Велотуризм и велоспорт на тандемах






Велотуризм и велоспорт на тандемах




Я, Гостев Андрей в этой статье попытаюсь поделиться с читателем опытом, накопленным за время существования специализированного туристического клуба «Масштаб плюс» для людей с ограниченными возможностями зрения.
Сейчас как в России, так и в других странах активно развивается относительно новое и самостоятельное направление туризма - реабилитационный велотуризм. Велопутешествия для слепых и слабовидящих людей стали доступны за счет использования уникального в своем роде технического решения - тандема.
Туризм на тандемах заслуженно пользуется любовью среди людей с ограниченными возможностями зрения. Так, в 2003 году группа французских незрячих туристов совершила велопробег по маршруту г. Париж – г. Санкт-Петербург.



В 2006 году туристы из Германии осуществили пробег на тандемах по маршруту г. Берлин - страны Балтии – г. Калининград – г. Санкт-Петербург.
В 2008 году состоялся Первый международный велопробег на тандемах по маршруту Санкт-Петербург-Хельсинки-Санкт-Петербург.



В 2009г. состоялся Второй Международный велопробег на тандемах, пос. 85-летию СПБ РО ВОС».



В 2011г. Велопробег на тандемах г. Липецк – г. Париж.
Хочется отметить, что для велоклубов Европы считается престижным наличие тандемного направления в деятельности. Достаточно регулярно в странах европейского союза и в России проводятся тандем-мероприятия как для людей с ограниченными возможностями, так и для велосипедистов предпочитающих тандем как средство передвижения (Франция, Roc d`Azur, Германия «Звёздный тандем» и др.…).
В России в рамках проекта «Зимний тандем» незрячие велосипедисты на тандемах осуществляют путешествия в зимнее время. В январе 2015г. впервые экипаж Андрея Гостева и Андрея Безызвестных приняли участие в зимнем веломарафоне «Холодная сотка» по маршруту ст. Меллюпельто – г. Выборг.



Тандем сближает ездоков, не важно, кто на нем едет. Главное – это правильное распределение ролей, взаимное доверие и дружелюбность. Основные функции рулевого (пилота) заключаются в обзоре дороги и управлении. Второй человек тоже является полноправным участником движения, в профессиональной среде заднего велосипедиста называют стокером. Благодаря удвоенной силе педалирования, велосипед-тандем способен развивать довольно высокую скорость, встречный ветер при этом мешает только человеку, сидящему впереди. Основная силовая нагрузка ложится на того, кто находится сзади. На спусках, особенно крутых, велосипед-тандем, за счет удвоенного веса своих ездоков набирает огромную скорость (для велосипеда) без помощи велосипедистов.

Сегодня развивается отдельное велосипедное направление – семейный тандем, т.к. плюс велосипеда тандема в том, что при разных физических данных семейная пара находится вместе во время поездки. Если кататься на разных велосипедах, то приходится часто ждать более слабо подготовленного спутника. Теперь эта проблема решена. Общаться в таком положении проще, да и отдохнуть можно по очереди. В качестве пилота должен выступать опытный велосипедист, который обладает навыками и опытом езды на велосипеде в реальных дорожных условиях, так как он несёт ответственность за того кто находится за ним. Так, например, интересен опыт семейной пары Владимира и Людмилы Басалаевых, которые на тандеме совершили путешествие из Пензы во Владивосток и преодолели 9380 км. за 101 день.

При правильной нагрузке, с учетом опыта путешествий, индивидуальных особенностей зрительного восприятия, возраста и физической подготовленности участников велосипедные походы доступны и полезны слепым и слабовидящим.
Чтобы принять участие в велопоходе, надо хорошо и всесторонне к нему подготовиться в секции по велотуризму для слепых и слабовидящих людей.

Тандемом довольно сложно управлять, если спереди более сильный и тяжелый велосипедист, то особых проблем нет, но если наоборот, то вполне возможно, что покатушка не получиться. Предварительно пилот должен прокатиться на тандеме самостоятельно, чтобы почувствовать габариты. Затем, со стокером, затем со стокером и велорюкзаком. А ещё к тандему, как и к любому велосипеду можно прикрепить велоприцеп. И всем этим нужно научиться слаженно, управлять. Первому приходится балансировать, так как на поворотах и кочках, стокер не всегда успевает отреагировать и его слегка болтает, поэтому переднему велосипедисту приходится прикладывать усилия. Стартовать нужно предварительно договорившись о том, с какой ноги начинать движение и по какой команде.

