Буддистский монастырь на Урале
Буддисткий монастырь Шад Тчуп Линг на Урале
(гора Качканар)
февраль, 2013
История начинается с того, что, еще, будучи школьницей, меня, заинтересовала не то религия, не то культура, не то образ жизни – буддизм.
В 2007 году к нам в город, в краеведческий музей приезжала выставка подлинных работ Николая Рериха «Гималайская сюита», рисунки, которые он написал в Центральноазиатской экспедиции по Гималаям. Меня настолько впечатлили эти работы, что я составила небольшую заметку в городскую газету об этой выставке. С тех пор, я с интересом, но без фанатизма, отношусь к проявлениям буддизма в моей жизни, будь то книги, различные встречи и разговоры с людьми, музыка, музыкальные инструменты, внутренние мысли и откровения. Но сейчас я хочу рассказать о небольшом путешествии, совершенном мною в компании интересных и замечательных людей на гору Качканар, что находится в Свердловской области, в феврале 2013 года.
За два года до этого события я узнала о существовании буддистского монастыря на Урале, единственного в своем роде. Конечно, меня сразу заинтересовало это место, потому что в голове давно точит мозг идея о поездке в Индию, Непал или Тибет с целью знакомства с местной культурой и обычаями, а здесь, прямо под носом на Урале есть кусочек той неизведанной мною и такой далекой культуры.
Монастырь Шад Тчуп Линг располагается на горе Качканар, которая, в свою очередь, находится рядом с городом Качканар. Строительство монастыря началось еще в 1995 году его основателем ламой Тендзин Докшитом. Со временем, к нему на добровольных началах, отказавшись от мирской жизни, пришли последователи и ученики. Сейчас обитатели монастыря, кроме духовных практик, ведут строительные работы, разводят хозяйство, садят огород, одним словом, пытаются жить самостоятельно, независимо от внешнего мира.
Узнав о существовании буддистского монастыря на Урале, я сразу захотела туда попасть, но сделав несколько неудачных попыток туда отправиться, я несколько подостыла. И спустя пару лет, у меня появилась возможность побывать в Шад Тчуп Линге и собственно на самой горе Качканар. Командой единомышленников из 5 человек мы пустились знакомиться с монастырем и его обитателями.
* * *
Точкой отправления был город Качканар. Примерно в полдень мы расселись по машинам и отъехали в сторону горы. Один из возможных путей на гору Качканар это подъем от карьера «Западный», откуда мы и начали свое восхождение.
По пути к монастырю, мы заглянули на смотровую площадку, с которой открывался впечатляющий вид на западный карьер. Поезда, движущиеся по окружности карьера, напоминали детскую железную дорогу.
Ветер сбивал с ног. По дороге мы сделали несколько привалов. Когда закончился лес, тропа резко стала подниматься в гору, непосредственно к монастырю. Рядом с тропой проложена канатная дорога, метров 50, видимо по ней поднимают тяжелые грузы, которые не завезти на снегоходе или квадроцикле.
Отдельно стоящие ворота являют собой вход на территорию монастыря.
Подход к монастырю я непрерывно снимала на видео, но как только прошла через ворота, телефон выключился. Мистика? Или он просто так вовремя замерз? Но вторая камера была жива и доказательства нашего пребывания в монастыре сохранились на карте памяти камеры.
Справа от входа стоит большая ступа, еще недостроенная. Напротив, располагаются молельные барабаны и колокол. Мы ударили в него, поздоровавшись и обозначив свое присутствие. Далее тропа упирается в постройки по типу сарая, за дверцами которых, как нам показалось, скулили щенки. Позже, нам объяснили, что здесь разводят собак, зимой запрягают их в сани и используют для перевозки некоторых грузов, например, дров. Слева от тропы располагается главный вход в монастырь. Большие двустворчатые двери, красиво и ярко разукрашенные буддистскими мотивами были не заперты. Мы вошли в них и оказались во дворе, в центре которого стояла еще одна ступа.
Половина стен была частью горы, то есть скала, а вторая часть стен – собственно, постройка, которая представляет собой длинный коридорный проход, разделенный перегородками на комнаты, в которых хранятся продукты, пшено, одежда и прочее другое. В конце проход заканчивается сенцами и входом в жилую часть строения – двухэтажный домик.
Разувшись в сенцах, я вошла в дом и оказалась в комнате примерно два на три метра, в которой умещается печь, мойка с ведрами для слива воды, фляга с водой, полочки с книгами. Кроме деятельности, направленной на выживание независимо от внешнего мира, жители монастыря непрерывно учатся, на полках встречаются учебники по физике, химии и другим наукам. Посередине комнаты столик на уровне колен и вокруг него на подушках 7 человек. На то, чтобы мельком осмотреть комнату у меня ушли считанные секунды.
Мне предложили сесть за стол, дали горячей каши с мясом. Мясо, по всей видимости, было местное, поскольку в тарелке были волосы животного, не до конца обработанной тушки.
