Мир в лицах: красавицы России. Часть 2
Орочи. Люди земли и воды
Мир орочей был устроен просто. Земля — это огромная восьминогая лосиха. Умершие люди перерождаются и снова появляются на свет. Хозяева тайги — тигр и медведь. В воде главная — косатка, она помогает охотиться. Действительно, при приближении грозного хищника другие морские обитатели подплывают поближе к берегу. Чтобы поймать зверя, надо его подманить, поэтому охотник ороч виртуозно умел подражать голосам животных с помощью разных приспособлений.
Год начинается в январе, месяце ичэ («новый» месяц). Но всего месяцев девять, и они называются в честь определенных животных или явлений природы. Вот зонка. Похоже на слово «звонко»? Это период, когда «течет с крыш».
До XIX века главными религиями орочей являлись анимизм и шаманизм. Семьи были патриархальные, распространены браки внутри племени, в том числе так называемый обмен сестрами. В советское время многое в укладе поменялось.
Сегодня в мире орочей меньше 1000 человек, из них 600 проживают на территории России, в Хабаровском крае.
Удэгейцы. Замуж по сговору
Издавна удэгейцы занимались охотой, ловили рыбу, собирали женьшень и другие дикоросы в заповедных лесах Сихотэ-Алиня, а также заготавливали панты. Молодые рога оленя, как и женьшень, обладают целебными свойствами и используются в медицине и косметологии даже в наше время.
Исследователь-этнограф Владимир Арсеньев в начале XX века записал самоназвание удэге как «люди леса». Законы удэге отличались архаичностью, многое было табуировано: например, нельзя было строить лодку из дерева, поваленного бурей, или класть нож в очаг. Во главе рода стоял выборный авторитет — старейшина. Слово его было непререкаемым. Мальчик удэге становился мужчиной, добыв первого зверя. Девочка признавалась женщиной с рождением первенца. Браки заключались по сговору, между родами, причем девочку родне мужа могли отдать уже в пять лет — для помощи по хозяйству. 12 лет — нормальный брачный возраст.
При этом у удэгейцев, как и у других северных народов, была развита взаимовыручка. Все добытое делилось между членами рода, а если человек голодал, он шел за помощью к соседу. Эта готовность помочь позволила тому же Арсеньеву некоторое время спустя назвать удэгейцев коммунистами (в идеальном смысле этого слова), а писателю Александру Фадееву, воевавшему в Приморье в Гражданскую, начать (но не закончить) книгу «Последний из удэге». Именно ее Фадеев считал делом своей жизни. Впрочем, это уже совсем другая история.
Добавим, что сейчас удэгейцев в мире около 1500 человек и живут они в Приморье и Хабаровском крае. Тайга для них по-прежнему всё.
Тофалары. Недоступная сибирская Швейцария
Тофалария — область в районе реки Уды Иркутской области, окруженная горной тайгой. Сюда не ездят поезда, и ни один автомобиль не доберется до места, потому что здесь нет дорог. Основной транспорт местных жителей — вертолет, средство связи — рация. В здешних недрах хранится вся таблица Менделеева, в лесах водятся лисица, соболь, горностай, косуля и марал, растет кедр и целебные травы. Когда-то здесь добывали золото и пушнину. Сейчас сохранилось три поселка, где живут тофалары — примерно 700 человек на всю страну. Занимаются скотоводством, потихоньку огородничают. О своих традициях вспоминают на досуге.
Название «тофалары» появилось только в XX веке. Раньше бытовал термин «карагасы», в переводе — «черные гуси». Они были искусны в ремеслах, создавали удобную теплую одежду, в каждый орнамент которой вкладывали сакральный смысл. Жилище тофаларов — конический чум. Традиционная еда — мясо оленей, рыба, мясные бульоны, ржаные лепешки, подсоленный зеленый чай, оленье молоко. Религия — анимизм, шаманизм. До наших дней дошли тофаларские пословицы, сказки и легенды.
За красоту недоступных гор, чистоту рек, звонкие перекаты порогов и водопадов и альпийские луга Тофаларию называют сибирской Швейцарией.
Казахи. Догони девушку!
Есть у казахов интересная игра — кыз куу, в переводе «погоня за девушкой». Молодые люди садятся на коней и выезжают на дорожку. Сначала парень девушку догоняет, потом она его. Причем тому, кто должен скакать первым, дается фора, чтобы преследование было эффектней. А вот дальше интересно — догнавший всадницу джигит имеет право ее поцеловать. Девушка же, догнавшая парня, должна отстегать его кнутом. Красиво, зрелищно, публика обычно в восторге.
