Скрывающаяся десятилетиями гигантская медуза-призрак попала на видео

У берегов Аргентины ученые засняли редкую медузу, открытую чуть более века назад и с тех пор почти не попадавшуюся на глаза, а также сосуществующих с нею рыб.

В конце декабря исследователи спускали телеуправляемый подводный аппарат в Атлантическом океане у побережья Аргентины, и когда на глубине около 250 метров на экранах появилась медуза, в диспетчерской воцарилась тишина. Это была необычная встреча: перед учеными предстала гигантская медуза-призрак Stygiomedusa gigantea — крайне редко встречающийся глубоководный вид.

«Мы испытали смешанное чувство восторга и недоверия», — вспоминает морской биолог Мария Эмилия Браво из Университета Буэнос-Айреса, руководившая погружением в составе экспедиции на исследовательском судне R/V Falkor (too), принадлежащем Институту океанографии Шмидтов.

«Ее эфемерное и хрупкое присутствие в столь экстремальной среде было поистине поразительным», — признается исследовательница.

Из-за длинных щупалец существа операторам подводного аппарата было сложно безопасно маневрировать. «Нам очень хотелось лучше его изучить и подробно задокументировать», — добавляет она.

Впервые гигантские медузы-призраки были обнаружены в 1899 году, но отдельным видом их признали лишь 60 лет спустя. И даже тогда в основном находили их мертвыми в траловых сетях, а живых практически не встречали. Наблюдение за этими созданиями стало возможным благодаря телеуправляемым аппаратам.

«До недавнего времени никто не мог воочию увидеть ее в естественной среде обитания во всей красе», — отмечает морской биолог Стив Хэддок из Исследовательского института Океанариума залива Монтерей.

За последнее столетие медуз-призраков регистрировали около 100 раз. Эти неуловимые создания — одни из крупнейших медуз: их купол может превышать метр в диаметре, а щупальца достигать длины более девяти метров.

Люди часто полагают, что неописанные глубоководные виды — это скрытные, малозаметные животные, говорит Хэддок. «Но нет, — продолжает он, — это такие гиганты, практически размером с гигантского кальмара, которые оставались практически незамеченными».

Медузы-призраки охотятся иначе, чем другие жалящие медузы. Они используют свои длинные, похожие на занавес щупальца, чтобы ловить планктон и мелких рыб, которых затягивают в рот. S. gigantea также поддерживают симбиотические отношения с некоторыми видами рыб, которых часто можно увидеть плавающими или зависшими у купола или щупалец медузы.

Батиальная («полуночная») зона — темный слой океана, простирающийся до глубины около 4000 метров, — бедна пищей и дает мало укрытий, поэтому многие мелкие обитатели находят приют рядом с более крупными животными. Медузы-призраки обеспечивают защиту от хищников, а рыбы питаются паразитами медуз.

Несмотря на бескрайние масштабы океана, эти два вида находят друг друга и остаются вместе большую часть жизни, констатирует Хэддок: «Это почти история в духе "Странной парочки"».

В Северном полушарии с медузами-призраками часто встречается пелагическая бротула. Однако особь, которую наблюдала команда в Аргентине, принадлежала к другой группе — роду центролофов, так называемых рыб-медузоедов.

Это открытие особенно важно для аргентинских глубоководных вод, подчеркивает Браво. Есть исторические свидетельства ассоциаций между медузами и рыбами, но в глубоких водах у Патагонии такое взаимодействие никогда ранее не документировалось.

Экспедиция под руководством аргентинских ученых также обнаружила десятки новых видов, включая кораллы и морских ежей, вдоль континентального шельфа страны. Исследователи прошли от Буэнос-Айреса до Огненной Земли. Их главной целью был поиск холодных просачиваний — участков морского дна, где метан и другие химические вещества служат источником энергии для микробов, которые, в свою очередь, поддерживают таких животных, как моллюски и мидии. Удалось найти один активный участок площадью 1 квадратный километр, изобилующий хемосинтезирующими моллюсками.

Читайте «Мою Планету» в Telegram