Аничков мост в Санкт-Петербурге: где находится и чем известен
Что такое Аничков мост
Аничков мост — это достопримечательность, которая прославилась монументами коней, созданными известным скульптором Петром Клодтом. Эти кони настолько узнаваемы, что стали одной из визитных карточек Санкт-Петербурга.
Автодорожный, с пешеходными дорожками с двух сторон, арочный Аничков мост, который соединяет два берега реки Фонтанки — один из самых старых, известных и красивых мостов города.
Его облик легко запомнить по каменным аркам, облицованным карельским красным гранитом, и четырем скульптурам юношей с конями. Мост с тремя пролетами имеет скромный размер: длина — чуть больше 54 м, ширина — почти 38 м.
Многие произносят его название с ударением на первую букву, но правильно ставить на вторую гласную — Ани́чков мост. Почему он так называется и чем интересен — расскажем в нашей статье.
Где находится Аничков мост
Он расположен в центре города, на Невском проспекте, и соединяет каменной надежной переправой Спасский остров с Безымянным.
С Аничкова моста открываются прекрасные виды на набережную реки Фонтанки, Аничков дворец и один из красивейших дворцов Санкт-Петербурга — дворец Белосельских-Белозерских. Конечно, видна с него и перспектива Невского проспекта.
Аничков мост — удобный ориентир для туристов, гуляющих по Северной столице. Вокруг него расположены знаковые достопримечательности: музей Фаберже, дворец Нарышкина, Шереметьевский дворец. Неподалеку находится Михайловский замок и храм Спаса на Крови.
В навигационный период — с апреля по ноябрь — от причала у Аничкова моста можно отправиться на прогулочном катере в путешествие по петербургским каналам и рекам.
Как добраться до Аничкова моста
Ближайшая станция метро — «Гостиный двор». От станции до известной достопримечательности 7 минут пешком по Невскому проспекту.
От ближайших остановок наземного транспорта также идти недолго.
Быстрее всего получится дойти от остановки «Литейный проспект». До нее ходят автобусы № 3, 7, 22, 24, 27, 181 и 191 и троллейбусы 1, 5, 7, 10, 11, 22. Идти до Аничкова моста всего 3 минуты.
Также можно добраться из любой части города на такси.
История Аничкова моста
Назван он в честь Аничковой слободы, примыкающей к мосту. Здесь, в финской деревне, стоял полк строителей под командованием инженера-подполковника Астраханского пехотного полка Михаила Аничкова, за что слобода получила название Аничковой.
Михаил Аничков руководил постройкой первого деревянного Аничкова моста в 1716 году.
Небольшая справка. Инженер Михаил Аничков был из известного древнего российского дворянского рода татарского происхождения. История рода Аничковых на протяжении трех веков была тесно связана с Санкт-Петербургом. А имя Аничкова дано нескольким известным городским объектам: Аничковой слободе, которая ныне является частью Центрального района города, Аничкову мосту и Аничкову дворцу.
Примечательно, что Аничков дворец не имеет прямого отношения к Аничкову: он не был ни его строителем, ни его владельцем. Имя дворцу дано из-за Аничкова моста, расположенного рядом.
Но вернемся к истории Аничкового моста. Он являлся главнейшей переправой через Фонтанку и неоднократно перестраивался.
В 1721 году переправу расширили до 18 пролетов, один из которых сделали разводным, чтобы могли проходить небольшие суда и баржи.
В 1737-м Аничков мост был расширен до ширины Невского проспекта..
В 1741-м снова перестроен и укреплен, потому что по нему собирались торжественно провести слонов, подаренных российской императрице персидским шахом.
В 1744-м Аничков мост стал разводным: поднимался центральный пролет на разводных металлических механизмах.
В 1749 году построили новый 18-пролетный мост из дерева, его покрасили так, чтобы он напоминал камень. Этот мост не был разводным.
В 1785-м Аничков мост перестроили в трехпролетный с башнями, согласно типовому проекту.
Тот облик, в котором мы его знаем сейчас, он приобрел в 1841 году, после очередной реконструкции. В настоящее время Аничков мост имеет статус объекта культурного наследия России федерального значения и необычайно популярен у туристов из-за своей красоты.