Проходимость велотандема в различных дорожных условиях разная (по асфальтовому покрытию – шоссе двигаться легче, чем по грунтовым дорогам, особенно с грузом, комфортное катание по пересеченной местности, возможно только в том случае, если оба велосипедиста имеют одинаково хорошую подготовку.).

Маршруты в комбинации с другими видами транспорта (автомобиль, паром, железная дорога и др.) открывают большие возможности в выборе маршрутов для походов на тандеме.



Современные технологии позволяют создать надёжную разборную конструкцию тандема. Это помогает быстро и качественно решать вопросы, связанные с транспортировкой тандема не только на автобусах и железнодорожном транспорте, но и даже на самолётах. В этом плане интересен опыт семейной пары Киреенко Ильи и Пескун Надежды, которые путешествовали на своём разборном тандеме по Израилю (2012г.), США, штат Юта (2014г.) и Греция, о. Крит (2015г.).

Движение на тандеме по незнакомой местности в различных дорожных условиях, когда приходится преодолевать всевозможные препятствия, повышает у незрячих уровень реабилитированности, совершенствует навыки пространственной и социально-бытовой ориентировки незрячих туристов, быстроту реакции, выносливость, силу, ловкость.

.

Одновременно у участников похода воспитывается чувство коллективизма, дисциплинированность, настойчивость в достижении цели, мужество и воля, необходимые во всех сферах жизни.
Велопоходы на тандемах стимулируют познавательную активность людей с ограниченными возможностями зрения, расширяют представления об окружающем мире. В походе можно ознакомиться с историческими и архитектурными памятниками, лучше узнать и полюбить природу. Устанавливаются контакты, и происходит общение с другими людьми.

Раньше тандемную раму сваривали из двух велосипедных рам, эта конструкция не всегда была прочной и при этом отличалась особой капризностью. Сейчас тандем стал цельной инженерной конструкцией. Можно выделить виды тандемов, характеризующие их предназначение: прогулочные, шоссейные и байк-тандем для езды по бездорожью. Тандемы изготавливаются так же из разных материалов – титана, алюминия, стали и даже встречаются карбоновые тандемы.



Внутри велосипедного сообщества развилось отдельное направление - Тандем-движение, которое в свою очередь можно разделить на следующие виды:
1. Велоспорт на тандемах, как Олимпийский вид спорта (с 80-х годов исключён из программы Олимпийских игр в связи с большими скоростями гонок, которые предполагают большой травматизм)
2. Спорт слепых велоспорт тандем-шоссе и тандем-трек (включен в программу Пара-олимпийских игр)
3. Велотуризм на тандемах
4. Семейный тандем

Велосипеды-тандемы довольно широко распространяются на территории России. Тандемные рамы стало легче приобрести в велосипедных магазинах или даже взять на прокат.
Для такой техники следует подготовить место для хранения, так как он занимает места больше чем обычный велосипед, специально оборудованное помещение, где может поместиться велосекция, гараж или подвал. В домашних условиях раму можно повесить, например, на стену.


Задачи секции по велотуризму для слепых и слабовидящих людей:

1. Вовлечение слепых и слабовидящих людей в систематические занятия туризмом с целью повышения адаптационных и коммуникативных навыков, обеспечение доступности путешествий для людей с ограниченными возможностями, развитие зрительного восприятия, пропаганда здорового и активного образа жизни, оздоровления, расширения кругозора, познания нового;
2. Проведение походов выходного дня (в межсезонье – пешком, зимой на лыжах), в многодневных велопоходах на тандемах, с учетом специфических особенностей лиц с тяжелыми нарушениями зрения, участие в слетах и соревнованиях как про-водящихся среди лиц с нарушением зрения, так и среди людей без нарушений;
3. Развитие тандема как Параолимпийского вида спорта;
4. Специальная и общефизическая подготовка участников как в секции велотуристов, так и в группах смежных видов физкультуры;
5. Выполнение нормативов и спортивных разрядов по туризму и велоспорту;
6. Экологическое и патриотическое воспитание.

