История сайгака, степной антилопы, пережившей мамонтов

Сайгаки пережили мамонтов и саблезубых тигров, и лишь человек сумел поставить их на грань исчезновения. Репортаж об одном из самых удивительных животных России.

Вы никогда не задумывались, кем вы могли бы быть в прошлой жизни? Бабочкой, орлом, акулой, а может, сайгаком?

Чтобы понять, сайгак вы или нет, подойдите к ближайшему водоему и посмотрите на свое отражение. Если ваш нос напоминает откушенный кем-то хобот, если вы плохо различаете запахи, зато имеете отличное зрение и в случае опасности можете разогнаться до 80 км/ч — ура, вы точно сайгак!

Что же за удивительный зверь такой — сайгак? Когда-то миллионные стада сайгаков населяли территории от крайнего запада Европы до Монголии и Китая. После глобального оледенения ареал их проживания сильно сократился, и сайгаки сохранились лишь в европейских степях.

«На степных равнинах около Борисфена, Танаиса и Ра водится лесная овца, именуемая поляками солгак (Solhac), а московитами — сайгак (Seigack), величиной с косулю, но с более короткими ногами; рога у ней вытянуты вверх и как бы отмечены колечками; московиты делают из них прозрачные рукоятки ножей. Они весьма стремительны и очень высоко прыгают», — описал сайгаков барон Сигизмунд фон Герберштейн в своих «Записках о Московии» в начале XVI века.

Эти удивительные антилопы пережили мамонтов и саблезубых тигров, и лишь человек сумел поставить их на грань исчезновения

Основной бедой сайгаков стали их рога. Необычно красивые, словно собранные из колец, они использовались для рукояток ножей, а самое большое истребление самцов сайгаков началось из-за.... тибетской медицины, в которой сайгачий рог считается одним из очень ценных элементов.

Человек с ружьем — это гораздо страшнее, чем голодный волк или шакал

Еще недавно стоимость килограмма сайгачьих рогов на международном черном рынке достигала $2000–2500. Да и до середины прошлого века в СССР был разрешен промышленный отстрел сайгаков на мясо, сайгачатина продавалась в южных регионах в магазинах наравне с бараниной и говядиной.

Сайгакам не помогли ни их врожденная сверхосторожность, ни умение убегать со скоростью автомобиля, ибо человек с ружьем — это гораздо страшнее, чем голодный волк или шакал.

За последнее столетие сайгаков почти полностью истребили, и сейчас они внесены в Международную Красную книгу со статусом «Вид на грани исчезновения».

Сейчас сайгаки обитают только в Казахстане, Западной Монголии, Узбекистане и России (Астраханская область и Калмыкия).

На территории России пять лет назад оставалось всего около 5000 этих животных (для сравнения, 50 лет назад стада сайгаков достигали 800 000 голов).

Покровителем животного в Калмыкии считают Белого Старца — буддийское божество плодородия.

Для встречи с удивительными животными мы прилетели в Калмыкию, в заповедник «Черные земли», который занимается охраной и изучением этих краснокнижных животных. Лучшее место для знакомства с сайгаками — кордон «Озерный», расположенный в Меклетинском заказнике, входящем в состав заповедника.

Идеальное время для наблюдения за сайгаками — июль. В это время в Калмыкии настоящее пекло: температура в степи от +40 °С и выше, а потому все животные перемещаются поближе к воде. И возле водопоев можно не только понаблюдать за стадами сайги, но и увидеть лис, корсаков, зайцев, а если повезет, то и волков.

Минут через 15–20 за камышами послышались характерные звуки, похожие на горловое пение. Значит, стадо совсем рядом

Раннее утро. Солнце уже взошло, но особой жары еще нет. Мы приехали на канал, куда сайгаки приходят за живительной влагой. Весной и осенью, когда в степи много сочной зелени, сайгаки могут неделями обходиться без воды, а летный зной вынуждает постоянно быть невдалеке от водоемов.

Инспектора с близлежащего кордона сказали, что сайгаки идут к воде часов с семи, а потому мы приехали чуть заранее, ибо нужно было успеть расположиться в камышах до того, как первое стадо животных придет на водопой. Игорь замаскировался в зарослях, а я села на границе камыша и воды, притворившись кочкой. Камеры включены, машина уехала... Ждем.

Минут через 15–20 за камышами послышались характерные звуки, похожие на горловое пение. Значит, стадо совсем рядом.

Первым выходит сайгак-разведчик.

Тут важно его не спугнуть. Мы замираем, как в детской игре, и даже дышим через раз.

Убедившись, что опасности нет, разведчик убегает, и через минуту все стадо спускается к каналу. Если не вставать и не делать резких движений, то снимать можно без остановки, животные на наше присутствие никак не реагируют.

