Чайные традиции Бразилии, или как я нау-Tchê-лась пить мате
Первый раз чай мате я попробовала в Германии. Да-да, именно в Германии, где мне удивительным образом удалось подружиться с толпой бразильцев и ни с одним немцем. Часть этой пёстрой и шумной толпы каждый день пила какой-то подозрительный напиток. Вообще-то сначала мы думали, что это определенно нечто запрещенное законом. Посудите сами: в похожем на кубок сосуде находится какая-то зеленая трава, заваренная с кипятком, и всё это употребляется через трубочку. На деле всё оказалось очень даже невинно. А если разобраться – даже интересно.

Мои первые впечатления о традиционном напитке юга Бразилии были смешанные: необычно и горько. Казалось бы, чай и чай, что тут ещё скажешь. Но чем больше я общалась со своими зажигательными латиноамериканскими друзьями, тем сильнее осознавала, что это не просто чай. Это неотъемлемая часть их жизни, наследие и традиции.
Во время моей поездки в Бразилию два года назад я две недели провела со своими друзьями в штатах Рио-Гранде-ду-Сул и Санта-Катарина. Помимо того, что юг Бразилии отличается климатическими условиями, и зимой у них действительно холодно, там живут люди удивительной культуры. Зовут их гаушос. В испаноговорящих странах и у нас они больше известны как гаучо. Традиционный образ гаушо, бразильского ковбоя, сопровождается и элегантным кубком, сделанным из местной тыквы, наполненный терпким горячим напитком. Кстати, в заголовке на случайно стоит “Tchê” – если услышите это междометие от бразильца, знайте, он точно с юга страны.
Для приготовления этого чая используется специальное растение. Научное название - Ilex paraguariensis, русский аналог – падуб парагвайский. В его химический состав входит, в том числе, кофеин, который и придает ему высокие тонизирующие свойства. Так что мои друзья-студенты особенно часто обращались к этому напитку во время сессии.
Есть два способа заваривать этот чай: горчий, шимаррау (от порт. “chimarrão”), и холодный, терере (от порт. “tereré”). На юге Бразилии в Аргентине и Парагвае предпочитают пить шимарау. Кстати, не стоит забывать, что в южной части Бразилии зимой бывает действительно холодно. В отличие от жителей Рио и Сан-Пауло, у которых 20С выше нуля – это дремучая зима, гаушос действительно приходится утепляться посильнее. Те же, кто привык жить в более теплых регионах страны, как правило, пьют терере.
В зависимости от способа заварки используются и различные сосуды. Кстати, индейское “mati” означает сосуд, сделанный из тыквы. Для шимаррау, которое в Бразилии является синонимом мате, предпочтительнее использовать сосуд под неприличным русскому уху названием «куйа» (от порт. “cuia”), который изготавливается из тыквы-горлянки. В России его ещё часто называют калебас или калабас. Эти сосуды бывают разных размеров, видов и форм. Если зайдёте в традиционный магазин на юге Бразилии, глаза начнут разбегаться. Особенно меня поразило разнообразие на рынке (Mercado publico) в городе Порту-Алегри, штат Рио-Гранде-ду-Сул. Сосуды с изображениями лошадей, гаушос, гаушос верхом на лошадях, герба Рио-Гранде-ду-Сул и ещё тысячи традиционных рисунков. Килограммы травы мате разного помола, с разными названиями. В этом мне только предстоит разобраться.

Холодный же мате, или терере, заваривается в кубке, который называется гуампа, сделанном из рога быка. Чем-то напоминает кавказские традиции, согласитесь. Только в Бразилии из него пьют чай.

Трава для заварки обычно различается только степенью помола: для шимаррау – мелкие листья, почти растёртые в пыль, для терере – покрупнее.