Руководить секцией по велотуризму на тандемах может инструктор по реабилитационному туризму (по адаптивной физической культуре), знакомый с устройством велосипеда и тандема и владеющий им в любых дорожных условиях. Для осуществления работы секции по велотуризму следует привлекать квалифицированных и опытных пилотов (лидеров) для езды на тандеме с незрячим человеком. Во время велопоходов пилот (лидер) выполняет функцию сопровождающего лица, помогая незрячему в социально-бытовой и пространственной ориентировке. Для проведения занятий в секции по разным темам могут быть привлечены: врач, инструктор по туризму, мастер по ремонту велосипедов; работники ГИБДД и др.
До начала работы секции все участники должны пройти медицинский осмотр для определения возможности заниматься велотуризмом, а также для установления индивидуальных норм физической нагрузки. Повторный медицинский осмотр - спустя 6 месяцев после организации секции, с целью выяснения показаний или, наоборот, противопоказаний для занятий велотуризмом. Очень важно, чтобы все участвующие в вело-путешествиях были застрахованы от несчастных случаев.

Занятия секции проводятся в течение всего года.

Задачи подготовительного цикла: всестороннее физическое развитие, воспитание не-обходимых моральных и волевых качеств, развитие адаптационных навыков, приобретение необходимых специальных знаний и умений, подготовка материальной части для тренировочных поездок, походов выходного дня и многодневного похода. Консультации по району будущего похода. Установление связи с организациями, расположенными в районе похода.
Предоставление возможности незрячим получить представление о езде на тандеме.
Задачи основного цикла: совершенствование необходимых в походе навыков, специальная физическая и техническая подготовка, проверка готовности участников секции к походу и его проведение.
Задачи заключительного цикла: изучение дополнительных материалов, необходимых для предстоящего похода; составление отчета о походе, изготовление фото- и видеоматериалов, стендов, коллекций и т.д.; физические упражнения с небольшой нагрузкой, подвижные игры, прогулки.

Специальная велосипедная подготовка проводится с учетом уровня реабилитированности, индивидуальных особенностей и степени развития зрительного восприятия, их квалификации и физической подготовки незрячих участников, после чего можно определить (наметить) сложность предполагаемого похода в пределах доступных нагрузок по времени обучения в секции велотуризма.
Календарные сроки циклов намечаются и осуществляются в зависимости от времени и характера планируемого многодневного похода, климатических условий, наличия мест, оборудованных для занятий, инвентаря и учебных пособий.
Теоретическая подготовка – одно-два занятия по два часа в неделю.
Специальная техническая и тактическая подготовка – практические занятия на местности и походы выходного дня по 6-8 часов с привалами – один - два в месяц (в теплую погоду с ночевками в полевых условиях).
С наступлением теплой погоды и появлением возможности выезжать на велотандемах можно очередные занятия (краеведческая подготовка, наблюдения в путешествии, ориентирование, техника езды, преодоление препятствий, тактика в походе и др.) проводить на двух - трехчасовых выездах за пределы города в вечерние часы на расстояние 6-15 км. с доведением объёма тренировки до 50 км. за один выезд. Эти же поездки будут служить хорошей подготовкой к походам выходного дня, а последние – тренировкой к многодневному походу.



В работе секции следует широко использовать Интернет, любительские и хроникальные фильмы туристической тематики, встречи с опытными туристами. Выпускать тематические фото и стенгазеты, подготавливать информации в местную печать, радио и телевидение. Участвовать в велосипедных выставках, практических семинарах и научных конференциях и др. с целью пропаганды тандем-движения.
С этой точкой зрения в 2008г. семейная пара Кельсова Дарьяна и Ядыкин Дмитрий стали участниками церемонии открытия Специальных Олимпийских игр. Незрячие спортсмены на тандеме совершили велопробег с Олимпийским огнём.



В этом же году Голинтовский Александр (призёр Параолимпийских игр 2012г. в Лондоне) и Кашин Александр привезли Олимпийский огонь для открытия Первой Спартакиады команд районов Санкт-Петербурга.

С 2011г. в России, спустя 20 лет, возобновились соревнования по спорту слепых велоспорт тандем-шоссе и велоспорт тандем-трек.
Первыми чемпионами России в групповой гонке стал экипаж Андрея Гостева и Ильи Киреенко (Липецк, 2011г.). В том же году на велотреке «Крылатское» г. Москва этот экипаж стал призёром в дисциплинах 200м. с хода, 500м. с места, гонка-преследование 3000м. А в следующем году они стали чемпионами в дисциплине 500м. с места.
В 2014г. были разработаны новые нормативные требования для дисциплин вело-спорт тандем-трек и велоспорт тандем-шоссе. Антон Попов и Григорий Клецко выполнили норму мастеров спорта в виде 200м. с хода (спринт), а Вершинина Евгения и Богдашова Елена стали кандидатами в мастера спорта в индивидуальной гонке на 25 км. по шоссе.

