Автопутешествие в край елей и троллей

Наше с женой путешествие началось и закончилось в Москве. Впервые за все время, наш отпуск начался буквально за порогом дома!

До Питера и даже до севера Ладоги можно доехать и за день, но мы разбили перегон на два. Место где решили остановиться в первую ночь выбрали интересным способом.

Как-то видели передачу на Моей Планете (ну, разумеется!) про американского байкера, который давно хотел проехаться из Москвы в Питер, и его мечта осуществилась. Так вот одним из мест, где он отдыхал были русские фито-бани: огромные чаны с водой, под которыми разводили костер. Мы стали искать, где же это место, зная только, что где-то на Валдае. И мы его нашли.

Это к слову о том, что приключения и новые впечатления могут начаться на полпути к Питеру. Тут даже имеется соответствующий указатель, лукавство, конечно, но совсем чуть-чуть.



Сам отель находится не на озере Валдай, а на небольшом озерце - Борое. Но тем лучше - из-за своего размера оно быстрее прогревается и все окружено лесом, что создает нужный эффект уединенности. И когда стоит почти полный штиль перестаешь понимать, где вода, а где небо.


На утро нас ждал большой перегон на север Ладожского озера. Там и началась наша настоящая Карелия. Но перед этим мы все-таки одним глазком взглянули на Валдай.



Длинный перегон мы решили чем-нибудь разнообразить, и совершенно случайно наткнулись на информацию о заброшенной кирхе в Лумивааре. До этого места от Валдая около 380 км, находится кирха уже на территории Карелии, при этом придется свернуть с главной трассы и потрястись по настоящим русским дорогам.

Интересной оказалась история церкви, которая, к слову, тесно переплетена с историей самой Карелии. В 1917 году советское правительство признало независимость Финляндии. Как следствие, с этого момента на её территории стало активно развивается лютеранство и строились кирхи. А уже в 39ом прошла, так называемая, Северная Война, в ходе которой в состав СССР вошло 11% Финляндии, в т.ч. и территория современной Карелии. И лютеранство закончилось.

Кирха была построена в 35ом году, т.е. её покинули почти новую. Наверное, этим в т.ч. объясняется её сохранность и она не выглядит как большинство заброшенных церквей - оголенные кирпичи да деревья.

Когда находишься в ней, оглушенный звенящей тишиной, чувствуешь на себе чей-то взгляд. Чувство жутковатое. Пофотографировали и поспешили дальше.


И вот уже вечер тяжелого дня и первые мысли: Что это?! Земля? Небо? Рай? Пандора?! Чье-то больное воображение?!!

Нет! Это всего лишь наш первый из множества закатов в Карелии и всего лишь второй день нашего путешествия! Боюсь, по мере рассказа о Карелии восклицательных знаков будет становиться все больше.


И еще немного фотографий из нашей карельской жизни, для полного погружения в рассказ! Все-таки мы ставили задачу сделать именно фото-тур, для этого очень много времени при подготовке ушло на то, чтобы найти красивейшие локации по пути.


Ну а мы едем дальше. Следующим номером нашей программы стал известнейший мраморный картер Рускеала - победитель в номинации самый большой баян Карелии, и просто страшно туристическое и "вообще-че-туда-ехать" место по версии некоторых мнений в сети.


По правде сказать, рускеальский мрамор не самый надежный и устойчивый материал, в сравнении с его итальянскими родственниками.

Однако это не помешало ему и по сей день украшать интерьеры и фасады главных архитектурных объектов северной столицы: Исаакиевский собор, Мраморный дворец, Петропавловский собор, Таврический дворец, «Римские» фонтаны в Петродворце, и даже несколько станций петербургской подземки - Ладожской, Приморской и Московской. А еще многое и многое другое.

Если Рускеала считается самым популярным местом Карелии, то Итальянский карьер - точно самый фотографируемый! Во 2 половине 20-ого века с помощью итальянских канатных станков разрабатывались приповерхностные толщи мрамора. Именно так и был образован карьер с обработанными, почти полированными стенками.





Помимо надземного маршрута есть еще и подземная экскурсия, которую мы также посетили.

Когда промышленники ушли из этих мест, мраморный карьер был затоплен подземными водами и многие годы являлся заброшенной территорией. Если бы не группа ученых-романтиков, активно занявшихся его развитием, это красивейшее место вряд ли стало бы хоть сколько-нибудь известно.


По дороге на Рускеалу есть еще одно интересное и достаточно популярное место - Рускеальские водопады (или их историческое название - Ахвенкоски). Они расположены буквально у самой трассы, не заметить и не остановиться на 5 минут - невозможно. А самое главное, то, что здесь снимали не один отечественный фильм, самый известный из которых - "А зори здесь тихие", чему тут уделено отдельное внимание.



