Архитектура Баку. Личный опыт




В Азербайджан мы прилетели глубокой ночью, но уже первое, чем удивил нас Баку – аэропорт. Аэропорт Гейдара Алиева - самый крупный аэропорт в Азербайджане, заслуженная гордость столицы!
Это, без преувеличения, шедевр современной архитектуры, особенно решения его внутреннего пространства. Настолько деликатных сочетаний цвета, света и фактуры я не встречала до этого: здесь гармонично сочетаются мотивы традиционной архитектуры, переосмысленные по-новому, и современные конструктивные и архитектурные решения. Ни один, виденный мною до этого, аэропорт не был организован так комфортно, а интерьер не производил такого мощного впечатления. Двусветный зал и антресоль оформлены в бежево-песочных тонах. Крупные формы потолка, пола, и деревянных павильонов имеют ритмический рисунок, сформированный треугольниками и ромбами, которые как бы связывают элементы интерьера в единую композицию.



Благодаря такому рисунку, плавные линии приобретают некоторую строгость и графичность, а светильники смотрятся очень органично в своих нишах-ромбах.
Первые приметы наступающего рассвета стали различимы, когда мы уже находились на пути к отелю. Чтобы добраться до него, мы проехали через весь город, который только-только готовился к пробуждению, и, тихий и таинственный, еще был скован сонным оцепенением. По обеим сторонам дороги угадывались причудливые и загадочные очертания зданий, где-то спрятанные чернильной паутиной листвы, а где-то выбеленные блеклым светом фонарей. Так, например, в предутреннем сумраке легкий ажурный Дворец Ручных Игр показался каким-то фантастическим строением.



***

Отель, где мы остановились, уютно расположился у самого берега моря, практически за городом, вдали от шума и духоты. День мы провели у воды, наслаждаясь жарким летним солнцем, а вечером отправились в город.
Из туристического района до центра Баку удобнее всего добираться на такси. Это отдельный аттракцион: пассажир может вызвать не обычного таксиста, а настоящего кэбмена. Дело в том, что Баку закупил партию лондонских такси – кэбов несколько лет назад, специально к конкурсу «Евровидение». Эти кэбы покрасили в фиолетовый цвет, благодаря чему их называют «баклажан», и машины продолжают возить пассажиров по Баку, наряду с обычными такси.



Как только солнце заходит за горизонт, по всей длине набережной, по всей центральной части города включается иллюминация! Подсвечены аллеи парков, улицы, даже деревья (не все, конечно, но древние оливы). Причем, подсветка действительно подчеркивает оригинальные контуры здания, выявляя его пластику, как, например, сделано для музея ковра. Форма здания, его фасады представляют собой стилизованный ковер, свернутый в рулон. Причем, покрытие кровли выполнено с рисунком, имитирующим оригинальные традиционные узоры.



…А знаменитые Огненные башни, по форме напоминающие языки пламени, в темное время суток выглядят как гигантский костер. Световая картина на фасадах, правда, меняется, и здесь можно заметить развевающийся флаг Азербайджана, и волны.



Вообще, три этих необычных башни, ставшие архитектурным символом Баку, видны почти с любой точки города, ведь они построены на возвышении, рядом с Нагорным парком.
Нагорный парк – это, наверное, самый главный парк Баку. Отсюда прекрасно видно центр города, набережная Бакинской бухты смотрится светлой лентой, захлестнутой петлей колеса обозрения.



Нагорный парк ранее назывался парком им. Кирова. Он и в советское время, и теперь, служит для прогулок: здесь много зеленых дорожек, тропинок, петляющих по склону. А чтобы не устать по дороге на вершину, отдыхающие могут подняться наверх на фуникулере.
Здесь, наверху устроен ряд смотровых площадок, соединенных между собой лестницами и рампами. На самой высокой точке холма – Вечный огонь



А внизу – внизу «Черный город», как его назвал Борис Акунин в одноименном романе. «Черный» город, где нефть качают прямо в городской черте: на широких степных полосах вдоль берега стоят станки-качалки, а добыча «черного золота» в море ведется с больших платформ с вышками, которые отлично видны прямо с пляжа и из окна гостиницы.



Вечерний Баку – очень яркий и современный город, нарядно обрамленный огнями, но есть здесь места, которые лучше увидеть днем. Одним из них, я считаю, можно назвать «Старый город», Ичери-шехер (дословно –«Внутренний город»). Туда мы и отправились следующим утром, до наступления жары.
Ичери-шехер – старинный жилой район (основная застройка относится к 15-16 вв), где до сих пор живут обычные люди, несмотря на статус историко-архитектурного заповедника.



Туристический маршрут обычно начинается от Девичьей башни, построенной, по всей вероятности, еще в первой половине XII века. Примечательно, что назначение ее до сих пор точно не определено, несмотря на то, что она стала одним из символов Баку.



От башни множество улочек и переулков, опускаясь и поднимаясь, плотной сетью опутывает Старый город. Кстати, представить себе местную атмосферу может, пожалуй, каждый: именно здесь снимали ту часть фильма «Бриллиантовая рука», где герои оказываются в Стамбуле.
Здесь же, на одной из улочек, есть необычная достопримечательность: Музей миниатюрной книги. Коллекция музея включена в Книгу рекордов Гиннеса, как самая крупная коллекция миниатюрных книг. Сам музей был основан супругой Гейдара Алиева в 2002 году, его коллекция пополняется и по сей день, причем не только печатными книгами, но и выполненными вручную. В музее представлены различные жанры и формы литературы. Наиболее ценным экспонатом коллекции является самая маленькая книга в мире — она имеет размеры 2×2 мм, все её 20 страниц с текстом и иллюстрациями можно увидеть только через лупу.