Интересно, что до 1734 года казахов в Российской империи называли казáками, а Казахское ханство — Казачьей Ордой (в переводе с древнетюркского языка «казак» означает «свободный человек»). А после, вплоть до 1925 года, — киргиз-кайсаками или киргизами, чтобы не путать с казакáми. И только в 1936-м утвердилось нынешнее название народа.
Казахский этнос сформировался из множества племен. Только к началу прошлого века среди казахов насчитывалось четыре десятка крупных племенных групп.
Сейчас в мире проживают около 16 млн людей этой национальности, из них в России — примерно 650 000. В основном это Астраханская, Оренбургская и Омская области.
Старообрядцы. Осколки прошлого
Старообрядцы — это не отдельная народность. Тем не менее они являются носителями своей особенной культуры, которую хранят еще с XVII века. Тогда, в 1666 году, патриарх Никон осуществил церковную реформу, с которой согласились не все. И сейчас старообрядцы — окно в мир допетровской Руси, драгоценный инклюз, застывший в смоле.
Конечно, они не чужды цивилизации, пользуются интернетом, имеют мобильные телефоны, и браки между православными и староверами вполне возможны. Но последние по-прежнему не принимают нововведения трехсотлетней давности: крестный ход осуществляют по солнцу, крестятся двумя перстами, носят традиционную одежду, занимаются огородничеством, ремеслами, отходничеством, почитают дораскольных святых. Однако два главных праздника совпадают: это Рождество и Пасха.
Общины старообрядцев существуют в Северной Европе, Прибалтике, Поморье, за Уралом.
Тазы. Молодые и малочисленные
Тазы — народность, образовавшаяся только в конце XIX века в результате смешанных браков. Мужчины-китайцы, отправлявшиеся на север Приморья за пантами и женьшенем, женились на девушках-нанайках и удэгейках из семей рыболовов и охотников. Получившийся в результате этнос китайцы называли «да-цзы» — «туземцы». В русском закрепилось «тазы».
Культура тазов близка к традициям и быту других дальневосточных народов. Издавна они занимались травничеством, огородничали, выращивали скот, в основном свиней, ловили рыбу, охотились. Причем, что интересно, в отличие от китаянок, женщины-тазы наравне с мужчинами и в огороде работали, и в тайгу на промысел ходили. В воспитании детей много значения уделяли играм — простым и полезным. Занимались акупунктурой, хорошо врачевали.
Сто лет назад тазы говорили на диалекте китайского, заимствуя также слова из удэгейского и нанайского языков. Сейчас своим родным языком считают русский. Существует словарь тазского языка, в котором исследователи смогли выделить около 400 слов. Живут тазы компактно на территории Приморского края, по переписи 2010 года их насчитывается 274 человека.
Чукчи. Богатые оленями
Нунлигран, Рыркайпий, Янракыннот, Мейныпильгыно — географическая карта Чукотского автономного округа пестрит оригинальными названиями. Само название народа чукчи — это искаженное чукотское «чавча-выт» («богатый оленями»).
Издавна чукчи делились на кочевых (оленеводы) и оседлых (рыболовы и зверобои). Жили в ярангах, покрытых шкурами оленей или морских животных. Быт был аскетичен и зависел от возможностей природы. Впрочем, между приморскими и тундровыми чукчами был развит обмен, так что все нужное для жизни в каждой семье было. Помимо охоты и выпаса оленей, чукчи известны своим косторезным искусством. Им занимались мужчины. Женщины шили одежду и обувь, плели сумки из волокон кипрея и дикой ржи, делали аппликации из меха и тюленьей кожи, вышивали подшейным волосом оленя и бисером. Как раз таким образом украшено платье девушки на этом фото.
Сейчас представителей этого малого коренного народа примерно 16 000 человек, большинство проживает в Чукотском автономном округе.
Сойоты. Саянский феникс
Народ сойотов известен с XVII века, когда упоминания о нем появляются в приказных книгах, основанных на рассказах исследователей Зауралья и Сибири (впрочем, первые люди в Восточных Саянах появились еще в эпоху неолита). Однако в советское время сойотов причисляли к бурятам и лишь на рубеже III тысячелетия снова выделили в отдельную народность и провели перепись. Согласно ей, сойотами себя считает 3600 человек. Подавляющее большинство проживает на территории Республики Бурятия.
Основным занятием сойотов всегда было оленеводство, а также разведение яков и охота. В здешних местах водилось множество дичи. Шкуры и мех крупных животных шли на одежду и жилище, мелких — продажу или обмен на нужные для жизни товары: муку, ткани, орудия труда и быта, оружие и т. п. Сельским хозяйством ввиду суровости здешних мест сойоты не занимались. Рыболовство считали грехом. Птиц также убивать запрещалось — считалось, что они летают высоко в небе и общаются с богами. Да и на зверей охотились с определенными ограничениями, ведь все животные имеют душу. Верили сойоты и в духов гор.
