Такой разный Алтай. Путешествие на велосипеде

Уже четвертый год подряд дух свободы и приключений зовет нас с друзьями в дорогу. Весной, как только уверенные солнечные лучи начинают пригревать землю, избавляя её от снежного покрова, мы смазываем цепи на велосипедах и начинаем планировать новое путешествие. Я верю, что не путешественник выбирает дорогу, а дорога путешественника. И в этот раз нас позвал к себе Алтай.




Наше велопутешествие началось девятого августа в столице Республики Алтай - Горно-Алтайске. Это единственный город республики и все маршруты начинаются отсюда. Первый отрезок пути (165 км.) проходил по трассе Горно-Алтайск - Чоя - Верх-Бийск. Алтай только готовил нас к своим красотам, маня предгорьями и хвастаясь сибирскими кедрами на обочинах.




Мы проехали реку Бию, берущую начало в Телецком озере и уже вечером второго дня приехали в Артыбаш.



Из-за холодного воздуха, идущего с гор, климат в посёлке достаточно суровый. Но в этот день стояла жара и он предстал перед нами почти как черноморский курорт. Дальше наш путь лежал через воды Телецкого озера. Алтайцы называют его Алтын-Кёль - Золотое озеро.




Плыть на катере с велосипедами очень необычно. Через полтора часа мы достигли Южного берега.



Здесь начинается долина реки Чулышман - труднодоступное и красивейшее место Горного Алтая. Палатки поставили на песчаную косу - узкую полоску суши между водой и горами, а утром продолжили путь на велосипедах.



От озера до посёлка Акташ (185км), что уже перед самым Чуйским трактом, идёт грунтовка, кое-где перемежаясь с асфальтированной дорогой. До перевала Кату-Ярык она как ребристая стиральная доска. Но на это не обращаешь внимания, потому что беспрерывно смотришь по сторонам. Алтай сдержал обещание и открыл нам свою красоту.



Одна из известных достопримечательностей долины - Мешке-Таш, что в переводе с алтайского означает «каменные грибы».



Эти образования появились в результате вымывания горных пород различной твердости: более мягкие образовали ножки, а твёрдые - шляпки.



Выглядят они так, как будто их специально сделали для привлечения туристов. Но никакого мошенничества, только чудеса природы. Измученные окружающими видами и дорожным покрытием, вечером мы приехали в кемпинг у подножия перевала Кату-Ярык, покорить который нам предстояло утром.




До 1989 года автомобильной дороги, спускающейся в долину реки Чулышман, не было. Местным жителям приходилось пользоваться конной тропой или водным путём через Телецкое озеро.



Мы заползли на его вершину пешком.



Смотровая площадка на высоте 1200 метров.


После серпантина дорога тянется вверх ещё 10 километров. Местность вокруг меняется, появляются зеленые холмы со снующими туда-сюда бурундуками и сусликами.



Как будто попадаешь в Шир из знаменитой книги Толкиена.


На очередную ночевку встали в посёлке Балыктуюль. Над нашими палатками второй раз за два дня прогрохотала гроза, поливая ливнем. Перемены погоды в горах происходят очень быстро. На следующий день проехали посёлок Улаган (районный центр).



В обед добрались до Улаганского перевала - самой высокой точки на нашем пути. Его высота – 2080м.


Вокруг уже снежные вершины, но природа не давала нам поблажек, посылая на нас то дождь, то град.



На вершине перевала проводят обряд поклонения Алтаю и повязывают ритуальные ленты (мы даже видели группу алтайцев, совершающих этот обряд). Ритуальные ленты называются дьялама или кыйра. Они вяжутся у перевалов, источников, у подножья священных гор, в местах, где растёт можжевельник. Для этого есть специальные правила. Ленты могут быть белыми, голубыми, жёлтыми или зелёными.



Дальше дорога шла только вниз, обдавая нас ветром, дождём и грязью.



Местность опять поменялась, вокруг появилось много озер. Но из-за погоды красота вокруг была холодной и суровой. Некоторые сравнивают этот район с Шотландией



Вполне может быть. К вечеру мы приехали в Акташ – последний посёлок перед Чуйским трактом. Отсюда началась следующая часть нашего пути.

Р-256 «Чуйский тракт» - одна из красивейших автомобильных дорог России. Она идёт из Новосибирска до границы с Монголией и имеет протяжённость около 968 км. Мы проехали по нему от Акташа до Горно- Алтайска (350 км).


Если пару километров проехать в сторону Монголии, можно посмотреть на таинственное Гейзеровое озеро.



Это абсолютно необычный небесно-голубой водоём. На его поверхности, постоянно меняя форму, двигаются круги глины, поднятые со дна термальными источниками . Зрелище завораживающее. А ещё там можно зарядиться космической энергией, идущей от снежных вершин.



А теперь в обратную сторону по Чуйскому тракту.

От Акташа дорога преимущественно идёт вниз, покрытие превосходное, а виды открываются просто головокружительные. Очень скоро сбоку от нас появилась Чуя, я ждала встречи с ней.



Вода холодная и бодрящая. Чуй - Оозы (дословно «устье Чуи») - священное для алтайцев место. Тут Чуя сливается с Катунью. Её необыкновенный бирюзовый цвет - это то, что я буду вспоминать ещё очень долго. Говорят, что в наибольшей степени её «бирюзовость» проявляется осенью и зимой, когда снег и ледники не тают, а питание реки идёт в основном за счёт подземных вод.




Третий перевал на нашем пути - Чике-Таман. Его витки круто поднимаются на высоту 1460 м.



Но преодолели его мы достаточно быстро.



На вершине уже знакомые нам ленты. Для алтайцев горные перевалы - места особенные. Как и для велосипедистов. На вершине нас опять намочил дождь. Зато потом мы устремились вниз, рассекая водные потоки под колёсами, и быстро высыхая на ветру. Оставшиеся дни стояла сухая тёплая погода. Мы крутили педали и любовались окружающими видами.



Наблюдали за незатейливым бытом в посёлках.


Так доехали до последнего - четвёртого - Семинского перевала.
Высота 1717м., ей предшествует девятикилометровый подъем. И опять закладывало уши и встречным потоком уносило душу в пятки пока мы неслись вниз с наивысшей точки. Последняя ночевка перед Горно-Алтайском была в соседнем Алтайском крае. Мы попали туда, проехав по мосту через Катунь. Спали прямо под открытым небом, любуясь звёздами и уже скучая по свободной походной жизни. 700 километров мы проехали по Алтаю и, знаете, они того стоили!