Сокотра. Плато Диксам

Утром по уже хорошо знакомой дороге из Хадибо направляемся на запад. Не доезжая поворота на Калансию, в одном из мест на трассе есть ответвление в направлении гор, куда и сворачиваем. Джип ползёт вверх на плато, которое словно гигантский стол возвышается над морем и над унылой равниной. От подъёма начинает слегка закладывать уши, но вид сверху просто великолепный.



Вглядываясь вокруг, понимаю, растительный мир поменялся. Вдоль дороги можно видеть незнакомые редкие растения.



Особенно поразил один кустарник. Представьте себе люстру со множеством лампочек, устроенных на длинных гибких ответвлениях, расходящихся во
все стороны… Так и этот кустарник. Его тонкие стебли отводят цветочки во все стороны, давая им возможность получать солнечный свет. Но как он называется, я не скажу, ибо водитель с гидом этого не знали, а искать по фотографии непонятно что сложно.



Вскоре, заметив драконовое дерево, мы с женой пулей вылетели из машины. Дерево я буквально зафотографировал, ибо хотелось заснять каждый его листик.



Гид Эднан только усмехался над нами, предлагая двигаться дальше, обещая, что впереди таких деревьев будет много.
Впрочем, гид уже привык, что туристы первым делом останавливаются именно здесь. Это первое драконовое дерево по дороге на плато Диксам можно назвать самым знаменитым - после я не единожды узнавал его на фотографиях.



Чуть дальше к нашей радости подобные деревья действительно стали появляться.



Правильнее называть их драцена киноварно-красная. Видов драцены бывает много. Есть, например комнатные драцены - в домашних горшках они напоминаю декоративную пальму. А. Гумбольт считал, что прежде эти деревья обитали во многих средиземноморских и африканских странах, достигая южных пределов России.

Мы съезжаем с асфальта и уходим на каменную грунтовку. Гид завозит нас в гости к своему другу - «самому счастливому человеку на острове». На мой вопрос - почему? Эднан отвечает, что у его друга вторая жена «очень красивая чешка».

Счастливый человек, делясь своим счастьем, накрывает под раскидистым деревом покрывало и угощает нас чаем.



Я спрашиваю про возраст дерева? Он несколько небрежно отвечает – может 1500, может 3000 лет, точно никто не знает. Семейная жизнь сокотрийца и чешки это отдельная тема для рассказа.



Но хочется отметить - именно эта чешская женщина, переехав на Сокотру, создала здесь некое сообщество по защите и изучению занесённого в Красную Книгу драконового дерева. Огородив участок возле своего дома, она посадила там несколько драцен.



Забегая вперёд, скажу, маленьких «новорождённых» драцен мы больше нигде не видели – только в этом небольшом заповеднике. Первые 3-5 лет жизни для дерева самые трудные, ибо оно не только должно пустить корни и прижиться, но и вытянуться вверх, унеся свои листья от прожорливых коз. До 3 лет драцена киноварно-красная напоминает ананас или даже маленькую пальму.



Познакомиться с чешкой не удалось, так как женщина куда-то уехала по делам. Не тратя зря времени, отправляемся дальше и мы. Взору предстаёт пустое каменистое пространство, которое если бы не причудливы драцены, можно было бы смело назвать полупустыней.



Любопытно, что растут эти деревья только на высоте от 500 м., и на неком обязательном расстоянии друг от друга.

Выходя из единого ствола, в какой-то момент все ветки резко разделяются, и на конце каждой ветки создаётся пучок из острых, похожих на кинжалы листьев.



Первые годы жизни дерево тянется вверх, потом, как правило, вширь.



Оформившееся дерево напоминает гигантский гриб.

Достигаем определённого места, где этих деревьев относительно много. Выходим из машины и просто гуляем. В тёмном и густом лесу мы не осознаём, насколько каждое дерево уникально. Здесь на плато Диксам невольно это понимаешь. Глядя на некоторые деревья, порой кажется, что у каждого из них есть своя душа, свои мысли и даже свой характер….