Развитие велоспорта на тандемах среди слепых и слабовидящих позволило по-новому качественно осуществлять задачи подготовки экипажей тандемщиков. В этом огромное значение играет велотрек, который, независимо от времени года и от погодных условий позволяет повышать уровень экипажа. Так, в Санкт-Петербурге, эту работу про-водит Илья Киреенко (велотрек на Крестовском на базе бокса № 6). Здесь же прививается эстетика и культура велоспорта. Трековые дисциплины выступают в качестве отдельного спортивного направления и могут служить элементом в скатывании экипажей.

Круглый год в отсутствии пилота незрячий может самостоятельно готовиться как к гонкам, так и к путешествиям с помощью велостанка. Обычный велосипед или тандем можно установить на велостанок и выполнять разнообразные упражнения и задачи (3-4 тренировки в неделю, длительностью 1,5 часа, разминка и заминка по 10 мин. рабочая пульсовая нагрузка от 120 до 150 ударов/ мин.).
Качество подготовки повышается при использовании пульсометра (для измерения скорости, времени, расстояния, пульса, мощности и каданса (частота вращения педали). Данные пульсометра пилот или тренер может получать через интернет, т.е. контролировать выполнение упражнения незрячим стокером дистанционно.
Контактные педали (спортивные и туристские-байк), в отличие от обычных педалей, повышают качество педаляжа и увеличивают эффективность распределения сил во время езды на тандеме. Важно сформировать у незрячих навыки встёгивания и выстёгивания из педалей во время начала движения и торможения, подъем и спуск с горы, повороты и маневрирования.
Такие навыки как работа, стоя, работа «танцовщицей», разгон с места, низкая аэродинамическая посадка (спортивная), гимнастика во время движения, групповая работа, сидение на колесе, работа сменами, питание и питьё во время движения помогают качественно повысить уровень техники езды на тандеме, как пилота, так и стокера. С помощью современных компьютерных технологий следует знакомить незрячих стокеров с соответствующей спортивной литературой.
Киреенко Илья (пилот, инструктор по велоспорту) отмечает, что для развития велотуризма и велоспорта среди слепых и слабовидящих параллельно следует популяризировать тандем среди семейных пар. Тем самым, число потенциальных пилотов увеличивается, что помогает незрячим стокерам находить партнёра. Так, Пискун Надежда стала выступать не только как стокер в своей семейной паре, но и как пилот на профессиональных соревнованиях.



Можно использовать специально созданные сайты и социальные сети для нахождения ассистента, который мог бы составить пару на тандеме.
Андрей Безызвестных (пилот, член клуба веломарафонцев «Балтийская звезда», инструктор по адаптивному альпинизму и скалолазанию) считает, что тандемы позволяют сформировать стойкие «связки», которые помогут незрячим достигать вершин, как в альпинизме, так и в скалолазании, где требуется хорошая физическая форма с одной стороны и взаимодействие с другой.
В этом отношении интересен факт участия команды велотандемистов клуба «Масштаб плюс» в состав которой входили незрячий Неуступкин Дмитрий и слабовидящие Гостев Андрей и Гончаров Артём, а так же пилоты – волонтёры Кашин Александр, Войткевич Александр и Сергей Смирнов, которые в 2010г. под руководством опытного альпиниста Негодяева Алексея совершили восхождение на высочайшую точку Европы – г. Западный Эльбрус. В 2011г. – восхождение на г. Восточный Казбек. В 2014г. был реализован проект «Семь вершин на новый год».
Александр Григорьев (пилот, член клуба Вело Питер) делится своими наблюдениями: «Я познакомился с тандемом во время работы над социальным проектом по вовлечению людей с ограниченными возможностями в активную жизненную позицию. Мне, как любителю велотуризма, открылось, что тандем - это отличная возможность для новых ощущений, как для пилота, так и для стокера: перемещение на более далекие расстояния и с большей скоростью, работа в команде, умение довериться и умение взять ответственность не только за себя. Для меня продвижение велотуризма на тандеме стало следующей ступенькой в том, чтобы вырасти как личность, чтобы повлиять на людей».



Тандем выступает в качестве хорошего средства для интеграции людей с ограниченными возможностями в современное общество XXI века.