Мы завершили свою вылазку в сторону Рускеалы и возвратились на место базирования. И тут я снова не удержусь и повторюсь, что эти три дня на севере Ладожского озера были чем-то поистине космическим. Бесконечные закаты, заканчивающиеся лишь такими же умопомрачительными восходами, почти зеркальная водная гладь, густой лес, спускающийся по отвесным скалистым берегам к самой воде, тишина и чистейший воздух... настоящая Карелия.

И белый ночи, белые ночи, белые ночи!


Мы так пропитались и вдохновились всей этой красотой, что на следующий день мы умудрились даже простой завтрак наполнить походной романтикой.


Пришло время рассказать об еще одном водопаде, по сравнению с которым Рускеальские еще больше похожи на пороги.

Историческое название водопада - Юканокоски. В отличие от Рускеальских - бесплатный и менее людный, но дорожка к нему еще та. Последние километра полтора мы шли пешком, просто бросив машину, не желая дальше её насиловать. Впрочем, большинство оставляло транспорт еще раньше, на импровизированной парковке за 3 км, где начиналась самая жесть.

В целом, место пока все еще не очень популярное. Во-первых, о нем надо знать, а во-вторых, специально ехать.





И тут же история о том, как самостоятельно добыть настоящий гранат!

На северном берегу Ладожского озера находится знаменитое Кительское месторождение альмандина, разрабатываемое еще с 17 века. Несмотря на обилие граната, выход ювелирного сырья здесь очень низок, да и крупные экземпляры больше не попадаются, но представьте себе, какой можно привезти сувенир!

Сами копи давно заброшены и поросли ельником, но шахтное поле относительно легко распознать по характерным траншеям. На земле гранаты не валяются, придется срывать верхний слой почвы и разламывать сланцы - слюдянистую породу, в которой гранаты сидят вкраплениями, но порода крошится даже руками, поэтому будет достаточно взять с собой зубило, молоток и перчатки - и самый крутой сувенир из Карелии обеспечен!

Само месторождение станет идеальным дополнением к знакомству с водопадами Белые Мосты, если кому-то может показаться "нерентабельным" тратить день на один объект.



Напоследок мы хорошенько попарились в бане и искупались в настоящем карельском озере. Притом все это делалось в ливень и ненастье, но в путешествиях у нас постоянно включается мысль "когда еще представится возможность?!" и нас ну просто не остановить!





На утро мы двинули дальше, в Петрозаводск, но перед этим мы заехали еще в пару мест. Одним из них стал, наверное, самый известный водопад Карелии - Кивач.

Как видно, он более пологий, в сравнении с Белыми Мостами. Но, тем не менее, он считается самым высоким равнинным водопадом Европы! И намного полноводнее Мостов, это при условии, что мощь водопада сильно уменьшило строительство ГЭС.


Еще одним местом, куда стоит заехать по пути - это Марциальные Воды, считающиеся самым первым российским курортом, основанным еще Петром I. На вкус вода из источников - гадость еще та, будто пьешь ржавую воду из старого водопровода... но, говорят, помогает.



И вот, наконец-то, Петрозаводск - сердце Карелии и порт пяти морей. По рекам и каналам из него можно пройти к Балтийскому, Каспийскому, Белому, Баренцеву и Черному морям. В Петрозаводске мы остановились на 2 ночи, и город буквально влюбил на в себя своими закатами!


Целью пребывания в Петрозаводске, разумеется, было путешествие на Кижский погост.

Реконструкция церкви Преображения Господня началась еще 15 лет назад, но только к нашему приезду она добралась до куполов - самой изюминки комплекса.

Поначалу мы очень расстроились, но на деле увидеть эту древность даже в таком виде оказалось очень интересно. Притом присутствовать при таком, по сути, историческом моменте - реставрации, которой здесь посвящен целый музей-мастерская!

Закончить все обещают только к 20ому году. Но еще лет 5-7 понадобится, чтобы принять светлому дереву "тот самый" цвет... вот и планируйте поездку...


А самый лучший способ добраться до Кижей с ветерком - это купить билет на метеор, судно на подводных крыльях.



После Петрозаводска мы снова направились в сторону Лен.области. И так как мы покидаем Карелию, хочется немного поговорить об её кухне. Каждому путешественнику настоятельно рекомендую попробовать национальные пирожки - "калитки", местный десерт - "толокно", обязательно отведать местную рыбу в любом виде и запить это все настоящим Иван-Чаем. Чем мы и занялись в последний вечер в Карелии!