Напротив меня висела карта-план монастыря, на которой были нанесены уже существующие постройки, и те, которые планируется построить.
Кроме нас, в монастырь приехали трое молодых людей. По просьбе ламы они на снегоходах подняли в монастырь доски. Наших мужчин после обеда учтиво попросили нарубить льда в местном прудике, который используется для приготовления пищи, и остальных бытовых нужд.
В этот день в монастыре топили баню. Захотелось погреться в баньке, но поступило предложение осмотреть окрестности, и мы отправились на скалу Верблюд провожать солнце за горизонт.
В остаток вечера мы все вместе сидели за столом, пили чай и рассказывали друг другу разные истории из жизни. Следует отметить, что в монастыре разрешено курить. Сам лама Докшид постоянно дымит трубкой или сигаретами. Конечно, дым успокаивает и настраивает на медитативное состояние, но о чем гласят догмы буддизма в отношении зависимостей и привязанностей. Об освобождении от них. Хотя, я неоднократно читала заметки о том, что на родине буддизма монахи курят. Наверное, стоит съездить и разобраться. На вопрос, почему в монастыре позволено курить, лама дал открытый и полный ответ о пользе табака и курения.
Позже, мы с подругой отправились спать в комнату для девушек, поскольку в монастыре женщины и мужчины спят отдельно, в разных помещениях. Послушницы еще остались беседовать с мужчинами. Обычно, отбой у них по расписанию, но видимо этот день был исключением. Лама Докшид в эту ночь ушел в ретрит в баню.
Ночью на горе дул сильный ветер. Снаружи стучали плохо закрепленные детали строений.
* * *
Утром за завтраком, прежде чем приступить к еде все читали молитву. Вглядываясь в их лица, я доверием к происходящему не прониклась. После молитвы по кругу запустили пустую тарелку, в которую каждый из своей отложил по ложке каши.
После завтрака еще раз сходили к Верблюду, провели фото-сессию и по возвращению в монастырь стали собираться домой.
Заключение
Каждое происшествие в нашей жизни запечатлеется в памяти. В памяти чувств. И потом, спустя какое-то время это чувство проявляется и в голове всплывает та ситуация, которую ты когда-то пережил. Поездка в Качканар у меня отложилась теплыми, радостными ощущениями, чувством благодарности за новое знакомство, за гостеприимство. В отношении монастыря и его обитателей у меня сложилось скептическое мнение. Происходящее там разнится с моими представлениями о буддистских монастырях. Может, находись мы там подольше, я думала бы по-другому. Пока, первое впечатление именно такое.
(гора Качканар)
февраль, 2013
История начинается с того, что, еще, будучи школьницей, меня, заинтересовала не то религия, не то культура, не то образ жизни – буддизм.
В 2007 году к нам в город, в краеведческий музей приезжала выставка подлинных работ Николая Рериха «Гималайская сюита», рисунки, которые он написал в Центральноазиатской экспедиции по Гималаям. Меня настолько впечатлили эти работы, что я составила небольшую заметку в городскую газету об этой выставке. С тех пор, я с интересом, но без фанатизма, отношусь к проявлениям буддизма в моей жизни, будь то книги, различные встречи и разговоры с людьми, музыка, музыкальные инструменты, внутренние мысли и откровения. Но сейчас я хочу рассказать о небольшом путешествии, совершенном мною в компании интересных и замечательных людей на гору Качканар, что находится в Свердловской области, в феврале 2013 года.
За два года до этого события я узнала о существовании буддистского монастыря на Урале, единственного в своем роде. Конечно, меня сразу заинтересовало это место, потому что в голове давно точит мозг идея о поездке в Индию, Непал или Тибет с целью знакомства с местной культурой и обычаями, а здесь, прямо под носом на Урале есть кусочек той неизведанной мною и такой далекой культуры.
Монастырь Шад Тчуп Линг располагается на горе Качканар, которая, в свою очередь, находится рядом с городом Качканар. Строительство монастыря началось еще в 1995 году его основателем ламой Тендзин Докшитом. Со временем, к нему на добровольных началах, отказавшись от мирской жизни, пришли последователи и ученики. Сейчас обитатели монастыря, кроме духовных практик, ведут строительные работы, разводят хозяйство, садят огород, одним словом, пытаются жить самостоятельно, независимо от внешнего мира.
Узнав о существовании буддистского монастыря на Урале, я сразу захотела туда попасть, но сделав несколько неудачных попыток туда отправиться, я несколько подостыла. И спустя пару лет, у меня появилась возможность побывать в Шад Тчуп Линге и собственно на самой горе Качканар. Командой единомышленников из 5 человек мы пустились знакомиться с монастырем и его обитателями.
* * *
Точкой отправления был город Качканар. Примерно в полдень мы расселись по машинам и отъехали в сторону горы. Один из возможных путей на гору Качканар это подъем от карьера «Западный», откуда мы и начали свое восхождение.
По пути к монастырю, мы заглянули на смотровую площадку, с которой открывался впечатляющий вид на западный карьер. Поезда, движущиеся по окружности карьера, напоминали детскую железную дорогу.