Сейчас возрождается национальный костюм сойотов (он был утрачен), сойотский язык и национальные праздники. Главный так и называется: Улуг-Даг («великая гора»). Проходит он всегда осенью, после сбора урожая. Здесь соревнуются в метании аркана и стрельбе из лука, выясняют, кто сможет быстрее и ловчее ставить урсу (национальное жилище сойотов — жерди, составленные конусом и покрытые шкурами), кормят ячьим мясом и определенно доказывают, что традиции сойотов живы.
Юкагиры. На их груди горит солнце
Происхождение этого народа Якутии до сих пор вызывает споры среди ученых. По одной версии, юкагиры живут на своих землях чуть ли не с Каменного века. Другие считают, что они пришли сравнительно недавно — и, скорее всего, из Зауралья. Свою долю сомнений вносит то, что юкагирский язык совсем не похож на языки соседних народностей и даже у тундровых и таежных юкагиров различается.
Впрочем, в образе жизни у юкагиров тоже единства никогда не было, что связано с местом обитания. Лесные юкагиры традиционно были обособлены, охотились на копытных животных, ловили рыбу, занимались ездовым собаководством. Тундровые — одомашнивали оленей, охотились на их диких собратьев, а также на песцов, лисиц, собирали ягоды. Сейчас традиционные промыслы практически полностью утрачены.
Жили юкагиры родами. Главой рода был старейшина, которому помогал шаман. Интересно, что женщина могла охотиться наравне с мужчинами, хозяйством ведали опытные пожилые женщины, и при заключении брака молодые приходили жить в род женщины.
Одежда юкагиров была отлично приспособлена для суровых условий Колымы, шилась из ровдуги и шкур животных. Зимняя — обычно двойная: нижний слой мехом внутрь, верхний — мехом наружу. Она была распашная и застегивалась на три завязки спереди. Под кафтан надевали нагрудник, который зимой дополнительно утепляли заячьей шкуркой. Украшалась одежда обычно орнаментом, вышивкой из волоса животных, а также хвостами из шкур зверей. Круглые серебряные бляхи на нагрудниках девушек ценились особо и передавались по наследству. Называли их «грудное солнце».
Чуваши. От старшей сестры к младшей
Чувашскую девушку легко можно узнать по шапочке необычной формы, украшенной бисерной вышивкой и серебряными монетами. Этот необычный головной убор называется тухья. У верховых* чувашей тухья имела небольшое навершие, которое придавало ей вид шлема. Когда девушка выходила замуж, она передавала свою тухью младшей сестре, а сама надевала сурпан — полоску белой ткани с вышивкой на концах.
Второй элемент чувашского народного костюма — белая рубаха кепе («кĕпе» на чувашском) из конопляного полотнища. Женские кепе были длиной до щиколоток с разрезами и имели нагрудные узоры-обереги кеске («кĕске») в виде солнца. Они были призваны защитить владелицу от злых духов. Поверх рубахи надевали вышитый передник или фартук.
На ногах чуваши носили лапти из липового лыка с онучами.
Сейчас национальная одежда давно сменилась городской, но на праздники о национальном костюме нет-нет да и вспоминают.
*Издавна чуваши делились на верховых, низовых и средненизовых — в зависимости от места проживания на Волге. Сейчас с численностью около 1,5 млн они являются пятым народом России и проживают в основном в Республике Чувашия.
Саха. Приручившие Север
Якутская корова, якутская лошадь, якутская лайка — народ якутов (саха) можно назвать главными селекционерами Севера. Они не просто приспосабливались к суровой природе края, куда мигрировали с Байкала их предки, но и природу приспосабливали под себя. Так, якутская лошадь пасется в 60-градусный мороз, умея доставать траву из-под снега, а молоко якутской коровы может достигать 11% жирности. Также в стадах якутов имелись и олени. Не ограничиваясь скотоводством, трудолюбивые люди освоили и земледелие — случилось это уже в XVII веке под влиянием русских поселенцев.
Якуты — прекрасные резчики и кузнецы, швеи, вышивальщицы, музыканты (все ведь слышали про горловое пение и варган?), а древний эпос олонхо, передаваемый из поколения в поколение, сейчас включен в список Всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО. Уникальные стихотворные сказания могут насчитывать до 36 000 строк. На исполнение некоторых олонхо может уйти неделя!
Сейчас в мире насчитывается около полумиллиона якутов, проживают они преимущественно в Республике Саха (Якутия).
