СИНЕГЛАЗАЯ ПОРОСЛЬ МАТЕРИ ЗЕМЛИ

 

Из Ярославля поздно вечером мы приехали в Кострому. Это был наш четвертый город Золотого кольца в коротком путешествии, которое мы устроили себе в рождественские дни.

Наутро, наскоро позавтракав,  выехали в город. Дни зимние коротки, поэтому "тянуть резину" не стали. Первым нашим посещением был частный Музей льна и бересты. Расположен он на улице Терешковой, 38 в милом домике похожем на терем. 

 

Встретили нас работники музея в русских костюмах, сшитых из льна с красивыми отделками и вышивками. Сразу при входе - сувенирная лавка. Чего там только нет!

 

Обратила вниманиие на баночку с черной сыпучей смесью. Оказалось, это черная соль, которую издревле готовили в Костромской губернии.  Ее производством занимались исключительно в период Страстной недели – в Чистый Четверг. Отсюда и произошло ее второе название «четверговая черная соль». Пасхальные яйца ели только с нею, и приписывали ей чудодейственные свойства. Готовится она необычно: поваренную соль смешивают с ржаной мукой, яйцами, молоком, целебными травами. Полученное тесто оборачивают льняной тканью и выдерживают в коробе из бересты. Потом прокаливают в печи, на огне  из берёзовых поленьев. Запекают долго, часов 12. Тесто обугливается, выпаривается, вся органика выгорает и остаются кристаллы соли, покрытые слоем минеральных элементов и других полезных веществ. Вот так-то! Никогда раньше о таком и не слыхивала!  Говорят, что соль эта  очень полезна для  организма.

На первом этаже расположен зал, посвященный льну.  Экскурсовод занимательно, с шутками и прибаутками, рассказала всю историю создания льняной рубахи от зернышка, брошенного в землю, синенького маленького цветочка, вырасшего из него, до красивого расшитого нарядного изделия. 

 

Здесь стоит и прялка, и чесалка, и ткацкий станок, и другие приспособления, для обработки соломы. Нам рассказали и продемонстрировали, как она превращается в ткань. И чего только  из этой ткани здесь не  представлено. Собрана интересная коллекция.

 

Сеяли лен на Троицу и в августе уже собирали. Не серпом жали, а теребили, т.е. вырывали с корешком, чтоб стебель оставался длинным. Собирали в снопы, сушили, молотили от семян, потом вымачивали, опять сушили, зачастую в бане, когда погода "подкачивала". Потом разминали специальными мялками, удаляли костру (древесная часть стебля). Затем  трепали долго-долго (прям, как трепят нервы) с помощью приспособления - трепала, вроде деревянной лопатки. Потом начинался процесс очесывания.

Вычесывали сначала грубым жестким гребнем и получали волокно низкого качества (то что оставалось на зубцах), потом чесали щеткой со  щетиной, получали волокно среднего качества, а то, что оставалось в руке (кудель) - это шло на простыни, полотенца, рубахи, сарафаны. 

 

А потом волокно пряли. Пряли весело, все вместе. Девки брали кудель и бежали на посиделки-девичники. Мамки отпускали дочек без всяких слов, работать же шла дЕвицы. Там песни пели, смеялись, шутили, "кости парням мыли". А парни тоже заглядывали на эти посиделки, высматривали невест. У той, что ниточка тоньше, да ровнее, та умелая, работящая, не оставит без рубахи да штанов. Вся забота по одеванию семьи лежала на хозяйке дома. Ответственная, нелегкая доля доставалась женщине.  Процесс изготовления льняной ткани  был полностью на ней. Труд нелегкий.  И девочку за прялку сажали уже лет в семь. Отец бывало дарил дочке детскую прялочку. К замужеству она должна была уже себе приданное справить: и полотенец соткать и вышить столько, что не счесть, и простыней, и сарафанов, и рубах. Родню мужа еще и одарить нужно было при сватовстве. Полоть  в поле лён тоже детей отправляли. Иначе плохого качества будет волокно, если в сорняках лен вырастет. Веретено и прялица сопровождали женщину с детства и до глубокой старости. А мужчины только сеяли. После этого мужские руки больше льна не касались. Ткали на кроснах - ручном станке. В музее стоит один такой.  

 

Почти все части льняного стебля, и грубые очесы кудели, и семена, да, все отходы производства, шли в дело. Льняной паклей утепляли дома, льняное масло наливали в светильники, употребляли в пищу.
Из остатков пряжи делали тряпичные куклы. Вон их сколько тут.  

 

Это куклы-обереги. Наши предки считали, что они забирают все болезни на себя и помогают выздороветь. Заболевшему ребёнку куклу клали в кроватку, он играл с ней, а как  хворь уходила куклу-то сжигали. Заплетая косу у куклы  приговаривали: "На здоровье, на здоровье, на здоровье."
Кукла-лихоманка из льняной кудели защищала всё крестьянское семейство от мора и прочих напастей. В каждой избе была такая.

Портреты братьев Третьяковых на стене тут неспроста!  У них в Костроме мануфактура была. В 1866 году организовали они товарищество "Новая Костромская льняная мануфактура", с ткацкой фабрикой и льнопрядильней. Благодаря этому производству и была собрана такая знатная коллекция картин. От мануфактуры деньги-то шли.  Мануфактура уже в 1900 году была признана крупнейшей в Европе. На тот момент здесь крутились 52 тыс. веретен одновременно – больше, чем в Швеции, Дании и Голландии вместе взятых.

 

На нулевом этаже в музее организован магазин. Оттуда без обновки не уйти. Ведь лён - уникальная ткань, гигроскопична и не только впитывает влагу, но и «отводит жару»,  не вызывает аллергии и задерживает развитие бактерий. Кремнезем, содержащийся в льне, предохраняет его от гниения. Вон сколько пользы от него!
Очень богатый ассортимент представлен. Есть всё, даже рюкзочки, сумки и шляпки, гобелены, пано, скатерти, салфетки, покрывала. Отменное качество и цена приятная. 

 

Очень понравилось мне тут. Ведь рассказывая  историю, технологию забытых ремесел, такого рода музеи не дают  забыть традиции нашего народа, его культуру, тем самым помогая нам понять, кто мы есть на самом деле.