В поисках Потерянной горы



Август 2013-го выдался жарким. Нестерпимо хотелось тишины и прохлады, тайн и покоя. Не правда ли, трудная задача отыскать их в массовый сезон отпусков? Солнце плавило Испанию, рисуя живую иллюстрацию к древнегреческой легенде о нимфе Пирене – одной из возлюбленных Геракла. Согласно мифу именно Геракл, собрав камни над могилой подруги, создал горную систему между Бискайским заливом и Средиземным морем, которая затем была названа в честь нимфы - Пиренеями. Где-то в них, на границе между Испанией и Францией, скрывался укромный нацпарк Ордеса и потерянная, загадочная гора Монте-Пердидо. Решив заодно попрактиковать почти забытый университетский испанский, мы поехали искать потерянную гору в дальней испанской провинции Уэска.
Дорога в Хаку
Наш поезд из Сарагосы в Хаку представлял из себя всего два вагончика и паровозик. Он под «завязку» забился весело гомонящими молодыми и не очень испанцами с рюкзачками. Люди, не находя свободного места, садились прямо на пол. Мы приуныли, не ожидая такого наплыва страждущих ходить по горам. Но печалились мы зря – нам объяснили, что ходит он всего 2 раза в сутки, а многие едут в горы только на сутки – вкусить адреналина на рафтинге в каньонах Уэски. И действительно, как только он сделал первую остановку в г.Уэска – все эти люди так же мощно схлынули, оставив нас практически в пустом вагоне. Почти 2 часа мы наслаждались неспешным ходом по железнодорожной узкокалейке и чудесными видами из окна на пейзажи предгорьев Пиренеев.



Недалеко от городка Лоарре мы увидели горный массив, который назывался Мальос де Риглос. Слово Мальо напрямую не переводится на русский язык. Если до предела упростить научную терминологию, по-испански оно означает пальцеобразные вертикальные геологические образования разной толщины. Две из таких естественных достопримечательностей расположены между Уэской и Хакой и названы по имени городков, обосновавшихся у их подножий: Риглос и Агуэро.



Вообще каждый пик, шпиль и «палец» массива имеет своё название, происходящее либо от имён знатных родов, живших когда-либо в Риглосе (Firé, Pisón), либо от своих формы и цвета (Нож, Козырёк, Рыжий, Винт, Красная игла и т.п.), либо данное в честь других персонажей, не связанных непосредственно с этими краями. Любопытная топонимика вершин приведена вот на такой схеме:



Хака
В Хаку мы приехали ближе к вечеру, но успели погулять по ее улочкам. В целом Хака нам очень понравилась и напомнила Страну Басков в северной Испании. Многие ее уголки с аккуратными домиками можно было принять за Францию (до которой отсюда менее 30 км) или Германию.
Хаку называют первой столицей королевства Арагон. Арагон как королевство возник из одноимённого графства - это произошло в 1035 году, когда после смерти короля Санчо III Наваррское королевство было разделено между его сыновьями. Так ранее находившееся под юрисдикцией Наварры Арагонское графство, самым значительным поселением которого была Хака, стало королевством, а Рамиро, которому оно досталось, был провозглашён первым королём Арагона под именем Рамиро I. Именно он впервые обратил своё внимание на Хаку – за отсутствием прочих достойных вариантов.
Формально говоря, Хака долгое время была не городом, а вильей (villa) - ещё один чисто испанский термин, не имеющий у нас прямой аналогии и, соответственно, прямого перевода. Вилья занимала некое промежуточное место между поселением и городом, а этот статус высочайше присваивался ей, как правило, за торговую активность.
В 1077 году Санчо Рамирес - второй король Арагона - произнёс фразу, вошедшую в историю Хаки: "Пусть все, живущие на севере и юге, на востоке и западе, узнают, что я собираюсь построить город в моей вилье, которая называется Хакой". Король за свои слова отвечал: в этом же году он он объявил Хаку столицей своего королевства , пожаловал его жителям фуэрос (свод прав и привилегий) и, считая себя после поездки в Рим вассалом Папы, начал возводить город по римскому образцу, то есть взяв за основу две главные улицы, пересекающиеся в центре под прямым углом (у римлян они назывались Кардо, проходящая с севера на юг и Декуманус, идущая с запада на восток). Кроме того, он объявил о создании Хакского епископата и назначил епископом своего брата Гарсию, который позже стал ещё и епископом Памплоны.



Ну а если есть епископ, должен быть и кафедральный собор. И его, естественно, тут же начали возводить. Первый этап работ завершился очень быстро – всего за 5 лет. Однако потом начались распри между Санчо Рамиресом и его ставленником Гарсией, в результате чего строительство было полностью остановлено. Окончательно собор Хаки был достроен только к 1130 году уже при короле Альфонсе I (том, который Воитель).



Кстати, башню-колокольню надстроили уже много позже, в 17 веке. Равно как и так называемый «маленький атриум» (Lonja Chica) над южным порталом в виде открытого в направлении Рыночной площади крыльца-веранды.



