Истории про маньяков: психолог объяснила, почему людям нравится тру-крайм

Есть несколько вероятных причин.

В последнее время набирает популярность тру-крайм — жанр литературы, подкастов, фильмов и сериалов, в которых автор исследует криминальные преступления. Почему людям нравится смотреть и читать истории про преступников?

Общей психологической причины у такой тяги не существует, отмечает профессор клинической психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова Вера Никишина. Правда, людьми движет интерес к скрытому и запретному, то есть к тому, что в обычных житейских отношениях отсутствует.

«Все преступные деяния и вся преступная активность имеют амбивалентное отношение. С одной стороны, это запрещено, непозволительно, не соответствует социальным нормам, а с другой стороны, кто-то же это делает, а значит, на это возникает интерес хотя бы посмотреть. В этой амбивалентности и возникает популярность», — объясняет психолог.

По словам Никишиной, у каждой социальной и возрастной группы мотив и интерес совершенно разные. Например, у подростков этот интерес имеет высокие шансы перейти в зону экспериментирования: посмотрел, вовлекся и сделал. 

Одна из гипотез, с которой можно связать популярность тру-крайм видео, состоит в том, что такой контент активирует у зрителя достаточно сильные эмоциональные переживания. «При этом человек, испытывая эмоции, остается в безопасности, в тех условиях, которые ему ничем не угрожают. Возникает запрос на более сильные переживания, которые можно получить в безопасных условиях», — приводит слова профессора пресс-служба РНИМУ им. Н.И. Пирогова.

Кроме того, когда речь идет о материалах, содержащих реальные детали и фрагменты преступлений, то эмоциональный отклик человека во много раз больше. Есть еще одна гипотеза. У людей возникают желания, которые оцениваются как социально неприемлемые и недопустимые. Но вдруг у человека появляется возможность их увидеть, или услышать о них, о том, что кто-то преодолел эту границу запрета и имел возможность это реализовать.

«Здесь — самый большой риск. При многократном просмотре или погружении в такое пространство есть высокий риск выйти на собственный эксперимент и на воспроизведение этих деяний. Особенно это небезопасно для подростковой и группы младших школьников», — считает Никишина. По ее словам, если состояние человека психически неустойчиво, то эти фантазии будут развиваться уже на патологическом основании и создавать риски патологически деструктивного деяния.