками добывали для страны новую энергию люди,обреченные на забытье.
И пурга началась,здесь это часто зимою.Север...И не пришли сотни человек до лагеря.Навсегда остались там.В долине.
И много раз люди надеялись на удачу и не переходили Долину Смерти,находя покой здесь.
Вот и мы слегка настороженно спустились по виляющей дороге.Солнце!Снег.
Вдруг задул ветер,побежала поземка,ожили переметы и НАЧАЛОСЬ!
Словно специально,молодые снегоделы и деды морозы изготавливали в минуты горы снега,превращая дорогу в непроходимые сугробы.
То и дело приходилось их тащить на руках.Холод.Ветер.Север.Колыма...
Но парни мы упорные и добрались...до пробки из десятка полноприводных джипов и грузовиков.
Замело.Их и Дорогу.Копали мы.Копали они.Таскались мы.Таскались они.
Устали.И с помощью друг друга за пару часов преодолели мы эти 50 метров.
Ну а что?Больше недели вели сидячий образ жизни.Теперь размялись.
На высоте,где весь кислород сЪедает мороз это весьма затруднительно.Тяжело дыша радуемся,что быстро справились. Ведь грузовики после суток ожидания будут его продолжать,пока трактор не расчистит дорогу.
Опять горы и горы вокруг нас. Солнце иногда прячется за белоснежные вершины.
Однако мы приближаемся к Тихому океану,как бы)
Заметно потеплело. Температура чуть выше -30.
Душ поет!Мы улыбаемся!Думается,что самое трудное позади и цель вот-вот, мы сможем потрогать колесами мотоциклов берег Тихого Океана.
Выезжаем на асфальт.До Магадана 80 км.Шиповку спортивную решаем сбросить здесь и обуть мягкие тапочки на ноги наших лошадок.
Единственный шиномонтаж на грани закрытия!Уговариваем сотрудника дисков и каучука помочь нам.
Всего 2 часа и мы можем гулять по паркету,если ноги помыть наших мотоциклов.
Здесь и стал наш Олег Максимов -Загребным.
Бортируемся,Звонок Дюйма - где вы?Что вы? Когда вы?
Ну пусть они там ковыряются,а ты поговори со мной,улыбчивый джипер Олега.
Да не...,я ж тут загребной,- отвечает Максимов.
Все. Теперь он - Загребной!
Тут к нам подЪезжает девушка Наташа и живо интересуется нами.Нет, нашей поездкой.И в знак восхищения и гостеприимства дарит набор ключей!
ЛЮДИ.СЕВЕР.КОЛЫМА!
Мчим по асфальту.
Я чувствую,что все на адреналине!Скорость уже около 100! 110! 120!
Все.Перехожу на 90.Парни оглядываются и тоже замедляют ход.Надо смаковать момент пересечения финиша.
И тут пост ДПС.Несколько инспекторов бросается наперерез.Машут жезлами.Вард останавливается.Мы пролетаем мимо и останавливаемся в 200 метрах.На всякий случай.
Там все затягивается и к нам подбегает человек и просит вернуться на пост...
Вот так ВОТ!
Прямо на вьезде...
Грустно разворачиваемся и паркуемся около инспектора.
Огромный капитан,прикладывет руку к шапке,представляется и что-то говорит про традиции.
Снимаю шлем,ибо ничего не понимаю,то ли от волнения,то ли от того,что через шлем слышно не очень.
Улыбка на все лицо у инспектора и он протягивает каждому из нас по....ВНИМАНИЕ! ПО ПОРЦИИ ЭСКИМО!
Вокруг хохочут люди.Это теперь добрая традиция встречать мотоциклистов,добравшихся до Магадана в седле,зимой,эскимо.
Спасибо Валера Дюйм и Коля Мукалтин.
Давненько я не ел мороженное в - 26!
Вкуснотища!
Мы едем к стелле Магадан 1929.С оленями.Там шампанское и феейрверк по случаю Окончания Путешествия.
Здесь парни из мотоклуба Полярные совы,джипы и еще много хороших людей.
Они берут нас в охапку и везут в гараж и теплую квартиру.
Мы - дома! Мы у друзей!
ДА! МЫ СДЕЛАЛИ ЭТО! Доехать на мотоцикле зимой до Магадана возможно.
Утром осмотр окрестностей и проезд до Бухт.Ногаева и Гертнера.
На мотоциклах выезжаем практически на берег Тихого океана.
На бухте Нагаева трещит лед.Зима поздняя. ед сильно не надежный.Разбег льда во время прилива по высоте 6 метров!
А есть речки,где лед поднимается на 12 метров!
Океан дышит.Лед трещит.
Мы бегаем по льду словно дети.Солнце над скалами.Чайки.МА-ГА-ДАН!
Магадан - столица Колымского края.
Этимология,то бишь сереч,происхождение названия,лежит то ли в плоскости эвенских корней - монгодан,морские наносы,то ли скопление сухих деревьев,а есть еще и история про бедного эвена Магды-трухлявого пенька,когда-то обитавшего в этих местах,а может и по имени местной реки Магаданки.
Так или иначе,он есть.
По словам местных жителей магаданскиг район ежегодно посещает три весенние пурги.
Мы закончили путешествие зимой. 26 февраля.Успели!Пронесло!
В рассказах веселого Дюйма сквозит удивление,когда он рассказывает о танковом полке,когда-то расположенном на сопке,закрывающей город от циклонов,правда не всех.
Мы задумались.Болота,мерзлота,ручьи,сопки...с какого перепуга танки?!Зачем?!Где и как?
Заезжаем к Маске Скорби.
Место давящее.
Сколько их? Потерянных в тайге,на приисках и рудниках во славу и для Страны,жестоко не принимающей инакомыслеслышащих.
Под впечатлением и осознанием,после того как попробовали на вкус настоящий холод,как же люди годами трудились здесь!?
Так и трудились.
Сотни тысяч остались здесь навсегда.И не вероисповедание,и не идеология им не стали препятствием для совместного упокоения в вечной мерзлоте.
Город не то чтоб умирает, но и не растет тоже.От 150000 населения осталось около 90000.
Советской постройки и планировки не вселяют уверенности в завтрашнем дне.
Оплот российского Востока...
Когда-то...
И здесь мерседесов и бмв тоже не очень много,их нет.
Мы попали в водоворот событий и внимания к нам.
Кино.Радио.Улыбающиеся девчонки.Внимание к путешественникам приятно.
Мы едем теперь к бухте Ногаева.
Ты не видел Ногайской бухты?Дурак ты!
Мы поехали туда не с бухты-барахты!
Автомобилисты сигналят и фотографируются с нами. Ура!
Мы действительно в Магадане!
Самой знаменитой бухте Магадана.
Именно здесь сходили на землю пересылочные зеки и ссыльные.
Здесь все еще есть та самая пристань. Те самые ступеньки...
Выезжаем,окольными путями ко льду.
Мы на льду Бухты Ногаева.
Солнце прячется в Океан прямо по центру бухты,высвечивая наши мотоциклы.
Наши,вернее детские игрушки,оживают и улыбаются.
Они молодцы,поддержали нас.
Рядом гурбятся подростки.Запрещаем им ходить по льду,представляясь Службой контроля толщины льда. Верят)
Солнце ушло. Наше путешествие закончилось.
Читайте также