Интересная легенда связана с драконовым деревом. Когда-то давным-давно на Сокотре жил дракон, который повадился нападать на слонов и выпивать их кровь. Но один старый и сильный слон дал дракону отпор. Смертельно раненый он упал на дракона и раздавил его. Их кровь смешалась и смочила всю землю вокруг. Спустя годы здесь выросли деревья, которые люди назвали драконовыми.



И всё же драцена киноварно-красная на плато Диксам погибает. Здесь очень много сломанных стволов, и совершенно нет молодой поросли.



Павшие деревья производят тяжёлое впечатление.



Драцена растёт очень медленно, не образуя при этом годичные кольца, и не имея внутри твёрдой сердцевины. Ветки поделены на некие фаланги. За корой прячется что-то волокнистое, похожее на солому, далее внутри идёт твёрдый деревянный кругляш (можно сравнить его с коленной чашечкой), потом следующая фаланга с соломой, и вновь кругляш.



Скот ест листья драцены во время засухи, а так как засуха здесь явление постоянное, то в данной фразе «во время засухи» можно смело убрать. Но дело не только в козах.



Главная угроза эндемичным разновидностям, как считают ученые, происходит от постепенного высыхания островов архипелага Сокотра.



Процесс продолжается в течение последних нескольких сотен лет, отчего многие деревья просто не в состоянии цвести.



Климат на острове тропический, сухой и жаркий, со средними температурами воздуха от +24С (январь) до + 28 (июль). Суммарная солнечная радиация достигает 200 ккал на 1 см кв в год (для сравнения в Москве – 95 ккал). По величинам годового радиационного баланса район Сокотра (подобно акватории у северо-западных берегов Австралии) обладает рекордными значениями.
В любом случае, уровень осадков в горах острова значительно выше, чем на равнине.

Если внимательно наблюдать, то на плато Диксам во многих местах можно увидеть некие каменные межи, определённо созданные руками человека. Что и от кого они огораживали, если вокруг каменистая пустыня? Учёные не зря полагают, что климат, а соответственно трава и растительность на острове раньше были другими, и межи как раз это доказывают. Скорее всего, межи обозначали границы участков, где вместе с драконовыми деревьями росли ладан и мира.

Некоторые учёные считают драцену не деревом, а растением. В любом случае, размножается она семенами. Цвести драцены начинают в возрасте 8–10 лет, а иногда в 25–30 лет. К этому времени дерево достигает в высоту нескольких метров. После первого цветения ствол значительно увеличивается в толщину, и драцена начинает ветвиться в верхней части. В дальнейшем цветение происходит нерегулярно – например, одно драконовое дерево на Тенерифе за 185 лет наблюдений цвело всего 11 или 13 раз. У старых деревьев образуются воздушные корни, и начинается активное выделение кроваво-красного сока-смолы – той самой «драконовой крови».



Кора драконового дерева белёсого цвета. При её надрезе изнутри вытекает быстро застывающий красный сок, похожий на кровь – именно его и называют кровью дракона. На некоторых сломанных стволах выступают кроваво-красные пятна - эту багряную жидкость назвали киноварью (после так стали называть руду, содержащую ртуть).

Наш водитель Аеф залез на ствол, и продемонстрировал, как нужно сделать надрез, и как собрать вытекающий сок.



Образуемая багрового цвета камедь называется по-сокотрийски - иДаха. Её можно использовать как благовоние, а можно растолочь в порошок. Продукт имеет широкое применение как косметическое, медицинское и ветеринарное средство.



Порошок из камеди, смешанный с водой, на Сокотре используют как наружное противовоспалительное средство. Сухой порошок наносят на раны или места укусов, что помогает заживлению и смягчает боль. Считается, что в Древнем Риме гладиаторы намазывали тело смолой этого дерева, благодаря чему резаные раны легче затягивались, уменьшая кровопотери. При кровотечениях его также добавляют в молоко и пьют для восстановления сил. Камедь применяют и при болях в желудке.

Животных сокотрийцы тоже лечат при помощи этого порошка, давая им пить отвар. Косметически камедь используется для смягчения кожи лица у женщин, ею подкрашивают ногти и ладони. Здесь нужно отметить - я ни у одной местной женщины на острове не видел накрашенных лаком ногтей - дамы применяют исключительно иДаха.

Но не только драконовыми деревьями интересно плато Диксам.