Ветер сбивал с ног. По дороге мы сделали несколько привалов. Когда закончился лес, тропа резко стала подниматься в гору, непосредственно к монастырю. Рядом с тропой проложена канатная дорога, метров 50, видимо по ней поднимают тяжелые грузы, которые не завезти на снегоходе или квадроцикле.
Отдельно стоящие ворота являют собой вход на территорию монастыря.
Подход к монастырю я непрерывно снимала на видео, но как только прошла через ворота, телефон выключился. Мистика? Или он просто так вовремя замерз? Но вторая камера была жива и доказательства нашего пребывания в монастыре сохранились на карте памяти камеры.
Справа от входа стоит большая ступа, еще недостроенная. Напротив, располагаются молельные барабаны и колокол. Мы ударили в него, поздоровавшись и обозначив свое присутствие. Далее тропа упирается в постройки по типу сарая, за дверцами которых, как нам показалось, скулили щенки. Позже, нам объяснили, что здесь разводят собак, зимой запрягают их в сани и используют для перевозки некоторых грузов, например, дров. Слева от тропы располагается главный вход в монастырь. Большие двустворчатые двери, красиво и ярко разукрашенные буддистскими мотивами были не заперты. Мы вошли в них и оказались во дворе, в центре которого стояла еще одна ступа.
Половина стен была частью горы, то есть скала, а вторая часть стен – собственно, постройка, которая представляет собой длинный коридорный проход, разделенный перегородками на комнаты, в которых хранятся продукты, пшено, одежда и прочее другое. В конце проход заканчивается сенцами и входом в жилую часть строения – двухэтажный домик.
Разувшись в сенцах, я вошла в дом и оказалась в комнате примерно два на три метра, в которой умещается печь, мойка с ведрами для слива воды, фляга с водой, полочки с книгами. Кроме деятельности, направленной на выживание независимо от внешнего мира, жители монастыря непрерывно учатся, на полках встречаются учебники по физике, химии и другим наукам. Посередине комнаты столик на уровне колен и вокруг него на подушках 7 человек. На то, чтобы мельком осмотреть комнату у меня ушли считанные секунды.
Мне предложили сесть за стол, дали горячей каши с мясом. Мясо, по всей видимости, было местное, поскольку в тарелке были волосы животного, не до конца обработанной тушки.
Напротив меня висела карта-план монастыря, на которой были нанесены уже существующие постройки, и те, которые планируется построить.
Кроме нас, в монастырь приехали трое молодых людей. По просьбе ламы они на снегоходах подняли в монастырь доски. Наших мужчин после обеда учтиво попросили нарубить льда в местном прудике, который используется для приготовления пищи, и остальных бытовых нужд.
В этот день в монастыре топили баню. Захотелось погреться в баньке, но поступило предложение осмотреть окрестности, и мы отправились на скалу Верблюд провожать солнце за горизонт.
В остаток вечера мы все вместе сидели за столом, пили чай и рассказывали друг другу разные истории из жизни. Следует отметить, что в монастыре разрешено курить. Сам лама Докшид постоянно дымит трубкой или сигаретами. Конечно, дым успокаивает и настраивает на медитативное состояние, но о чем гласят догмы буддизма в отношении зависимостей и привязанностей. Об освобождении от них. Хотя, я неоднократно читала заметки о том, что на родине буддизма монахи курят. Наверное, стоит съездить и разобраться. На вопрос, почему в монастыре позволено курить, лама дал открытый и полный ответ о пользе табака и курения.
Позже, мы с подругой отправились спать в комнату для девушек, поскольку в монастыре женщины и мужчины спят отдельно, в разных помещениях. Послушницы еще остались беседовать с мужчинами. Обычно, отбой у них по расписанию, но видимо этот день был исключением. Лама Докшид в эту ночь ушел в ретрит в баню.
Ночью на горе дул сильный ветер. Снаружи стучали плохо закрепленные детали строений.
* * *
Утром за завтраком, прежде чем приступить к еде все читали молитву. Вглядываясь в их лица, я доверием к происходящему не прониклась. После молитвы по кругу запустили пустую тарелку, в которую каждый из своей отложил по ложке каши.
После завтрака еще раз сходили к Верблюду, провели фото-сессию и по возвращению в монастырь стали собираться домой.
Заключение
Каждое происшествие в нашей жизни запечатлеется в памяти. В памяти чувств. И потом, спустя какое-то время это чувство проявляется и в голове всплывает та ситуация, которую ты когда-то пережил. Поездка в Качканар у меня отложилась теплыми, радостными ощущениями, чувством благодарности за новое знакомство, за гостеприимство. В отношении монастыря и его обитателей у меня сложилось скептическое мнение. Происходящее там разнится с моими представлениями о буддистских монастырях. Может, находись мы там подольше, я думала бы по-другому. Пока, первое впечатление именно такое.
Читайте также
26 декабря 2024
358