Чтобы пить чай из калебаса, используют специальную металлическую трубочку, которую в Бразилии называют «бомба» или «бомбилья». В испаноговорящих странах, насколько мне известно, используется только последнее слово.
Я не буду углубляться в дебри истории и подробнее остановлюсь на традициях. Как рассказывали мне друзья-гаушос, этот чай пьют в компании. Традиция чем-то схожа с «трубкой мира». Чай заваривает глава семьи, либо хозяин или хозяйка дома, в котором принимают гостей. Первым его пьет именно он, оказывая тем самым услугу всем присутствующим, потому что первый мате – всегда самый горький. Когда чай заканчивается, из термоса добавляется горячая вода, и кубок передаётся дальше. К слову, о воде. Рекомендуется заваривать мате при температуре 75-80 градусов. Но есть и те, кто любит погорячее. Чем большее количество раз мате заваривается, тем лучше он становится. Таким образом, передавая кубок по кругу, мы символически передаём следующему в очереди только самое лучшее. Кстати, ходят слухи, что шимаррау вызывает рак горла. Но гаушос над этим только смеются и продолжают наслаждаться любимым напитком.
Мате пьют не только в кругу родных и друзей, но и в одиночку. На пляже, дома, сидя на веранде, качаясь в гамаке. На прогулке. Где угодно. Как рассказал мне мой хороший друг из Порту-Алегри, мальчик становится мужчиной, когда он в одиночестве пьет мате и размышляет о жизни. Одним из самых популярных традиционных символов является именно мужчина-гаушо, сидящий с мате в руках и устремляющий задумчивый взгляд в бесконечность.

Я могла бы ещё многое рассказать об этих традициях. Например, о том, как на юге даже используют специальные сумки, чтобы брать термос и куйу с собой, как покупают специальные крышечки на кубок, чтобы траву не раздувало ветром. Для гаушос мате – это не просто традиция, а образ жизни. И я рада, что мне удалось привезти его частичку с собой в Москву. Так как у нас траву мате бразильского производства не найдешь, запасы приходится расходовать экономно. Но это и не сложно. В большом и суетном городе бывает не так-то просто остановиться и задуматься о жизни.

P.S
Ддля тех, кто владеет португальским - 10 шутливых правил употребления шимаррау (“Os 10 Mandamentos do Chimarrão”)
Постараюсь их перевести в какой-то момент. Это того стоит

Мои первые впечатления о традиционном напитке юга Бразилии были смешанные: необычно и горько. Казалось бы, чай и чай, что тут ещё скажешь. Но чем больше я общалась со своими зажигательными латиноамериканскими друзьями, тем сильнее осознавала, что это не просто чай. Это неотъемлемая часть их жизни, наследие и традиции.
Во время моей поездки в Бразилию два года назад я две недели провела со своими друзьями в штатах Рио-Гранде-ду-Сул и Санта-Катарина. Помимо того, что юг Бразилии отличается климатическими условиями, и зимой у них действительно холодно, там живут люди удивительной культуры. Зовут их гаушос. В испаноговорящих странах и у нас они больше известны как гаучо. Традиционный образ гаушо, бразильского ковбоя, сопровождается и элегантным кубком, сделанным из местной тыквы, наполненный терпким горячим напитком. Кстати, в заголовке на случайно стоит “Tchê” – если услышите это междометие от бразильца, знайте, он точно с юга страны.
Для приготовления этого чая используется специальное растение. Научное название - Ilex paraguariensis, русский аналог – падуб парагвайский. В его химический состав входит, в том числе, кофеин, который и придает ему высокие тонизирующие свойства. Так что мои друзья-студенты особенно часто обращались к этому напитку во время сессии.
Есть два способа заваривать этот чай: горчий, шимаррау (от порт. “chimarrão”), и холодный, терере (от порт. “tereré”). На юге Бразилии в Аргентине и Парагвае предпочитают пить шимарау. Кстати, не стоит забывать, что в южной части Бразилии зимой бывает действительно холодно. В отличие от жителей Рио и Сан-Пауло, у которых 20С выше нуля – это дремучая зима, гаушос действительно приходится утепляться посильнее. Те же, кто привык жить в более теплых регионах страны, как правило, пьют терере.
В зависимости от способа заварки используются и различные сосуды. Кстати, индейское “mati” означает сосуд, сделанный из тыквы. Для шимаррау, которое в Бразилии является синонимом мате, предпочтительнее использовать сосуд под неприличным русскому уху названием «куйа» (от порт. “cuia”), который изготавливается из тыквы-горлянки. В России его ещё часто называют калебас или калабас. Эти сосуды бывают разных размеров, видов и форм. Если зайдёте в традиционный магазин на юге Бразилии, глаза начнут разбегаться. Особенно меня поразило разнообразие на рынке (Mercado publico) в городе Порту-Алегри, штат Рио-Гранде-ду-Сул. Сосуды с изображениями лошадей, гаушос, гаушос верхом на лошадях, герба Рио-Гранде-ду-Сул и ещё тысячи традиционных рисунков. Килограммы травы мате разного помола, с разными названиями. В этом мне только предстоит разобраться.

