Буртасы. Исчезнувший народ
При възде в Сканово, у моста через Мокшу нас встречает памятник Нарчатке- мокшанской царице, героине мордовского эпоса, которая возглавила сопротивление против татарского хана Тагая. Нарчатка противостоит превосходящим силам противника и не желая попасть в плен, пытается переплыть Мокшу вместе со своим боевым конем, но гибнет. Как можно понять, все это на уровне легенд. По некоторым преданиям, Нарчатка не мокшанская, а буртасская царица.
Что же это за исчезнувший народ такой, буртасы... Разобраться в этом нам поможет уникальный музей истории и культуры народа буртас, расположенный в селе Сканово недалеко от города Наровчат Пензенской области.
Музей создан на средства известного в столице адвоката Виктора Васильевича Паршуткина. Родившийся в 1960-м году Паршуткин, имеет два высших образования, кандидат наук. Его родная сестра Чекашкина Мария Васильевна - директор музея истории и культуры буртас. Именно эта приветливая женщина провела нам экскурсию по музею.
Великолепный женский Троице-Сканов монастырь. Музей истории и культуры народа буртас находится прямо возле него.
Словом "буртасы" в летописях и документах Российского государства обозначали тех ведийских славян до принятия ими христианства, которые проживали в междуречье трех впадающих в Волгу и Оку рек - Цны, Мокши и Суры. Но путаницы хватает. Википедия являет нам следущее:
"Бурта́сы — племенное объединение, располагавшееся по правому берегу средней Волги. Впервые упоминаются арабскими авторами в IX веке, в русских литературных памятниках — с XIII века. Этническая принадлежность буртасов является дискуссионной."
Существует три основные версии происхождения: Алано-асская, Тюркская (предполагается их родство с волжскими булгарами) и финно-угорская, которая рассматривает буртас как предков мордвы и мишарей. Буртасы занимались скотоводством, земледелием, охотой и бортничеством. Вели торговлю мехами. Единого правителя не имели, управлялись старейшинами. Жили в V — XI вв. по обоим берегам Волги (примерно от современной Сызрани до Волгограда). В VII-VIII в. через их территорию двигались на север булгары, занявшие северные земли буртасов. В VII в. буртасы выставляли до 10 тыс. всадников, совершавших походы на болгар волжско-камских и печенегов. С конца VII в. они находились под властью Хазарского каганата, а в конце X в. — в зависимости от Руси. После прихода в XI в. половцев буртасы постепенно утрачивают своё влияние. Около г. Городище Пензенской области расположены остатки древнего города Буртас.
с 1313 г. до начала 40-х годов XV в. в городе Мокша, на месте которого находится современный Наровчат, была столица западной области Золотой Орды. И, скорее всего, в этом древнем городе хан Узбек провозгласил ислам в качестве официальной религии Золотой Орды. И тут велик соблазн записать буртас в христианизированных татар. Но вероятнее всего это был самобытный народ. Буртасы не были ни мордвой, ни татарами, ни славянами. Буртасы являлись данниками Хазарского каганата. Если рассматривать тюрскую версию происхождения народа, то неудивительно, что они тяготели к татарам и были едва ли не предками самобытной группы татар, известной, как мишари. И если говорить грубо, буртасы со временем "растворились". Хотя это всего лишь одно из предположений.
Вся история буртас условно поделена на три эпохи - брахманскую, мусульманскую (золотоордынскую) и христианскую. Каждой эпохе посвящен свой зал. Ведийский ("языческий") зал музея
На Саранской горе был обнаружен древний буртасский могильник. Он не был исследован археологами. Здесь работали только «черные копатели». В музее выставлены найденные здесь сюлгамы (застежки для одежды), стеклянная бусина, перстни, бронзовый браслет, фрагменты украшений и дротики.
Набедренное украшение мокшанок (мордвы-мокша) с раковинами каури. На Волге и в прилегающих областях наряду с жетонами в ходу вплоть до конца XIX века в качестве заменителей денег использовались раковины тропических моллюсков каури. Когда нужда в этом отпала, раковины нашли свое применение при изготовлении различных украшений, чаще всего женских набедренных и нагрудных.
