Археологи «оживили» шамана, жившего 10 000 лет назад
Ученые из Белградского университета провели новаторскую реконструкцию лица 10 000-летнего шамана из знаменитого Лепенского монастыря в Сербии, сообщается на сайте Unreal Engine.
Поселение Лепенски Вир на берегу реки Дунай было впервые обнаружено в 1960-х годах. Это место имеет огромное историческое значение, поскольку может рассказать о ранних этапах развития европейской доисторической культуры. На этом месте было обнаружено около 500 останков скелетов, в том числе скелет, известный как «шаман» — благодаря позе лотоса, в которой он находился. Считается, что шаман жил около 8000 г. до н.э.. Археологи смогли определить его рост, вес и даже то, что он питался в основном морепродуктами.
Археологи работали над реконструкцией вместе с компанией-разработчиком игр Epic Games и командой Unreal Engine на платформе MetaHuman, которая позволяет создавать уникальные цифровые модели людей на основе сканированных данных. Ученым нужно было создать точную физическую копию доисторического черепа, чтобы сохранить целостность оригинала. Команда сделала сотни 2D-изображений, которые затем были «сшиты» с помощью технологии RealityCapture, чтобы сформировать виртуальную 3D-модель. Затем эту модель напечатали на 3D-принтере.
Точную копию черепа шамана передали судмедэксперту и археологу из Швеции Оскару Нильссону, который приступил к воссозданию лица, добавляя слои мышц и кожи из глины. Глиняную реконструкцию, пока без кожи и волос, еще раз отсканировали — для создания цифровой модели. Ученые также провели анализ ДНК, который показал, что у шамана была смуглая кожа, темные волосы и карие глаза. Это помогло завершить 3D-реконструкцию.
После завершения всех процессов шамана «оживили» в программе MetaHuman Creator, применив на нем несколько стандартных анимаций. Сейчас интерактивный стенд с шаманом выставлен в Национальном музее Сербии в Белграде вместе с коллекцией артефактов из поселения Лепенски Вир, и каждый посетитель с помощью смартфона может «примерить» 3D-модель на себя. Лицо шамана на экране выражает любые эмоции, а в отсутствии посетителей он может зевать и гримасничать.