Благоухающий сиренью Архангельск

Давно хотела съездить в Архангельск. Пожалуй, с тех пор, как при выезде из Москвы по Ярославке увидела указатель «Архангельск 1200 км».
Но поехала в итоге на поезде из Вологды 15.06.16.
Утром умылась, выпила кофе, глядя в окно на Северную Двину и приближающийся Архангельск.



Попрощалась с попутчиками, вышла с вокзала, села на автобус, идущий к набережной Северной Двины. Кондуктор сказала мне, на какой остановке выходить. Я вышла у торгового центра «Полярный», поглазела на тяжелый танк МаркV 1918 года выпуска, произведенный в Великобритании. Перешла дорогу и по тихой утренней улочке зашагала к виднеющейся реке. Полюбовалась на кирху, в которой афиши обещали органные концерты.



Вдохнула аромат только распускающейся сирени. Южнее сирень уже отцвела. На набережную вышла около памятника соловецким юнгам, сражавшимся в войнах. Слева блистала куполами Успенская церковь.



Внизу белел песком пляж.



Мужчина, выбежавший на раннюю прогулку, спросил, что я ищу. Ответила, что впервые в Архангельске и просто гуляю. Он сказал, что если я могу идти быстро, он готов мне показать и рассказать о том, что мы увидим. Я, конечно же, заверила его, что могу. И мы быстро пошли. Мой неожиданный экскурсовод – потомственный житель Архангельска, с удовольствием, чуть пыхтя от скорости передвижения, начал с того, что Архангельск был основан при Иване Грозном в 1584 году. Благодаря своему расположению в дельте Северной Двины всегда использовался для сплава леса и торговли по Белому морю с европейскими соседями. Точнее, Северодвинск, расположенный на Белом море начал развиваться с 1553 года, когда туда причалил корабль английского капитана Ричарда Ченслера, а затем появился Архангельск.
Монумент Победы в войне 1941-1945 годов и вечный огонь. Памятник тюленю-спасителю от голода и холода. Памятник участникам северных конвоев 1941-1945 годов. Стела «Город воинской славы».
Каменный гостиный двор, построенный в 1684 году вместо сгоревшего деревянного, в котором находится биржа, склады и сейчас краеведческий музей.



А это обелиск на мысе Пур-Наволок, откуда началось строительство Архангельска, колыбели отечественного кораблестроения и первый российский морской порт.
Я спросила, а где сейчас порт. Мой экскурсовод ответил, что сейчас как такового порта нет, есть несколько пристаней. И если я пробуду несколько дней, то смогу увидеть и прокатиться на колесном пароходе прошлого века, который приписан к Северодвинску и ходит в Архангельск и по рекам с экскурсиями.



Здесь мы с каменной набережной чуть поднялись на заросший цветущими кустами холм и оказались около памятнику Петру 1, который изображен на 500 – рублевой купюре. Подошли к постаменту чуть ближе, чтобы можно было рассмотреть медные заплатки на камне – за минувшее столетие Петра несколько раз снимали и ставили другие памятники, перебивая таблички.
Тенистой тропинкой, которая раньше была мощеной дорожкой, сквозь цветущую сирень пробрались к обелиску жертвам интервенции 1918-1920 годов. Вышли на асфальт около недавно отреставрированного драматического театра Михаила Васильевича Ломоносова, который родился недалеко отсюда в Холмогорах. Неподалеку был почтамт и памятник «Нулевая верста».
Я спросила про самое высокое здание с антенной, которое было видно отовсюду. Оказывается, оно было построено в 1983 году для проектных организаций, в нем 24 этажа, считается архангельским небоскребом. На верхних этажах – радиостанции. Смотровой площадки там, к сожалению, нет, но можно подняться на лифте и, преодолевая загрязнение окон, сделать пару кадров архангельских крыш.



Вышли к Соловецкому подворью, где собирались паломники перед отплытием на Соловки. Следующее здание выглядело не очень презентабельно, латунная табличка сообщала, что здесь в 18-19 веках был коммерческий банк. Дальше сиял золотом куполов Свято-Никольский храм, в котором в советское время находился клуб НКВД. Следующий исторический объект (усадебный дом Плотниковой) превратился ныне в музей культуры Русского Севера.
Музей сказочника, этнографа, художника Писахова. Мой экскурсовод говорит, что параллельно набережной идет Троицкий проспект, а следующая улица – пешеходная, имени революционера Чумбарова-Лучинского, на ней стоит памятник сказочнику, его легко узнать по блестящей ладони и носу – все загадывают желания. Раньше на его шляпе сидела чайка, но ее в очередной раз кто-то «спугнул».
Красного кирпича бывшее подворье Сурского Монастыря.