Канал — это не только водопой, это еще и возможность искупаться, смыть со шкуры пыль и соль.

Помимо выкрученной на максимум настройки «осторожность», выжить сайгакам помогает их умение слиться с окружающим ландшафтом. Летом, когда степь выгорает, сайгаки носят шкурки песочно-степного оттенка, а к зиме меняют ее на белую, которая прекрасно сочетается с выпавшим в степи снегом.

Если не считать людей, то основные враги сайги — степные волки, которые не прочь подкрепиться свежей сайгачатинкой. Чаще всего волки нападают именно на водопое, а потому осторожные копытные все время начеку и пускаются в бегство при малейшем намеке на опасность, даже если это просто стая птиц слетела с берега.

На артезиане для наблюдения построен скрадок. Он немного защищает нас от палящего солнца. Правда, к полудню понимаешь, что кондиционер — гениальное изобретение человечества. А еще через час думаешь, где раздобыть шаманский бубен, вызывающий дождь, и неистово завидуешь сайгакам, которые в двух шагах от скрадка аппетитно плещутся в прохладной воде.

Потом мы выяснили, что вода в артезиане очень соленая, и я с трудом понимаю, как сайгаки (и не только, кстати они) ее пьют. Но, как было сказано в одном фильме: «Жить захочешь — не так раскорячишься». Видимо, многовековая эволюция приспособила степных антилоп к поглощению влаги любой степени солености. По крайней мере известно, что и пресную, и соленую воду сайгаки пьют одинаково успешно — и способны переварить концентрацию соли 20 г на литр.

Живут сайгаки большими, до тысячи голов, стадами. Животные, отбившиеся от стада, быстро становятся добычей хищников. Стада постоянно кочуют с места на место в поисках пищи, ибо каждому взрослому животному необходимо 3–5 кг травы в день.

Кочевой образ жизни и хороший аппетит помогли сайгакам нажить еще одних врагов — фермеров. К сожалению, сайгак —животное неграмотное и не знает, где кончается граница заповедника и начинаются фермерские пастбища. А потому периодически стада сайги совершают набеги на травку, предназначенную коровам и барашкам, вызывая тем самым возмущение местных скотоводов.

По своей природе сайгаки полигамны, каждый самец имеет гарем из 15–30 самок. Весной беременные самки уходят подальше от источников воды (возле воды слишком много шансов на то, что новорожденные малыши станут добычей степных хищников) в степи. Собравшись кучками среди невысокой травы, устраивают «роддома». Первые несколько дней новорожденные сайгачата лежат на месте и ждут свою маму, которую умеют отличать от других самок по голосу, а уже через шесть-семь дней малыши (в одном помете обычно рождается один-два сайгачонка) способны передвигаться вместе со стадом, забавно выпрыгивая из травы.

Благодаря усилиям службы охраны заповедника и экопросвещению среди местного населения, за последние несколько лет браконьерство в заповедных степях почти исчезло. А значит, можно надеяться на то, что к 2025 году численность реликтовой антилопы в калмыцких степях может увеличиться до 20 000 голов.

В 2013 году степная антилопа была внесена в перечень особо ценных диких видов животных и других биологических ресурсов. За отстрел, оборот, скупку, сбыт и хранение любых изделий из его частей наступает уголовная ответственность. Максимальным наказанием является штраф до 2 млн рублей и лишение свободы сроком до семи лет.

Этот материал посвящен маршруту «Тропой сайгака», но в заповеднике еще есть что посмотреть! 

«Птицы озера Маныч-Гудило»:
11-километровый маршрут будет интересен не только орнитологам, но всем, кто любит живую природу. По учетным данным, на этом участке отмечены 173 вида птиц! Об этом будет наш следующий репортаж.

«Тюльпаны Маныча»: пеший 2,5-километровый маршрут позволяет полюбоваться на обширнейшие поля цветущих тюльпанов белого, красного, черного цвета.

«Меклетинские розовые озера»:
25 км пути преодолеваются примерно за четыре часа пешком и на автомобиле. По пути вы увидите уникальные озера, чьи воды в розовый цвет окрашивает рачок Artemia salina, редких птиц и буйное степное разнотравье с растущими вдоль дороги ирисами, маками и тюльпанами.

«Звериная тропа и лебединое озеро»: тропа, проторенная среди зарослей тростника, кустов тамариска и джузгуна, ведет мимо каналов, среди живописной природы. Вы увидите следы множества здешних обитателей, а также их самих. Это лебеди, цапли, утки, болотные луни, кулики и прочие. Прогулка будет необременительной и продлится около двух часов.

Информация о заповеднике «Черные Земли»

zapovednik-chernyezemli.ru

Республика Калмыкия, Черноземельский район, пос. Комсомольский, ул. Некрасова, 31.

Заповедник «Черные земли»