Тристан-да-Кунья, 500 лет одиночества

- Ну что, девочки, посмотрели на землю, идем дальше?

Мы с дочками с ужасом смотрим, как капитан поворачивает штурвал от единственного на тысячи миль места, где мы могли бы выдохнуть.

Ведь должно же быть окошко между штормами этого долгого перехода от крайнего юга Чили до Южной Африки! Но сильный ветер и высокая волна не дает нашему ковчегу подойти к берегу самого одинокого острова планеты...

 

Тихо, как в раю

До самого конца 15 века южнее 35-го градуса южной широты в Атлантике было тихо, как в раю: никто из Европы носа сюда не казал. Захаживал, вроде, тысячу лет назад корабль финикийцев, но никаких свидетельств, кроме недоеденной червями кедровой доски и пары ржавых гвоздей, от этого не осталось. Да и незачем было сюда тащиться, пока не начали искать морской путь в Индию. Кабы не желание набрать там пряностей и зажить, наконец, по-человечески, географические открытия отложились бы лет на сто.

Тристан-да-Кунья на карте

К 1506-му году Колумб уже сходил в Карибское море, а Васко да Гама обнаружил проход вокруг мыса Доброй Надежды. 
Остается лишь гадать, в какую сторону изначально направлялся несчастный португалец Тристан-да-Кунья. Потому как оказался он в открытом океане за полторы тысячи миль от Кейптауна. 
Там на столь любимой  Жюлем Верном (и нами) 37 параллели, Тристан-да-Кунья обнаружил группу островов, в 2816 км от юга Африки.
Кораблям удалось не наскочить на три вулканических островка, одиноко торчащих посреди южной Атлантики, и даже вернуться с этим известием на родину.
- Аз, - говорит командор, - есмь. Вон что я открыл! …Да, острова в честь меня назовите.
По официальной версии сей исследователь был первым лордом из рода Панестас и Гестасо. Двумя годами ранее своего эпохального плавания синьор лорд был назначен первым наместником и губернатором португальской Индии. Источники говорят, что от такой радости он почему-то ослеп, губернаторствовать не смог, но потом прозрел. Аккурат в 1506 году, когда и пришла пора открывать острова.

Тристан-да-Кунья в Википедии

Король Мануэль 1 обрадовался прозрению лорда и поставил Тристана командовать флотом из 10 грузовых кораблей. И дошли бы те корабли до Индии, кабы не приключилась та самая лютая буря. благодаря которой на каждой карте мира красуется имя этого везунчика. Почему везунчика? – представьте, какие тогда были системы навигации? А Тристан да Кунья выжил, острова открыл, да еще и домой вернулся невесть откуда.

 

Как изящно прибрать к рукам ничейные земли

Более ста лет после Тристана-да-Кунья в это забытое богом место никого не заносило. Из-за сильных бурь отдаленные от любой суши места пользовались дурной славой; впрочем, как и сейчас. 
В 1697 году к архипелагу пристали голландцы, они же первые определили его более-менее точные координаты.

Весь следующий век необитаемым Тристаном-да-Кунья живо интересовались французы. Ну, как живо? Раз в лет 30 кто-нибудь сюда высаживался по нужде или из любопытства. Знаменитый Лаперуз был в их числе. И только в 1811 году американцу Джонатану Ламберту пришло в голову колонизировать ничейный край света. Вместе с двумя товарищами, старым итальянцем и португальским мулатом, они принялись возделывать мини-рай в ревущих сороковых.

«Какие поселенцы? Какой рай? Вот это я дал маху!» – расстроился, прознав об этом, английский губернатор мыса Доброй Надежды. И пошел к колонистам на переговоры. Морем, наверное, пошел. Или послов отправил с корабельной оказией.

Тристан-да-Кунья и расстояния

  • Джонатан, - говорит губернатор мистеру Ламберту, - а чего ты тут посреди океана один, как дурак, будешь? Обидеть всякий может. Давай, мы вместе со старушкой Англией будем тебя защищать?

Ламберт обрадовался и поднял над островами Тристан-да-Кунья британский флаг. И стали трое колонистов поживать лучше прежнего. Вот только Джонатан нечаянно утонул. И загнулись бы с тоски остальные двое, кабы в ту пору Бонапарт войну не проиграл, а за ней и всю Францию.

 

Причем тут Наполеон

В 1816 году Наполеон выиграл утешительный приз - турпутевку на остров Святой Елены, что в 1343 милях к северу от Тристана, чем, сам того не чая, избавил двух тристанцев от одиночества. Да просто вся секьюрити, приставленная британцами к Бонапарту, на один островок Святой Елены не влезла, и поблизости (ну что такое 2 тысячи километров, когда в океане пусто?) пристроили еще два гарнизона. Один из них попал как раз на Тристан-да-Кунья.

