Почему дети обманывают, и как реагировать родителям?
Наверное, каждый ребенок хоть раз обманывал — в игре, на контрольной в школе, родителей дома. Если вы заметили, что ваш ребенок так поступает, не стоит сразу беспокоиться, что он станет преступником. Жульничество у детей, которые находятся в развитии, обычно не приводит к серьезным последствиям.
Ребенок может сознательно поступать нечестно, чтобы получить несправедливое преимущество. Несмотря на усилия родителей и учителей, жульничество довольно распространено. К примеру, в одном эксперименте пятилетних детей попросили не заглядывать в коробку, пока взрослый вышел из комнаты. Почти все заглянули, и затем отрицали это.
Способность обманывать может свидетельствовать о появлении новых навыков у ребенка, включая «понимание» чужих мыслей. Чтобы обмануть эффективно, нужно учитывать, о чем думает другой человек, и заставить его поверить в альтернативную реальность. Такие способности проявляются в дошкольном возрасте.
По мере взросления дети в целом становятся более осторожными в обмане, но могут, например, начать списывать в школе. Одно из исследований в США показало, что более 75% учеников старших классов списывали в школе хотя бы раз за последний год. Также школьники признавались в передаче своих работ другим, получении ответов на тесты заранее, плагиате из интернета.
Дети чаще считают списывание допустимым, если помогают товарищу или могут оправдать это благими намерениями — например, не успели подготовиться к контрольной из-за того, что помогали родным. Дети и подростки признаются, что обманывают чаще, если надо избежать негативных последствий. В исследовании 2008 года ученики признавались, что списывают в школе из-за незаинтересованности в предмете или давления со стороны родителей или учителей.
Однако ребенок должен взвешивать выгоды от обмана — против риска быть пойманным. С возрастом дети также могут учитывать, как вранье и жульничество влияет на их самооценку. Некоторые дети более склонны к обману, чем другие. Например, исследование 2019 года показало, что мальчики обманывают чаще, чем девочки, когда от результата зависит получение награды.
Социальные навыки также играют роль. Эксперимент в 2003 году показал, что второклассники, отвергнутые сверстниками, чаще обманывали соперников по настольным играм, даже играя с незнакомыми детьми. Возможно, такие дети хуже регулируют свои эмоции и поведение. Подростки с низким самоконтролем и большей терпимостью к нарушению правил чаще допускают «академическое» жульничество, как и те, кто плохо себя ведет в классе, пишет Phys.org.
Вот четыре совета для родителей и учителей, на случай, если ребенок часто обманывает:
- Проводите открытые беседы. Говорите о том, почему жульничать плохо (например, «это портит веселье вашим друзьям»). Исследования показывают, что дети и подростки, дававшие взрослым обещание не жульничать, реже это делают. При этом дети, которые боятся наказания, реже говорят правду.
- Не зацикливайтесь сильно на результатах. Обсуждая школу, используйте язык, связанный с обучением, а не с выполнением заданий. Можно попросить ребенка просто постараться изо всех сил, а не требовать обязательное «5».
- Положительно оценивайте характер ребенка. Доказано, что дети, которые считают, что у них хорошая репутация, обманывают реже.
- Подавайте пример: Если взрослые честны и открыты, дети часто поступают так же. К примеру, в одном эксперименте детям сказали, что в соседней комнате есть большая чаша с конфетами. После того, как это оказалось ложью, дети стали чаще жульничать в игре.