А впереди – обширная площадь Профсоюзов, на которой парады проводят, слева – памятник Доблестным Защитникам Севера, впереди - строящийся Михайло-Архангельский собор, за ним – Морской-Речной Вокзал. Здесь мы расстаемся с моим экскурсоводом, он убегает с пожеланиями хорошего дня в сторону моста, у которого середина поднимается для прохода высоких судов.



Перехожу сузившуюся в улицу площадь у Северного Морского Пароходства, прохожу мимо памятника Защитникам,



сворачиваю около спорткомплекса с деревянным каркасом верха, нахожу рынок и сворачиваю на симпатичную пешеходную улицу с деревянными и каменными домами старой постройки, кафе, магазинами, клумбами, фонарями, скамейками, памятниками. Впереди маячит небоскреб.



Сворачиваю на улицу Карла Либкхнехта, дохожу до Троицкоро пассажа, поднимаюсь на 3й этаж в хостел «Тройка». Улыбчивый парень на ресепшен здоровается. Я тоже улыбаюсь и желаю ему доброго дня. Нет, не бронировала, места есть, отлично. Могу расположиться прямо сейчас, ничего страшного, что еще рано. Выдает бесплатные карты городских и областных достопримечательностей (http://pomorland.travel). Показывает мне кухню и комнату. Я заселяюсь, отправляюсь в душ, переодеваюсь.
Знакомлюсь с Владимиром, моим соседом. Он родом из Калининграда, служит в Питере, здесь дожидается самолета на секретный военный объект.
Налегке отправляюсь искать обед, и нахожу в соседней двери японский ресторанчик с приятными ценами. Делаю заказ, девушка говорит, что будет готово через 25 минут.
Иду на небоскреб, он совсем рядом на площади Ленина. Делаю несколько фотографий архангельского Ильича на фоне административных зданий. На лифте поднимаюсь до 21 этажа, дальше иду пешком по лестнице в надежде, что открыт выход на крышу. Но приходится снимать через пыль десятилетий на стеклах – окна забиты, не открыть. Спускаюсь, на меня набрасывается консьержка, спрашивает, что мне потребовалось на техническом этаже. Честно говорю, что искала выход на крышу, чтобы сделать фотографии. Она грозится милицией, я удаляюсь, пожелав ей доброго дня.
Возвращаюсь в кафе, мой заказ готов, с удовольствием обедаю. Размышляю, что я хочу посмотреть. Во-первых, сам Архангельск, еще не посмотрела половину набережной. Во-вторых, хочу побывать на Белом море, для этого нужно поехать в Северодвинск. Если бы не забытый телефон, который нужно на выходных забрать в Иваново, и без которого я не могу снять деньги с карты, то я бы отправилась после Северодвинска автобусом в Онегу, оттуда корабликом по Онежской Губе на остров Кий. Далее доехала бы автобусом до жд станции и отправилась поезом в Беломорск, корабликом на Соловецкие острова, вернулась бы в Кемь, а оттуда – в сторону Мурманска через Кандалакшу. Назад бы поехала через Петрозаводск в Питер. А оттуда уже поездом в Иваново.
Еще есть редкие корабли из Архангельска на Соловки вдоль Летнего Берега. Также можно поплыть по Зимнему Берегу до населенного пункта Койда. Но я снова не помещаюсь во времени и имеющейся наличности.
Судя по карте, столько всего интересного находится вокруг Архангельска. Малые Корелы. Холмогоры и село Ломоносово. Пинежские пещеры. Кенозерский национальный парк. Особо впечатлила Земля Франца Иосифа, но туда на самолете 2,5 часа лететь. В другой раз…
Мимо главпочтамта и драматического театра (привет, нулевая верста) выхожу на набережную Северной Двины и шагаю в сторону Успенской Церкви мимо спасательной станции. Внутри церкви красиво и совсем нет людей. Около арктического института памятник адмиралу Кузнецову Николаю Герасимовичу с биноклем. Рядом на берегу выложены каменные лабиринты. Чуть дальше – стела, которая могла бы оказаться маяком. За ней набережная Северной Двины заканчивается, начинается тропинка, бегущая вдоль речки Кузнечихи. На другом берегу – Мосеев остров и грузовые причалы, с этой стороны – ликеро-водочный завод и магазин при нем с разнообразными напитками. По асфальту катаются на роликах и велосипедах, по реке – на катерах и вейкбордах. Прохожу мимо причала яхт и Троицкой церкви, впереди – Соломбольский мост.
Захожу в магазин купить воды. Сажусь на автобус и доезжаю до хостела. Устала и задремала.
Просыпаюсь, иду на кухню выпить кофе. Там знакомлюсь с Аней, она из Питера, приехала в командировку, будет работать на выставке-распродаже индийских товаров. Говорит, что в кризис решила пойти на такую работу, ей нравится ездить по разным городам. Больше всего ей пока понравилось в Тольятти. К нам присоединяется Амел, сейчас живет в Онеге, помогает дяде с магазинчиком. А вообще он родом из Азербайджана, несколько лет жил в Твери, там у него еще один дядя. Желаю ребятам хорошего вечера, иду в комнату.
Предусмотрительный ресепшионист сообщает мне о новой соседке, бабушке 33 года рождения, просит ей помогать и его звать, если что.
Знакомлюсь с Галиной Ивановной, она приехала из городка Каменское в больницу, сделать операцию по улучшению зрения. Если бы не это досадное недоразумение, она бы сейчас со своими подружками отдыхала в Анапе, как они делают каждый год. Виктор зовет свою землячку пить чай, он, оказывается, тоже из Каменского. «Хорошие люди живут в этом городке», - Думаю про себя и улыбаюсь.