Долганы. Одни из самых молодых
Народность долганы сформировалась чуть более 100 лет назад. Этнос сложился на Таймыре в результате ассимиляции прибывших сюда из Якутии эвенков, эвенов и, собственно, якутов, а также уже живших здесь на поселении с XVII века русских затундренных крестьян.
Традиции этих народов нашли свое отражение в бытовых и культурных традициях долганов. Так, долганские песни довольно сильно похожи на знаменитые олонхо якутов. А в сказках мы встретим уже знакомого Ивана-царевича. Хороводный танец-песня хэйро, «восходящее солнце», пришел от эвенков. Он исполняется на открытом воздухе во время праздников, например на свадьбах. И обязательно после окончания полярной ночи, которая на Таймыре длится полтора месяца. Пока один человек громко и ритмично выкрикивает: «Хэйро, хэйро, хэйро», другие участники ему вторят, двигаясь вокруг воткнутого в землю шеста — хорея.
В честь танца назван знаменитый таймырский танцевальный коллектив — «Хэйро». Его знают и любят во всем мире. Он образован еще в 1969 году. Интересно, что примерно тогда же, в 1970-м, была создана и письменность долганов. Похоже, у них еще все впереди.
Эвенки. Орнамент как оберег
Орнамент — обязательный элемент народного костюма эвенков. А белый цвет считается праздничным. Хотя условия Севера суровы и требуют от людей полной самоотдачи, но во все времена они находили время на создание не только практичной, но и красивой одежды. Первое — это распашной кафтан, дополненный нагрудником. Летний нагрудник делался из ровдуги или ткани, зимний — из меховых полосок. Он украшался бисером, металлическими бляшками, кожей, мехом и служил своеобразным опознавательным знаком, поскольку орнамент был характерен для того или иного рода и, конечно, в него были заложены обережные символы.
Такое же значение имели и татуировки. У некоторых групп эвенков было принято наносить их на лицо вплоть до XX века.
Костюм эвенков завершали штаны-натазники, ноговицы, варежки (в холодное время года) и головной убор.
Кстати, эвенкийскому костюму не одна тысяча лет. Так, в 1939 году экспедиция советского этнографа, археолога А. П. Окладникова обнаружила в раскопках на Ангаре нагрудники тунгусского типа, по времени изготовления восходящие к эпохе неолита.
Ульчи. Несколько фактов
Берестяная шапочка и халат покроя кимоно с затейливыми спиральными узорами — отличительные черты наряда девушки народа ульчи. Внешне последние похожи на своих соседей нанайцев и орочей.
Хотя первые документальные сведения об этом народе, живущем в низовьях Амура (территория современного Хабаровского края), датируются лишь XVII веком, генетические исследования захоронений доказали, что те, кто сейчас называют себя ульчи, жили в регионе еще 8000 лет назад.
Ульчи — оседлый народ: рыбаки, звероловы, ремесленники. Жили моногамными семьями в домах на три-четыре семьи. Дома — срубы или землянки — покрывались снопами травы. Топили с помощью двух очагов, спали на нарах вдоль стен, а посередине дома (в зимнем его варианте) размещали помост для кормления собак. Ездовых упряжек каждая семья имела по два-три комплекта.
Ели в основном рыбу (и даже собак кормили сушеной юколой из рыбьих хребтов), а любимым лакомством была морская капуста, которую собирали на побережье.
Сейчас представителей ульчи в мире насчитывается чуть менее 3000.
Нганасаны. Кто кого перепоет
Вплоть до середины XX века нганасаны, коренной народ, проживающий на севере полуострова Таймыр, предпочитали заключать браки среди своих, сохраняя тем самым чистоту рода и традиции. Пары создавались по желанию молодых, со сговором и обязательным калымом, который уплачивался семье невесты оленями или шкурами. Если жених был беден, собрать калым ему помогали родственники. А с ними счастливый муж расплачивался из уже полученного после свадьбы приданого невесты.
Понравиться девушке можно было разными способами: смелостью, ловкостью или, например, красноречием. Как многие северные народы, нганасаны музыкальны и поэтичны. Профессиональных сказителей, как у якутов, у них не было, каждый рыбак или охотник мог сочинить свою историю, сказку или песню. Через истории добивались и внимания девушек. Кайнгэймэкуми — так назывались состязания, где два молодых человека, сидя по обе стороны от своей избранницы, обменивались остроумными куплетами, где в иносказательной форме шла речь о том или ином предмете, живом существе или ситуации. Побеждал тот, кто смог окончательно запутать соперника. Проигравший дарил победителю подарок — металлическое украшение.