Автостопом в Тибет

В 2014 году вместе с подругой и будущим мужем Андреем Борисовыми решили пройти по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов.
Сложность была в том, что по их маршруту никто кроме них не ходил. Тибет в принципе труднодоступен для туристов. И без организованной группы, без местного гида, без пермитов туда никто не пустит.

Чаще всего туристы едут по стандартным маршрутом: в Лхасу и на Кайлас.

А мы хотели попасть в тот район, куда никогда никто пермиты не просил и не выдавал. И осложнялось это всё тем, что именно по этому пути, через перевал Тангла, китайская армия вторгалась в Тибет. Поэтому нам отказывали в выдаче пермитов.

Мы решили, что нужно сделать разведку и поехать в Тибет через Китай. Нам показалось на тот момент, что так будет легче найти партнёра, который поможет нам получить нужные документы. Мы поехали в Китай вместе с Андреем и нашей подругой.

Прилетели в Пекин и оттуда поехали в Синин. Это город между Лхасой и Пекином. Находится в горах, на высоте 2275 метров. Мы прожили в Синине почти два месяца. Искали хоть кого-нибудь, кто бы нам помог, но ничего не получалось, нужные документы мы так и не получили. Тогда мы решили попробовать поехать в Тибет автостопом. Мы подумали: вдруг что-нибудь получится, вдруг нам улыбнётся удача.

И мы с Андреем вдвоём доехали до Голмуда. Это последний населённый пункт, где останавливается поезд. И всё. Дальше без пермитов ехать нельзя. Поэтому было решено, что с этого Голмуда мы будем пытаться добраться до границы с Тибетом автостопом.

Голмуд — это абсолютно богом забытая тибетская деревня. Никто там по-английски не разговаривает, конечно же. Кроме тибетских жителей-кочевников там особо никого нет. У нас сохранилась где-то фотография, как мы выходим из этого Голмуда. Там надпись: закончился город. И на заднем фоне начинает идти снежок. И мы уходим просто в никуда… Потому что это высокогорная тибетская степь. И за Голмудом никаких населённых пунктов больше не будет.

Мы пошли вдоль трассы, пытаясь остановить машины. Сначала остановили минивэн с китайскими туристами, которых как раз таки возили показать дикий Тибет. Они были в совершенном шоке, увидев нас. Мы сказали, что едем автостопом. Их гид сказал, что они скоро поедут обратно, и мы можем поехать с ними. Глядя на непогоду за окном, мы почти согласились. Машина разворачивается. И тут мы понимаем, что мы не можем так легко отказаться от нашей мечты, мы должны попробовать. И должны всеми правдами-неправдами добраться все-таки до границы с Тибетом. А там посмотрим…

И мы выпрыгиваем из этого автобуса, чем повергаем в абсолютный шок всех этих туристов. Они просто чуть ли не молятся за нас, запихивают нам в рюкзаки воду: хоть что-нибудь возьмите.

Мы уходим дальше. Останавливаем сначала какую-то машину, нас чуть-чуть подвозят. Потом другую. И так постепенно мы за этот день добрались до границы уже на закате. Я помню, что солнце садилось. И было очень, очень красиво...

Мы подъехали к границе с Тибетом к тому пункту, где требуют пермиты. Это уже была огромная высота, 5000. Нас накрыла, конечно, горная болезнь. Потому что мы очень резко поднялись: на машине, не пешком.

И там мы поняли, что мы попали. Потому что китайский пограничник был жутко лютый, агрессивный за то, что мы совершили такой беспредел: припёрлись на границу без пермитов, без гида, вообще сами, вдвоём. У меня, честно признаться, было ощущение, что нас сейчас либо расстреляют на месте, либо у нас отнимут паспорта, сожгут их, либо нас сейчас выдворят, депортируют из Китая, больше никогда в жизни не пустят — настолько тот мужчина был свирепым.

Но, слава Богу, нас просто выгнали обратно, посадили в машину, которая ехала в сторону Голмуда. Я помню, что я тогда с ужасом открывала  наши паспорта, думая, что там сейчас будет штамп о том, что мы больше не можем въезжать в Тибет. Но, слава Богу, там ничего не было.

Потом были приключения с тем, чтобы добраться обратно. Потому что на очень высоких перевалах выпал снег. Он за день подтаял, а к ночи замёрз. И фуры не могли ехать. Все стояли на этом перевале и ждали, пока наступит снова утро, и солнце снова растопит эту ледяную дорогу, и все смогут куда-то поехать. Было ужасно холодно ночевать на 5000. Наши водители периодически грели машину. Потом периодически выключали. Мы замерзали.

В итоге мы, совершенно замученные, к вечеру следующего дня (или к утру) приехали обратно в Голмуд. На поезд в Синин мы уже опоздали. Нашли автобус. Автобус оказался «лежачий», и мы были жутко счастливы, что наконец-то поспим. Как только мы сели в автобус, мы тут же вырубились и проснулись уже в Синине, спустя 12 часов беспробудного сна. Потому что ужасно измотались.

И как только мы приехали в Синин, мы связались с Наташей, которая была с нами третья в группе, и она сказала, что нам-таки дали пермиты туда, куда нам надо, и мы можем поехать.

И тогда я поняла, что чудеса всё-таки существуют. Если ты делаешь шаг навстречу, то, возможно, кто-то протянет тебе руку. Потому что если бы мы не поехали и не делали таких рискованных поступков, то нам бы не дали пермиты, наверное. А тут мы сделали шаг. И пространство сделало нам шаг навстречу.

Вот такая была удивительная история с Тибетом. Стоит сказать, что мы, конечно же, доехали туда. И потом сводили ещё порядка 10 экспедиций в эти места. И будем водить ещё. Но сначала мы прошли через такое удивительное приключение. И, в общем-то, оно не закончилось, как и наши поездки в Тибет.