Белорусские фантики в краю баобабов

Перед поездкой в Африку я специально заглянул в Минск и поменял 200 российских рублей на внушительную пачку белорусской мелочи.
Думал - буду втюхивать наивным африканцам вместо чаевых, штрафов, взяток.
Но - не тут то было. На протяжении нитки Марокко-Сенегал ничто кроме евро, баксов и местной налички не внушало доверия даже уличным парковщикам.

Зато по приезду в черную Африку ситуация положительно изменилась.



We love Russia! - кричат местные торговцы сувенирами. Еще бы - мы отдаем им белорусские фантики по цене российских.

Для затравки расскажу немного про гамбийскую полицию.

Однажды за сутки проехал внушительный круг по стране - от Серекунды до Джорджтауна, далее на каменные круги Вассу и обратно. Получилось ровно 650 километров. На этой дистанции встретились порядка 60 полицейских постов, с десяток военных пропускных пунктов и полноценная таможня, которая за каким-то хреном проверяет паспорта у путешествующих внутри страны.

Теперь могу изложить идеальный алгоритм общения с местными властями на дорогах.

Диалог с ментами строится в 90% случаев следующим образом:
- Hello? Нow are you? - Здесь в светлое время суток можно отделаться простым Ок, но в темное менты проверяют состояние водителя на сонливость, трезвость и укуренность, поэтому лучше выложить более пространную речь про погоду и маршрут.
- How far? - конечный пункт. Проще говорить большой город. В нашем случае нужно было говорить не "Вассу", а "Джорджтаун".
- Where are you from?" А вот это уже не откуда вы в Гамбии, а откуда вы в принципе. Здесь после "Руссиа" выкладывал развернутый спич про минус 20, девять тысяч километров на авто, плохого президента...в 90% случаев вопросы заканчивались.
И финальный вопрос: "Anything for me?" - хотят пакетик чая, ручку, футболку, сигареты...На всем пути попался лишь один упертый мент, пытавшийся директивно срубить 50 далласи (далласи равен рублю) за проезд, но получил полный "Unticorruption".Oн же заловил меня на непристегнутом ремне в обратном пути - об этом ниже.

Чем ближе к Банжулу ночью, тем больше серьезно укуренных полицаев. В отличие от мавританских укурков, гамбийские сильно злые. Будьте аккуратны.

Военные. Особых функций на дороге у них нет - стоят перед мостами и крупными населенными пунктами. Из-за ничегонеделания любят потереть с туристами. А у нас времени на все терки, понятно, нет. Для сравнения: 300 км от Банжула до Джорджтауна проехал за 7 часов, накрутив еще 50 км и два парома до колец Вассу. Обратно уставший и по темноте приехал за 5 часов. Разница - в постах ментов и военных. На обратном пути меня уже все узнавали и пропускали.

Замечательной проверкой гамбийской миграционной службы стало отсутствие у меня заграна - оставил в сенегальском консульстве на пару дней. Мультивиза Сенегала на 3 месяца стоит в Банжуле 160 рублей и делается за 48 часов - то время, на которое был запланирован бросок на восток страны. Кто бы знал, что в городке Сома проверяют паспорта и машины не только у тех, кто следует на юг, в Сенегал, но и у все проезжающих белых. Минут сорок беседовал с начальником миграционной службы. Их довод -каждый путешественник обязан иметь при себе доказательство легитимности пребывания на территории Гамбии. Лоханулся - не сделал ксерик визового штампа. Мой аргумент - вот бумаги из посольства, звоните либо туда, либо на выдавший нам визы погранпереход - не каждый день шестеро россиян пересекают границу в Фарафенни.

К концу беседы помощница начальника попросила у меня 50 далласи на карточку для звонка в Фарафенни. Вынул из кармана соточку, протянул ей со словом "Corruption".

В следующие пять минут решились все вопросы. Никаких претензий - обменялись телефонами и адресами в Фейсбуке с начальником миграционной службы, радушно попрощались.
Как бонус - начальник таможни продлил истекающее разрешение на пребывание машины в Гамбии бесплатно еще на 7 суток. Сэкономил 8 евро, приятно.

Но перейдем таки к белорусской валюте.