В гостях у филимоновской игрушки

С одной стороны сложно себе представить, что может привлечь среднестатистического туриста в крошечном Одоеве - некогда городке, разжалованном до ПГТ в середине прошлого века. Разве что только довольно живописно расположенным и довольно древним Анастасовым монастырём. Впрочем, его я видел только издалека, а томить не стану, Одоев - родина знаменитой филимоновской игрушки. И только ради этого яркого промысла в него стоит заглянуть.



Хотя, конечно, тут важно сразу поправиться - одоевская земля, а конкретно деревня Филимоново - родина знаменитого промысла. И хотя в деревеньке, расположенной километрах в пяти от районного центра, нынче не наберется и пары десятков жителей, именно в её окрестностях в глубоких оврагах еще в средних веках стали добывать глину — «синику». Здешняя глина имеет темно-серый, практически чёрный цвет. Она очень жирная и пластичная. Обжиг делает её белоснежной. Филимоновская глина не приглушает краски, именно потому местная глиняная игрушка ослепительно яркая. Живет в Филимоново и мастер филимоновской игрушки - Денисова Римма Васильевна. По слухам в её доме даже есть небольшой музей соответствующей тематики, но всё-таки знакомиться с филимоновской игрушкой нынче едут в Одоев, тем более, что именно здесь есть полноценный музей, посвященный промыслу.



Я уже не раз видел филимоновскую игрушку на выставках, в музеях, в магазинах. А тут в небольшом двухэтажном особнячке притаился целый бесконечно яркий мир. И вот довольно неприглядный особенно в такую пасмурную погоду городок оживает веселыми яркими красками. И, конечно, глядя на такой добротный музей, за здешний промысел спокойно. Хотя, как это часто было с подобными промыслами (некоторые так и исчезли), было время, когда он был на грани исчезновения. На одоевской земле случилось это после Великой Отечественной Войны - филимоновская игрушка был на грани исчезновения. Однако в конце 70-х государство помогло начаться процессу возрождения, да и нынче местные государственные органы содействие оказывают. В конце концов это один из местных брендов (тьфу мне за такое слово). Быть может не такой известный, как пряник, самовары или даже тульская гармонь, но все же.



Музей филимоновской игрушки совсем еще молод. Он был открыт в 2009 году, но то, как он развивается, впечатляет. В музее подробно рассказывают об истории промысла, наиболее ярких мастерах, еще очень впечатляет коллекция игрушек со всей страны. Я, например, для себя открыл несколько новых "имён", хотя надо понимать, что как таковых местностей, где продолжает лепиться традиционная игрушка не так уж и много. Здесь, конечно, проводят мастер-классы - вообще сложно себе представить музей игрушек, где это опция отсутствовала бы.



Вообще филимоновский промысел объявляют едва ли не старейшим народным художественным промыслом России. Называют даже совсем впечатляющие цифры. Но в любом случае работать с местной глиной начали давно. Конечно, это была в первую очередь посуда и различная домашняя утварь. Игрушка традиционно для этого вида промысла появилась как некоторое несерьезное ответвление от основного занятия. Этим могли заниматься дети да бабульки. Серьезные дядьки-гончары, конечно, на такое не разменивались. Однако со временем такие "безделушки" проделали путь до выставок, коллекций и музеев. В принципе, сегодня это едва ли игрушки для детей. Конечно, их может на некоторое время привлечь свистулька или какая-то красивая разноцветная фигурка, но едва ли они долго будут с ними играть. В Одоеве для детей продают китайские игрушки, наклейки и шарики. Это не хорошо и не плохо, это данность.

В экспозиции музея представлены работы прославленных мастериц Дербеневой Анны Иосифовны, Лукьяновой Евдокии Ильиничны, Евдокимовой Елены Кузьминичны.



По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника.
В середине XIX века промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Как и везде, посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины, за что окрестные жители прозвали их «свистуличницами».
В начале ХХ века производство филимоновской игрушки сократилось настолько, что оставалось лишь несколько мастериц (Карпова Антонина Ильинична, Дербенёва Анна Иосифовна, Масленникова Александра Федоровна), которые не бросали своего ремесла.



Традиционный набор сюжетов в филимоновской игрушке - барыня, всадник, конь, олень и др.. Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной чёрно-синей глины - «синики», встречающейся исключительно в окрестностях Филимоново. При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись анилиновыми красками. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются с более сложными узорами: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко». Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими.



В раскраске много символов: Символ солнца, Древо жизни, Конь - образ солнца, Всадник – податель травы, росы, воды, урожая, счастья. Всадник на коне – образ света, жизни. Всадник – воин освобождал Весну от зимних оков холода и мрака, отпирал Солнце и весенние воды. Барыня –берегиня, хранительница домашнего очага. Её плодородие народ издревне олицетворял в образе матери. Кольцевые линии, идущие по фигуре игрушки – символ заключенного в игрушку добра, символ солнца. Птица – символ света. Благодетельный его смысл связывался в народных представлениях с мечтой о счастье.



В местном краеведческом музее тоже ,конечно, часть экспозиции посвящена самому известному здешнему промыслу. Представлены в том числе и старые игрушки (равно как и в музее игрушки). В краеведческом работают замечательные женщины, которые очень любят родную землю и умеют увлекательно о ней рассказать.