Холодный же мате, или терере, заваривается в кубке, который называется гуампа, сделанном из рога быка. Чем-то напоминает кавказские традиции, согласитесь. Только в Бразилии из него пьют чай.

Трава для заварки обычно различается только степенью помола: для шимаррау – мелкие листья, почти растёртые в пыль, для терере – покрупнее.

Чтобы пить чай из калебаса, используют специальную металлическую трубочку, которую в Бразилии называют «бомба» или «бомбилья». В испаноговорящих странах, насколько мне известно, используется только последнее слово.
Я не буду углубляться в дебри истории и подробнее остановлюсь на традициях. Как рассказывали мне друзья-гаушос, этот чай пьют в компании. Традиция чем-то схожа с «трубкой мира». Чай заваривает глава семьи, либо хозяин или хозяйка дома, в котором принимают гостей. Первым его пьет именно он, оказывая тем самым услугу всем присутствующим, потому что первый мате – всегда самый горький. Когда чай заканчивается, из термоса добавляется горячая вода, и кубок передаётся дальше. К слову, о воде. Рекомендуется заваривать мате при температуре 75-80 градусов. Но есть и те, кто любит погорячее. Чем большее количество раз мате заваривается, тем лучше он становится. Таким образом, передавая кубок по кругу, мы символически передаём следующему в очереди только самое лучшее. Кстати, ходят слухи, что шимаррау вызывает рак горла. Но гаушос над этим только смеются и продолжают наслаждаться любимым напитком.
Мате пьют не только в кругу родных и друзей, но и в одиночку. На пляже, дома, сидя на веранде, качаясь в гамаке. На прогулке. Где угодно. Как рассказал мне мой хороший друг из Порту-Алегри, мальчик становится мужчиной, когда он в одиночестве пьет мате и размышляет о жизни. Одним из самых популярных традиционных символов является именно мужчина-гаушо, сидящий с мате в руках и устремляющий задумчивый взгляд в бесконечность.

Я могла бы ещё многое рассказать об этих традициях. Например, о том, как на юге даже используют специальные сумки, чтобы брать термос и куйу с собой, как покупают специальные крышечки на кубок, чтобы траву не раздувало ветром. Для гаушос мате – это не просто традиция, а образ жизни. И я рада, что мне удалось привезти его частичку с собой в Москву. Так как у нас траву мате бразильского производства не найдешь, запасы приходится расходовать экономно. Но это и не сложно. В большом и суетном городе бывает не так-то просто остановиться и задуматься о жизни.

P.S
Ддля тех, кто владеет португальским - 10 шутливых правил употребления шимаррау (“Os 10 Mandamentos do Chimarrão”)
Постараюсь их перевести в какой-то момент. Это того стоит
Читайте также