На скульптурах Парфенона обнаружили скрытые цвета
Археологи нашли скрытые цвета и сложные узоры на мраморных скульптурах Парфенона из Древней Греции, известных как мраморы Элгина. Древнегреческие статуи считались безупречно белыми, но в прошлом они выглядели иначе.
Мраморы Элгина изготовили 2500 лет назад для украшения внешней части храма Парфенон в Афинах. Сейчас они, как и многие другие древние скульптуры, хранятся в Британском музее в Лондоне. Для всех этих скульптур характерно сочетание белого, серого и бежевого цветов.
Однако новое исследование показало, что оттенки знаменитых скульптур не всегда были такими скучными — их расписывали яркими цветами и замысловатыми узорами. Яркие синие, белые и пурпурные цвета покрывали статуи, изображавшие божеств и мифических существ, охранявших построенный в V века до н.э. храм. Цвета использовались для изображения воды, из которой поднимались некоторые фигуры, кожи таинственного морского змея, пустого пространства и воздуха на заднем плане статуй, а также фигурных узоров на одеяниях богов.
Скульптуры Парфенона изучаются самыми разными учеными на протяжении столетий, но специалисты никогда не находили на них следы краски, и мало что известно о том, как их создали. Краска на мраморе держится недолго, и поэтому археологи долгое время предполагали, что древнегреческие художники намеренно оставляли статуи белыми. Это даже привело к тому, что при реставрациях следы краски, обнаруженные на скульптурах, стирали.
Сейчас же ученые применили метод люминесцентной визуализации, заставляющий светиться следы химических элементов скрытой краски на поверхности скульптур. Команда быстро обнаружила цветочные орнаменты и размытые фигурные изображения. Археологи выделили минимум четыре цвета: египетский синий, пурпурный оттенок, изготовленный по неизвестному рецепту, и два белых цвета, вероятно, полученных из гипса и костной золы.
«Элегантная и тщательно продуманная одежда, возможно, должна была олицетворять силу и могущество богов-олимпийцев, а также богатство и размах Афин и афинян, по заказу которых был построен храм», — отмечают исследователи.
17 скульптур, некогда составлявших часть мраморного фриза длиной 160 м с изображением персонажей классических греческих мифов, были привезены в Великобританию в XIX веке. Произведения искусства сорвал со стен Парфенона Томас Брюс, седьмой граф Элгин и посол Великобритании в Османской империи — именно поэтому скульптуры получили прозвище «мраморы Элгина». Сегодня скульптуры хранятся в Британском музее, но между Великобританией и Грецией ведется официальный спор по поводу их репатриации.