Однако назвать атриум стопроцентным новоделом трудно, поскольку все 7 его колонн увенчаны древними капителями, ранее принадлежавшими другим соборным постройкам, в частности, как считают историки – не дошедшему до нас дворику-клуатру. А самой знаменитой из них считается капитель «Царь Давид», украшавшая когда-то (по мнению тех же исследователей) западный фасад.



А вот так выглядит главный неф с видом на алтарь. Любопытно, что вместо привычного ретабло в алтарной части находится орган.



Здание бенедиктинского монастыря. Именно здесь, на месте монастыря, на окраине сегодняшнего города располагалось в начале 11 века первое укреплённое городище (castro), ставшее прообразом первой столицы Арагона. И именно здесь располагался первый в Хаке королевский дворец Рамиро I.



Ещё одной крупной достопримечательностью, хотя и не столь древней, как собор, является цитадель Хаки. Её построили в самом конце 16 века по указу короля Филиппа II в рамках общей "программы" укрепления арагонской границы с Францией, в которой крепости Св. Петра, как изначально называлась цитадель, отводилось центральное место. При её возведении, коим руководил итальянский архитектор (крепость и была построена в так называемом "итальянском стиле" - traza italiana), состоящий на службе испанской Короны, учитывались самые современные веяния фортификационного искусства. Военные "технологии" стремительно развивались, и уже никто не собирался ни осаждать, ни штурмовать крепости, поэтому необходимости в высоких стенах и монументальных башнях больше не было. На дворе стоял век артиллерии, и новые укрепления должны были, прежде всего, успешно противостоять пушечному обстрелу и уметь эффективно отстреливаться самим. С учётом всего этого хакская цитадель представляла собой монолитный пятиугольник с небольшими, но толстыми и наклонными стенами, в углах которого располагались остроугольные бастионы, каждый из которых имел своё имя: Испания, Св. Варвара, Св. Пётр и т.п. Гарнизон крепости составлял около 300 человек.



Структура цитадели - сугубо утилитарная, без каких-либо излишеств. По периметру огромного оружейного двора располагались казармы, казематы, помещения для хранения провианта, пороха и вооружения. Только в 17 веке перед единственным входом в крепость появился входной портал с высокой звонницей и гербом австрийской Короны (поскольку Испанией правил король из династии Габсбургов), а внутри была построена церковь с барочным фасадом.



Сьютадела всё-таки была взята французами – но случилось это уже много лет спустя и совершенно в другой войне. Как и многие города Испании, Хака была оккупирована войсками Наполеона, которые владели ей на протяжении целых четырёх лет.
Хака оставила самые сильные положительные эмоции от ее посещения. Кстати, любопытный факт: оказывается, Хака была одним из кандидатов на проведение Олимпиады-2014 (равно как и многих предыдущих), уступив, в конечном счёте, нашему Сочи.
Нерин
Проведя в Хаке ночь, ранним утром мы стартовали к нашей цели – нацпарку Ордеса. Все путеводители указывали на деревушки Бромо и Торла, как самые популярные отправные точки для путешествий по парку. Но сверившись по карте, мы поняли, что нам интересна более глухая и дальняя дислокация – деревня Нерин. Мы не ошиблись – часовая дорога из Хаки в Нерин по серпантину была самой живописной из всех, что я до этого видела в Испании. На обочинах, словно стражи, то и дело попадались дольмены. Утопающая в цветах, захолустная Нерин приютила нас на четыре удивительных дня в семейной деревенской гостинице на восемь номеров. Балкон номера словно падал в открывающееся ущелье, одно из четырех, которыми стал знаменит парк Ордеса. Забвение, тишина, ненавязчивое гостеприимство и чудесная охотничья кухня быстро стали нашими лучшими друзьями.



Трекинг в каньоне Анискло
Тропа в каньон начиналась прямо от гостиницы.
Указатели и хорошее состояние тропы помогали в пути.
Одолев перевал, мы опустились в глубь каньона и шли вдоль заросшего лишайником леса по руслу чистой горной реки.
Прохлада и относительное безлюдье.



Но как бы не был прекрасен и очарователен лесистый и тенистый каньон Анискло - и он закончился. Мы вступили в границы нацпарка Ордеса - самого уединенного и заповедного во всей Испании.
Ордеса



Изредка попадались стада домашнего скота, находящиеся совершенно без присмотра вдали от человеческого жилья.





Чем они кормились, тоже было трудно представить, ибо основу растительности составляли горные ирисы, шиловидные флоксы и многочисленные кусты желтого дрока.



Водопад Кола де Кабальо





Из которого вытекает река Аразас



Обыкновенный стервятник



Эту зверюшку очень долго не могла определить, оказалось - кантаберийская серна:





Все стандартные маршруты в нацпарк начинаются в Торле. Торла совсем маленькая, но очень харизматичная: недаром некоторые путеводители выбрали её как "визитную карточку" своего арагонского раздела. И я полностью с ними согласна - небольшой городок с домиками из серого камня и непременно чёрными (в отличие от "типовых" рыжих) черепичными крышами, с возвышающейся над ним церковной романской колокольней (тоже серой !) на фоне высоких гор - это действительно самый классический вид, действительно самый узнаваемый бренд Верхнего Арагона и вообще пиренейской Испании.