Кони Аничкова моста
Прославился он благодаря скульптурной композиции «Укрощение коня человеком» работы Петра Клодта, ставшей одним из символов Санкт-Петербурга. Скульптурная группа, посвященная укрощению коня, овеяна историей и легендами. Экскурсоводы обязательно показывают туристам на гранитных пьедесталах следы артобстрелов во время блокады города. И рассказывают о том, что сами скульптуры не пострадали, потому что их спрятали, закопав в землю.
Интересно, что первоначально своих знаменитых коней Клодт создавал для Адмиралтейской набережной, но в итоге там решили установить львов, а кони в 1841 году украсили Аничков мост.
История клодтовских коней складывалась непросто. Сперва западную сторону переправы украшали бронзовые скульптуры юношей с лошадьми работы Клодта. На противоположной стороне моста стояли гипсовые скульптуры с тем же сюжетом, выкрашенные под бронзу, — их планировали заменить бронзовыми изваяниями. Но как только Клодт отлил бронзовых коней, Николай I решил одарить ими короля Пруссии Фридриха IV — и лошадок увезли в Берлин.
Следующие кони, украшавшие в течение трех лет Аничков мост, были подарены королю Сицилии Фердинанду II. Они поехали в Италию и до сих пор стоят перед неаполитанским королевским дворцом.
Скульптор отливал скульптуры, а император раздаривал их европейским монархам. Клодту это надоело, и он решил создать скульптурную композицию, объединенную одной идеей. Так родился сюжет покорения лошади, как символ победы человека над природой.
В итоге знаменитые кони полностью «укомплектовали» мост лишь в 1851 году и наконец-то остались украшать Петербург.
С последней реконструкции 1841 года Аничков мост остался практически в неизменном виде до наших дней. Проводили лишь ремонты, не меняя облик исторической переправы.
Легенды Аничкова моста
Вскоре после установки конных скульптур кому-то в голову пришла скабрезная идея посчитать детородные органы лошадей и юношей на мосту. Так Аничков мост получил народное прозвище «Мост восемнадцати яиц». Однако сейчас во всей скульптурной группе можно насчитать лишь 16. А все потому, что до революции в подсчет входил и городовой, чей пост находился на переправе.
Также экскурсоводы рассказывают о том, что на ближайшей к Аничкову дворцу скульптуре под хвостом коня изображено чье-то лицо. Якобы скульптору изменяла жена и он отомстил таким образом ненавистному обидчику. Впрочем, есть версия, что так Клодт выразил свое презрение к Наполеону, изобразив Бонапарта меж ног коня.
Есть еще предание про отсутствие подков у пары клодтовских лошадок. Объясняют это тем, что в XIX столетии на месте, где ныне площадь Восстания, стояли кузницы. Поэтому кони, обращенные головами к Литейному проспекту, еще без подков, а идущие в сторону Адмиралтейства — уже подкованы.
И в самом деле, два скакуна не подкованы. Но это лишь потому, что скульптурная композиция показывает четыре этапа укрощения лошади человеком. На первых стадиях кони не подкованы просто потому, что еще не укрощены.
По городскому преданию, Николай I не раз хвалил Клодта: «Ты лошадей делаешь лучше, чем любой жеребец!».
По еще одной городской легенде, кто-то сказал, что скульптор забыл сделать языки двум своим коням, из-за чего так переживал, что вскоре скончался. Это уже, конечно, выдумка чистой воды.
Интересные факты об Аничковом мосте
- За три века мост реконструировали 11 раз, и от его первоначального облика ничего не осталось.
- Длина первой деревянной переправы была около двухсот метров, вчетверо длиннее современного Аничкова моста. Дело в том, что в начале XVIII века Фонтанка представляла собой широкий проток с заболоченной поймой. После того, как в 1780-х годах набережную начали облагораживать и берега одели в гранит, русло реки заметно сузилось.
- Некоторые думают, что мост носит имя какой-то Анечки и связан с романтической или трагической историей любви, но на самом деле название дано в честь мужчины, строителя первой переправы.
- Аничков мост дважды переделывали в разводной, но сейчас он таковым не является.
- В 1739-м году его переименовали в Невский, однако новое имя не прижилось.