Как выглядел Николай Чудотворец: ученые впервые реконструировали его лицо

Святой старец стал прототипом Санта-Клауса и, впоследствии, Деда Мороза.

Николай Чудотворец, он же Николай Мирликийский был раннехристианским святым. Ученые воссоздали по черепу истинное лицо человека, вдохновившего людей на создание образа Санта-Клауса и Деда Мороза.

Репутация Николая Чудотворца как дарителя подарков повлияла на появление голландского народного персонажа Синтерклааса. Впоследствии в западной культуре он стал Санта-Клаусом, а в российской — Дедом Морозом. Однако ни одно изображение святителя не сохранилось с его смерти в 343 году — большинство фресок с Чудотворцем появились спустя столетия. 

Эксперты восстановили черты лица святого по черепу.  Бразильский эксперт по графике Сисеро Мораес отметил, что это было «сильное и доброе лицо». «Прочный череп создает сильное лицо, поскольку его размеры по горизонтальной оси превышают средние», — отметил исследователь.

Останки святого раскрывают не только его облик. По словам Мораеса, Николай Мирликийский, похоже, страдал от тяжелого хронического артрита позвоночника и таза. На его черепе было утолщение костной ткани, которое могло вызывать частые головные боли.

Николай Чудотворец (Николай Угодник, Николай Мирликийский) — святой, архиепископ византийского города Миры Ликийские. В христианстве почитается как чудотворец. На основании его жития, где рассказывается о подаренном Николаем приданого трем дочерям разорившегося богача, появилась традиция рождественских подарков.

В России к святителю Николаю было особое отношение. Николины дни широко отмечались на Руси, но традиции дарить детям подарки от имени святого не существовало. Рождественский дед, он же Синтерклаас, попал в Россию в XIX веке благодаря немецким переселенцам. В СССР официально запретили праздновать Рождество, а чуть позже стали проводить новогодние елки, и появился Дед Мороз — бывший Рождественский дед с чертами героя русских народных сказок Морозко. А Снегурочка была персонажем народных сказок, попавшим в XIX веке из фольклора в литературу, и не имела отношения к святому Николаю.