Неуловимый антарктический кальмар впервые попал на видео
Глубоководные пучины в приполярных районах нашей планеты населены загадочными и экзотическими океанскими существами: гигантскими морскими пауками, антарктическими морскими свиньями, призрачными медузами. Обнаружить и идентифицировать этих животных бывает сложно; некоторые известны лишь потому, что их останки находили в рыболовных сетях или в желудках морских птиц. Но в прошлом году, в Рождество, экипаж исследовательского судна R/V Falkor (Too) Океанографического института Шмидтов впервые встретил одно из таких существ живым.
Это погружение было частью экспедиции National Geographic и Rolex Perpetual Planet, проводившей документирование изменений климата в горах, тропических лесах и океанах. Дистанционно управляемый аппарат SuBastian должен был спуститься под воду в Бассейне Пауэлла, но движение ледяных глыб вынудило команду скорректировать курс — что в конечном итоге и привело к удаче.
Когда аппарат погрузился на глубину более 2000 метров, в видеотрансляции неожиданно мелькнула тень. Это оказался антарктический гонатус — редкий вид головоногих длиной до метра. От испуга он выпустил облако зеленоватых чернил.
«Это был прекрасный кальмар, — вспоминает Эндрю Тёрбер, исследователь глубоководных экосистем из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, находившийся на борту судна. — В глубинах океана постоянно видишь красоту — и это был просто классический пример».
Насколько известно исследователям, до этого момента антарктического кальмара никогда не видели живым. Они следили за ним несколько минут и старательно записывали на видео, запечатлев красный окрас и белые пятна.
«Такие видео очень вдохновляют», — признается Линси Сала, музейный работник, курирующая коллекцию пелагических беспозвоночных в Институте океанографии Скриппса.
Подобные открытия могут «многое рассказать о том, как эти существа живут на больших глубинах»; неопознанные образцы могут находиться в коллекциях по всему миру, и видеозапись поможет их идентифицировать, добавила она.
До сих пор этот вид кальмаров встречался только в рыболовных сетях и в останках, найденных в чревах морских обитателей — в основном на Фолклендских островах.
«Всегда захватывающе увидеть живое существо, которое раньше было известно только по мертвым образцам», — убежден глубоководный эколог Брюс Робисон из Научно-исследовательского института Океанариума залива Монтерей.
Для тех, кто был на борту, находка вызвала «чистый восторг», рассказал доктор Тёрбер. Даже до точной идентификации кальмара царило всеобщее возбуждение. Чтобы подтвердить вид, участники экспедиции отправили изображения, снятые подводным аппаратом, таксономистам по всему миру.
Идентифицировать животное помогла биолог Кэт Болстад из Оклендского технологического университета в Новой Зеландии, изучающая головоногих. Пол и возраст кальмара было трудно определить, но одинарные крючки на каждом щупальце, которые она разглядела на изображениях, подтвердили, что это Gonatus antarcticus.
Крючки, вероятно, помогают захватывать и удерживать добычу — это характерно и для других кальмаров. На его щупальцах также были царапины, а на мантии — следы присосок, возможно, от недавней атаки другого морского существа.
Глубоководных кальмаров сложно встретить и запечатлеть. Проведение исследований на глубине тысяч метров — сложная и дорогостоящая задача, а животные обычно избегают дистанционно управляемых аппаратов, которые часто шумят и ярко светят. Для океанской пучины они — как «инопланетяне», сравнивает Тёрбер. «Так что все зависит от того, захотят ли они подойти к нам», — объясняет он.
Это не первый неуловимый кальмар, снятый аппаратом SuBastian. В этом году подводный аппарат также запечатлел колоссального кальмара Mesonychoteuthis hamiltoni спустя столетие после его первого научного описания.
Но о G. antarcticus известно гораздо меньше. Он обитает в водах Южного океана и нерестится на глубине более 600 метров. Известно, что пингвины в этом регионе питаются антарктическими кальмарами — по крайней мере, мелкими особями. На них также охотятся колоссальные кальмары, которые живут на тех же глубинах.
Это открытие проливает свет на жизнь антарктических кальмаров Gonatus, но и ставит новые вопросы. Как далеко они перемещаются? Насколько велик их ареал? Чем они питаются в глубинах? Насколько большими они могут вырасти? «Мы так мало знаем об этом сообществе, что там может происходить что угодно, и мы можем только догадываться», — заключил доктор Робисон.