А нас снова ждал длинный перегон, из Петрозаводска в Шлиссельбург.

Чтобы как-то его разнообразить мы специально искали какие-то интересные мелочи по пути. Такой мелочью оказались и эти чугунные сооружения, украшенные в "русском" стиле недалеко от Старой Ладоги. На фото красный маяк, а на противоположной стороне - стоит еще его белый близнец.

Маяков поблизости достаточно много. Чтобы обезопасить суда от коварных вод Ладоги были прорыты каналы вдоль озера. Сначала Староладожский (разумеется и снова, идея Петра I), а после его обветшания - Новоладожский. А где навигация, там, ясное дело - и маяки. Но эти нам прям очень приглянулись!



По пути была запланирована остановка в Старой Ладоге. И это не удивительно!

Это место - просто седая древность, овеянная бесчисленным количеством легенд. Согласно одной из них именно здесь высадился Рюрик, призванный княжить на Русь. По другой - в Ладоге находится могила Вещего Олега, как раз в кургане за моей спиной.

Побывать в таких значимых местах для страны, по сути в самых её истоках, прикоснуться к этой древней земле, дышать этим воздухом - это что-то нереальное!



Жемчужиной когда-то бывшей первой столицы еще докиевской Руси, а теперь небольшого провинциального села, является крепость. Она была заложена еще при Вещем Олеге, а с течением времени и нескольких перестроек стала первой каменной крепостью на Руси.


Добравшись до Шлиссельбурга мы поплыли к следующей в нашем списке крепости - Орешек.

И если звездные времена Староладожской остались давным давно позади, то Орешек использовалась по своему прямому назначению даже в годы Великой Отечественной Войны.

Вообще история крепости очень насыщенная, во скольких войнах она участвовала, сколько знаменитых людей в ней сидело и скольким историческим событиям она являлась молчаливым свидетелем - не сосчитать. Где-где, а тут обязательно стоит взять экскурсию, а еще лучше предварительно прочитать о ней хотя бы в путеводителе.




А нас ждал Питер. Но, не доезжая до города, в планах было знакомство с очень живописным местечком - усадьбой Богословка, сильно смахивающей на Кижи, но всего лишь в 20 километрах от КАДа.




И вот мы прибыли в Питер. А что такое Питер? Это Нева, это крыши, а в нашем случае, это еще и безумные Алые Паруса!


После пары ночей, двинули дальше. Тут хочется сказать о бонусах самостоятельного автопутешествия - прежде всего это возможность вот так рандомно остановиться где-то между Питером и Выборгом, на безлюдном пляже Финского залива и устроить чаепитие!



Итак, Выборг.

Для нас это город, наверное, на втором месте после Питера по архитектурной значимости. И как и Питер, он достоин отдельной статьи. Поэтому сильно распыляться не буду, но пройдусь коротко.

Здесь можно увидеть:

- и парадные, в частности эту лестницу в любимейшем стиле модерн в обычном жилом доме, бывшем доходном доме сыновей Ф. Сергеева и Ко, на Желездорожной д.4, возле самого вокзала,



- и самый старый жилой дом в России,



- и самую главную достопримечательность - Выборгский замок,





- и просто погрызть знаменитейший выборгский крендель, любуясь старинной архитектурой.



А на утро - съездить в живописнейший скальный пейзажный парк Монрепо.



Из Выборга мы рванули в Приозерск, который уже проезжали по дороге на север Ладоги. Здесь примостилась уютная, опрятная крепость, больше похожая на игрушечную - Корела. Одна из самых ухоженных и вылизанных, что мы встретили.

Сам Приозерск не очень примечательный городок, но природа!











Но главная цель возвращения в Приозерск - это поездка на Валаам или Северный Афон, не нуждающийся в представлении.







Ну а завершающим маневром нашего путешествия, уже на обратном пути, стало посещение еще одного безумно крутого места - Калязин. В частности - затопленной колокольни.





Вот и подошло к концу наше двухнедельное автопутешествие.

За спиной осталось:
- 3.900 км на вездеходном Солярисе;
- 2 великих озера: Ладога и Онега, притом мы не только "помочили ноги", но и ходили по воде к их сердцам: Валааму и Кижам;
- 4 древние, ключевые для России крепости. Вообще берега Ладоги - это самый-самый котел, в котором и сформировалось наше государство. Что ни шаг - то история, былины, сказания и легенды о великих людях и великих событиях.
- помимо этого было много-много белых ночей, волшебных закатов, сказочных восходов, безлюдных лесов, озер и рек.



Путешествуйте побольше и любите свою страну!