Теряясь в похожести домов и лабиринтах проулков, мы все же вышли к центральной аллее, которая нас привела к дворцу Ширваншахов.

***

Для постройки дворца Ширваншахов была выбрана вершина холма, возвышающегося над городом. Все здания комплекса дворца Ширваншахов сложены из апшеронского камня-ракушечника. Тонкая теска, искусная подгонка камня к камню и виртуозная резьба характеризуют эти постройки и свидетельствуют о высоком искусстве и мастерстве азербайджанских камнетёсов. Дворец представляет собою двухэтажное здание прямоугольной формы с ломаной линией среза юго-восточного угла. Главный вход устроен в западном фасаде. Через этот вход посетитель попадает в восьмиугольный зал второго этажа, перекрытый куполом со стрельчатыми дверными проемами, ведущими в восточную и южную части дворца. В нишах зала восседали на приемах ширваншах и придворные. За этим залом находится несколько меньшая восьмиугольная проходная комната с шестью дверными проемами. Два из них ведут к узким винтовым лестницам на крышу и в нижний этаж, остальные – в малые комнаты дворца, не сохранившиеся в своем первоначальном виде.



К главному зданию дворца Ширваншахов примыкает Диванхане. Восьмиугольная купольная ротонда окружена колоннадой, к которой с одной стороны примыкает высокий изящных пропорций портал. Все это сооружение помещено в квадратном дворике, три стороны которого украшены такими же арками и колоннами.

В архитектуре отдельных зданий дворца Ширваишахов наряду с местными традициями есть черты, созвучные зодчеству Малой Азии и Ирана, но в целом бакинский ансамбль представляет уникальный по композиции и по мастерству выполнения памятник, не имеющий себе подобных в других городах Востока.
Крытая лестница ведет с верхнего – западного двора на южный, расположенный ниже. На этот двор имеется специальный въезд, который вероятно, служил для военно-хозяйственных целей. Здесь же имеются реставрированные остатки мечети и мавзолей Сеида Яхья Бакуви.
Мавзолей Сеида Яхья Бакуви, расположен в южной части дворцового комплекса и известен в народе под названием мавзолей «деpвиша». Источники сообщают, что Бакуви был пpидвоpным ученым пpи двоpце Шиpваншаха Халилуллаха. Бакуви – ученый XV века – астролог, медик, математик и был суфистом.
Мавзолей имеет восьмигранную фоpму и пеpекpыт восьмигранным шатpом. Он состоит из надземной и подземной частей. Веpхняя часть мавзолея служила для совеpшения культовых обрядов, в нижней находился погpебальный склеп. Внутри мавзолей был орнаментирован и отделан цветной штукатуркой.



На третьем нижнем дворе прямо перед входом находится усыпальница ширваншахов. Вход в усыпальницу оформлен в виде портала с вырезанными на камне листьями и цветами, распространенных в Азербайджане кустов олеандра. Вверху изображены слова из Корана. Под верхней надписью, на фоне олеандр, с обеих сторон портала видны луковицеобразные медальоны.



Согласно надписи на входном портале, здание усыпальницы Ширваншахов построено в 1435 г. В его крестчатом плане видны общие для всего Закавказья традиции крестовокупольных монументальных сооружений. В интерьере обращает внимание система парусов, поддерживающих изящно граненный свод купола).

***

Разновременные постройки объединены единством масштабов, а также ритмом и соразмерностью основных архитектурных форм — кубических объемов зданий, куполов, порталов. Вместе с тем живописная композиция зданий дворца превосходно связана с окружающим приморским ландшафтом.
Надо заметить, помимо средневековой архитектуры, в Баку интерес представляет архитектура современная. Причем, часто присутствуют смелые формы и сочетания материалов: ломаные линии фасада, металлические панели в сочетании с дуговым остеклением, ажурные конструкции и многое другое.



В настоящем Баку можно назвать энциклопедией современной архитектуры. Общее место для всех построек – бережное сохранение национального колорита: где-то это традиционный орнамент, вплетенный в интерьер, где-то - реплика средневековых куполов, где-то - планировочное решение в сочетании с традиционными материалами, такими, как ракушечник.
На фоне монументальных построек Баку разного времени резко выделяется Центр Гейдара Алиева. Бесспорно, это знаковое для города сооружение, но в отличие от более живой и органичной для Баку архитектуры центра города, выглядит космическим кораблем. Такое впечатление здание создает своими циклопическими размерами и плавными контурами. Спроектировано здание в стиле «архитектуры будущего» архитектурным бюро Заха Хадид. Во внешнем облике узнается почерк мастера с ее любовью к абстрактным ассиметричным формам.
Культурный центр Гейдара Алиева – это комплексное сооружение, которое включает в себя большой зал на 1000 мест, два конференц-зала, музей Гейдара Алиева, выставочные залы, административные офисы, ресторан и подземную парковку. На территории вокруг здания имеются два декоративных пруда и искусственное озеро, но совершенно отсутствуют зеленые насаждения.
Обтекаемые выпукло-вогнутые формы здания созданы из стеклофибробетона и стеклофиброполиэстра. Бетонный каркас здания и металлическая фасадная подсистема скрыты оболочкой и навесным фасадом.



***

Последнюю ночь перед возвращением на родину мы провели в самом центре Баку, сняв апартаменты в пентхаусе, поближе к звездам.
Небо над Старым городом, костром Огненных башен похоже на тяжелый бархатный шатер, макушка которого держится только на яркой кнопке полной луны, и где-то на горизонте сливается с угольной чернотой Каспийского моря.