Здесь проходит мощный разлом земной коры, образовавший живописный каньон Дирхур,



по дну которого бежит речушка. Через много миллионов лет остров этим каньоном будет поделен минимум на две части. Раньше в ущелье можно было спуститься на машине, но в ноябре прошлого года дорогу размыло, и теперь, дабы полюбоваться на красоты, нужно идти примерно час пешком.

Начинаем спускаться. Вначале дорога размыта лишь слегка, но в конце потоком разворотило целые горные пласты. Вода во время дождя устремилась вниз именно по этой дороге – не приведи Бог оказаться на пути у такого потока.



В ущелье присутствует растительная жизнь.



Давая спасительную тень, каньон закрывает деревья и растения от выжигающих лучей солнца, а идущие от ручья испарения дают им влагу в виде росы.



Достигнув дна каньона, бредём вдоль тоненького ручейка, журчащего среди больших круглых камней. Рядом с водой, создавая иллюзию бедуинского рая, тянутся вверх пушистые пальмы.



Наконец, доходим до образованного среди скал озера. Очень приятно освежиться в его прохладных водах.



Пока мы плескались в воде, две хищные птицы основательно изучили наши вещи и одежду. Эту похожую на курицу птицу называют египетским стервятником - персонаж весьма забавный. Повадки и движения стервятника выдают в нём наличие интеллекта и большой жизненный опыт. Стервятник научился устраивать гнезда из чего угодно, но главное, он – единственный из пернатых использует инструменты. Стервятник умеет камнем разбить орех.

Учёные пишут, что гнездо стервятника сложено из веток, куда он охотно приносит всякий мусор, отчего гнездо выглядит неопрятно, и еще хуже оно пахнет - стервятники никогда не убирают остатки своей пищи.



В древности ходило много всяких небылиц про Аравию и про её природу.



Геродот, например, сообщает:

Большие птицы приносят в свои гнёзда на кручах гор сухие полоски коры, которые называются финикийским именем «кинамомон». Арабы же туши павших быков, ослов, и прочих вьючных животных… разрубают сколь возможно большими кусками и привозят в эти места. Свалив мясо вблизи гнёзд, они затем удаляются. А птицы слетаются и уносят куски мяса в свои гнёзда. Гнёзда же не могут выдержать тяжести и рушатся на землю. Тогда арабы возвращаются и собирают корицу.



Добавим к этому, что в восточной мифологии была широко известна птица феникс – священная для финикийцев. По их преданиям она жила 500-600 лет, а умирать прилетала в город солнца (Гелиополь) в Египте.

Плиний об этой птице писал:

Она посвящает себя солнцу и, когда становится старой, строит гнездо из корицы и веточек ладана, наполняющих благоуханиями и ароматами, а затем ложится в него умирать. Из её костей и костного мозга образуется маленький червячок, который вырастает в маленькую птицу. Первое, что она делает, это захоронение её предка и перенесение гнезда в Город Солнца…. Там она возлагает его на божественный алтарь. Круг великого года завершается с жизнью этой птицы, и вновь наступает новый цикл, как и предыдущий, по сезонам и появлению звёзд

Одним словом, разворошили два стервятника нашу одежду, но деньги и документы не тронули. Мы птиц шуганули, но людей они совсем не боятся, поэтому далеко они не улетели. Я отправился вновь купаться, а моей жене пришлось караулить одежду.

Возвращаясь к машине, нам довелось увидеть, как стервятник разделывал тушу пойманной овцы.



Получалось, что поймана животинка была всего пару часов назад. Во всяком случае, спускаясь вниз, бедной овечки на дороге мы не заметили. Скорее всего, хищник где-то схватил добычу, и, дабы умертвить, бросил её на открытый участок…. Размах крыльев у летящего стервятника очень большой, а когтями и клювом он может пробить лист железа. А кажется, что это маленькая безобидная курочка…

На обратном пути вновь проехали через убогую горную деревушку, где дети наперебой предлагали нам купить красный порошок драконового дерева. Всё у всех не купишь, и всех сразу не осчастливишь.



Уверен, проверенные лекарства дают больший эффект нежели кровь исчезнувшего дракона.