Директор музея истории и культуры буртас Мария Васильевна Чекашкина
Есть в музее и еще очень приятная часть - своеобразный музей быта, где можно пожить. Для нас очень актуально и в одну из наших поездок я планирую сюда заехать, так как ехать 1000 километров за один присест, лично мне, тяжеловато. Очень уютно все сделано. Мария Васильевна и здесь все показала и рассказала.
Что же это за исчезнувший народ такой, буртасы... Разобраться в этом нам поможет уникальный музей истории и культуры народа буртас, расположенный в селе Сканово недалеко от города Наровчат Пензенской области.
Музей создан на средства известного в столице адвоката Виктора Васильевича Паршуткина. Родившийся в 1960-м году Паршуткин, имеет два высших образования, кандидат наук. Его родная сестра Чекашкина Мария Васильевна - директор музея истории и культуры буртас. Именно эта приветливая женщина провела нам экскурсию по музею.
Великолепный женский Троице-Сканов монастырь. Музей истории и культуры народа буртас находится прямо возле него.
Словом "буртасы" в летописях и документах Российского государства обозначали тех ведийских славян до принятия ими христианства, которые проживали в междуречье трех впадающих в Волгу и Оку рек - Цны, Мокши и Суры. Но путаницы хватает. Википедия являет нам следущее:
"Бурта́сы — племенное объединение, располагавшееся по правому берегу средней Волги. Впервые упоминаются арабскими авторами в IX веке, в русских литературных памятниках — с XIII века. Этническая принадлежность буртасов является дискуссионной."
Существует три основные версии происхождения: Алано-асская, Тюркская (предполагается их родство с волжскими булгарами) и финно-угорская, которая рассматривает буртас как предков мордвы и мишарей. Буртасы занимались скотоводством, земледелием, охотой и бортничеством. Вели торговлю мехами. Единого правителя не имели, управлялись старейшинами. Жили в V — XI вв. по обоим берегам Волги (примерно от современной Сызрани до Волгограда). В VII-VIII в. через их территорию двигались на север булгары, занявшие северные земли буртасов. В VII в. буртасы выставляли до 10 тыс. всадников, совершавших походы на болгар волжско-камских и печенегов. С конца VII в. они находились под властью Хазарского каганата, а в конце X в. — в зависимости от Руси. После прихода в XI в. половцев буртасы постепенно утрачивают своё влияние. Около г. Городище Пензенской области расположены остатки древнего города Буртас.
с 1313 г. до начала 40-х годов XV в. в городе Мокша, на месте которого находится современный Наровчат, была столица западной области Золотой Орды. И, скорее всего, в этом древнем городе хан Узбек провозгласил ислам в качестве официальной религии Золотой Орды. И тут велик соблазн записать буртас в христианизированных татар. Но вероятнее всего это был самобытный народ. Буртасы не были ни мордвой, ни татарами, ни славянами. Буртасы являлись данниками Хазарского каганата. Если рассматривать тюрскую версию происхождения народа, то неудивительно, что они тяготели к татарам и были едва ли не предками самобытной группы татар, известной, как мишари. И если говорить грубо, буртасы со временем "растворились". Хотя это всего лишь одно из предположений.
Вся история буртас условно поделена на три эпохи - брахманскую, мусульманскую (золотоордынскую) и христианскую. Каждой эпохе посвящен свой зал. Ведийский ("языческий") зал музея
На Саранской горе был обнаружен древний буртасский могильник. Он не был исследован археологами. Здесь работали только «черные копатели». В музее выставлены найденные здесь сюлгамы (застежки для одежды), стеклянная бусина, перстни, бронзовый браслет, фрагменты украшений и дротики.
Набедренное украшение мокшанок (мордвы-мокша) с раковинами каури. На Волге и в прилегающих областях наряду с жетонами в ходу вплоть до конца XIX века в качестве заменителей денег использовались раковины тропических моллюсков каури. Когда нужда в этом отпала, раковины нашли свое применение при изготовлении различных украшений, чаще всего женских набедренных и нагрудных.
Директор музея истории и культуры буртас Мария Васильевна Чекашкина
Есть в музее и еще очень приятная часть - своеобразный музей быта, где можно пожить. Для нас очень актуально и в одну из наших поездок я планирую сюда заехать, так как ехать 1000 километров за один присест, лично мне, тяжеловато. Очень уютно все сделано. Мария Васильевна и здесь все показала и рассказала.
Читайте также
1 декабря 2024
85