Прибой у Тристана-да-Кунья

Через 5 лет Бонапарт отдал богу душу, и гарнизон с Тристана за ненадобностью вернули на мыс Доброй Надежды. Остались на острове только капрал-шотландец, его жена и два готтентота. 
 
Позднее к ним неведомым образом добавились английские матрос и рыбак то ли с Темзы то ли с аргентинского гарнизона, а потом и семейная пара с разбившегося судна «Блендон-Голль». Итого шестеро мужчин и две женщины получились. Через 8 лет сообщество колонистов пополнилось еще одним мужчиной, 4-мя женщинами и 14ю детьми. Кого-то забросило кораблекрушение, кого-то забыли проплывающие корабли. А дети сами народились. Чем народу еще развлекаться? Пабов в округе не было.
 
Со временем отмечаемое Паганелем исключительное безобразие готтентотских женщин смягчилось вливаниями других кровей, и получилась крепкая британская комьюнити, выросшая из голландцев, англичан, шотландца с ирландцем, американцев, итальянцев и африканок.

потомки готтентотский женщин

 

Вы не поверите

Да мы и сами себе не верим, но ровно 155 лет назад те же воды, что плещут сейчас в борт Леди Мэри на 37 параллели, рассекал форштевень яхты «Дункан» из «Детей капитана Гранта». Наверняка он был не одинок, но о других судах мы ничего не знаем, а об этом известно с детства. Неудивительно, что в детстве я мечтала оказаться на его борту – там тебе и команда из 22 человек, и компания интересная, и скорость «Дункана» втрое превышала нашу. За 9 дней они долетели от Америки до Тристана 9 для сравнения – нам на это понадобилось 32 дня). Потом еще за 6 дней до Кейптауна (Леди Мэри прошла этот путь за 18 дней). Так что на Дункане очень жилось неплохо, ходи по морям – не хочу!
 
Однако, вернемся на 155 лет назад: в 1864 году капитан Джон Манглс из нашей «лоции», как в последний год мы называем бессмертный роман Жюля Верна, завел Дункан в защищенную от западных ветров гавань Фалмут острова Тристан-да-Кунья. Ее сейчас искать бесполезно, она была разрушена извержением вулкана в 1961 году.

Эдинбург семи морей

 

Переселение и виски

Островитяне тогда расстроились из-за вулкана и на пару лет переселились в метрополию. Покидать родной остров никому не хотелось, но рвануть могло в любую минуту, и на полтора года Туманный Альбион стал их второй родиной. Дольше тристанцы не выдержали: заскучали по родным березкам, читай, кактусам. Устав от английских туманов, островитяне прихватили дюжину бочек виски и отбыли обратно.

Поселок свой со звучным именем Эдинбург Семи Морей подремонтировали и попутно договорились о регулярных поставках виски. Словом, зажили еще веселее, чем прежде. От ветров их защищают каменные стенки и новозеландский лен – травянистые кусты в три человеческих роста, что считаются сорняками на острове Святой Елены.

Островитяне садят картошку, рыбачат, принимают залетных туристов и редкие яхты, а основные деньги зарабатывают… на японцах. Для гурманов из страны восходящего солнца тристанцы ловят в промышленных объемах лобстеров и отправляют их в Японию (собственных лобстеров последняя уже съела).

На якоре с восточной стороны Тристана-да-Кунья

Расстояние от Эдинбурга до ближайшего населенного пункта – острова Святой Елены – 2488 километров – примерно как от Питера до Урала. А ближайший город с налаженным раз в пару месяцев регулярным сообщением – Кейптаун, до него 1511 миль, или 2800 км.

«Как тут без виски в нашей глуши?» - думают островитяне общим числом в 270 человек. И гордо несут в своих заскорузлых пальцах мировую пальму первенства по распитию спиртных напитков. Наверное, так.

Восточный берег Триста-да-Кунья

 

А между тем...

Легкий ветерок подгоняет нашу «Леди Мэри» к Тристану да Кунья, где мы надеемся немного отдохнуть после месяца штормов. Прогноз погоды обещает шторм через два дня. Это может свести вероятность нашей встречи  с тристанскими отшельниками к нулю. В лучшем случае нам удастся разглядеть вершину главного вулкана – пика королевы Марии, высочайшей горы в южной Атлантике…  Вот он, на заднем плане:

Travely-Family на фоне Тристана-да-Кунья

Держим кулачки, чтобы тот шторм передумал портить нам отпуск.

Это был день 27 перехода от Магелланова пролива. Передано по спутниковой связи.

travely-family.com

Ниже на фото - яхта "Леди Мэри" на якоре с восточной стороны Тристана-да-Кунья:

У восточного берега Тристан-да-Кунья