Беру рюкзак и снова иду гулять. На пешеходной улице пытаюсь найти аутентичные архангельские блюда. В итоге ужинаю поморской ухой из трески, пью ягодный кисель с картофельно-грибным пирогом.
Меня снова тянет на набережную, вот интересно, зайдет ли солнце, и какого цвета оно будет ближе к воде. Небо ясное, тепло, много народа просто гуляет или катается на велосипедах, роликах, скейтах.



Около Северного Морского Музея с улыбкой рассматриваю памятники великим покорителям севера с интерпретированными на современный лад табличками.
Советский исследователь Арктики, контр-адмирал, дважды Герой СССР Папанин Иван Дмитриевич: «Мы с друзьями катались на льдине и обороняли Архангельск».
Капитан ледокола, участник арктических экспедиций Воронин Владимир Иванович: «Я дважды спасал Шмидта из ледового плена».
Исследователь Памира и Севера Шмидт Отто Юрьевич: «Я дважды убедил Воронина пройти Северным морским путем».
Мореход Седов Георгий Яковлевич: «Я почти дошел до Северного Полюса вот прямо с этого места».
Управляющий Соломбальской верфи Архангелька, сконструировавший линейный корабль «Азов»,



Курочкин Андрей Михайлович: «Я построил лучший корабль Российского военно-морского флота».
Отлично поет уличный музыкант, спускаюсь к воде, сажусь на песок, слушаю, смотрю.



Солнце движется к воде, но очень медленно, начинаю зябнуть, встаю, иду, чтобы согреться. Поднимаюсь на набережную, спрашиваю идущего в ту же сторону прохожего про закат. Он смотрит в телефон и сообщает, что сегодня солнце зайдет в 23:14, а восход будет в 1:30 , белая ночь. Ждать осталось недолго. Ловлю в объектив вейкбордиста. Около места основания города нахожу лестницу и жду заката наверху, иногда спускаясь вниз, чтобы визуально поторопить светило.



Двое мужчин, расположившихся рядом, предлагают мне белое вино. Благодарю, отказываюсь. Похоже, им скучно вдвоем, задают вопросы, шутят. Занимаются недвижимостью. Вячеслав сдает квартиры, Александр – владелец хостела рядом с вокзалом. Болтаем про путешествия, делимся любимыми местами. Солнце зашло, я в куртке мерзну, а ребята стоят в футболках и ничего. Северяне. Прощаюсь, иду спать.
Из книги "Заносы на дорогах. Путешествия по России и Кавказу"