Через Снег ко льдам Северного Ледовитого океана. Часть I



Кто не был - тот будет!
Кто был - не забудет!

Однажды в студеную зимнюю пору...
Был несильный мороз...
А не попробовать ли нам настоящий мороз? - задали мы себе вопрос. Может быть, тогда еще увидим и настоящий снег?! Уж больно этот самый снег в Петербурге похож на осадки.
А где еще может быть Настоящий Снег как не на берегу Северного Ледовитого Океана?



Прошлогодняя экспедиция на Ямбург дала нам основания полагать, что Север настроен к нам более благожелательно, чем к лейтенанту Седову...100 лет назад... Тем более, что сам Седов пытался покорить Север 3 долгих года…...

Так была снаряжена 2я Заполярная Мотоэкспедиция "Только на Север!"
10 экипажей. 12 человек из 8 городов страны рискнули попробовать Север изнутри, окунуться в белое безмолвие тундры на мотоциклах.
Маршрут определился просто - зимник от Нового Уренгоя до Воркуты и далее до Сыктывкара всего один и пролегает через Надым, Салехард, Лабытнанги, Харп, Полярный (110 км), озеро Естото, Воркута, Байдарацкая губа, Сейда, Сивая маска, Инта, Печоры, Ухта, Сыктывкар.

Почему просто? Да потому, что при всем многообразии выбора в просторах Тундры, люди могут использовать лишь малую толику этого щедрого пространства.

Рельеф, позволяющий ветрам создавать многометровые по высоте и многокилометровые по протяженности снежные заносы, эти самые ветра, сбивающие смельчаков с пути, метели, заметающие следы и надежды в одночасье…реки и ручьи, не останавливающие свои бег даже в 40ка градусные морозы… Все это и определяет те немногие тропы, по котором прокладываются Зимники.
Да не просто лежит сей зимник на дороге, а проложен в снежной тундре, крадется по горам Полярного Урала, вьется по лентам северных рек и речушек, имеющих звучные названия Айваседапур, Антипаёта-Яха, Варкасылькы, Танью, Нелкаёган, Ванктывис, Ламбеёган. Все названия рек и озер на Севере переводятся и имеют свое значение. Нгарка-Пыряяха - Большая щучья река, Хальмеръяха - Река смерти, гиблая река, Нумто - озеро Небесного Бога, Сармикъяха - Волчья река и др.

Народ, населяющий сей суровый край, делит эти самые Зимники на 3и категории.
Зимник обслуживаемый- где отдельные сознательные организации, в силу своей заинтересованности или по велению Сверху, прилагают множество сил и стараний для того,чтобы проложить,а затем чистить и обслуживать Дорогу, с помощью огромных тракторов и механизмов весом в 60-90 тонн!!! (так называемые 9ки и 6ки- трактора, сильно напоминающие танки или затаившихся трансформеров). Это высшая категория Зимника, позволяющая, если нет природных катаклизмов, местами двигаться по нему со скоростью под 100км/час (Новый Уренгой- Надым, часть пути до Салехарда от Надыма).

Зимник необслуживаемый - когда по нужде необходимой народонаселение суровых мест испытывает непреодолимое желание посетить заброшенные уголки нашей родины,совершенно не приспособленные для посещения по суше летом.
И тогда на разных, в основном, больших и красивых, 3х осных, со всеми блокировками, тягачах, люди пускаются в путь, их становиться все больше и больше…и в конце концов их следы в тундре приобретают характер дороги.

Однако такой зимник может вывести как к поселку или городку, так и к карьеру или к зимовью, но не обязательно к вашему пункту назначения. Скорость передвижения по ним приближается к 30 км/ч, в силу несовершенства конструкции наших транспортных средств (часть пути от Харпа до Полярного Урала).
Здесь вы легко можете остановиться перед полноводным ручьем или снежной отрыжкой недавно прошедшей пурги. И тогда ваша дорога начинает вести вас обратно к месту старта. Иногда ко второму типу можно отнести Колею - так называют дорогу технологического транспорта вдоль Трубы.

И третий путь - просто Зимник - часть суши, которая волею судеб попала под взгляд сумасшедшего, алчущего приключений авантюриста или сильно озадаченного какой-либо проблемой в отдаленном городке водителя любого транспорта. Будь то трактор, Урал-многоколесник, Камаз или вездеход.
Сие направление неведомо и по состоянию может отличаться от Дороги как Эйфелева башня от детской пирамидки. И она может привести вас куда угодно, совершенно не заботясь о ваших целях и маршрутах.

Что характерно, все три вида направления движения помечены каким-либо знаком, столбиками, вешками, спиленными столбами, брошенными автомобилями или крестами…(большая часть маршрута Харп-Полярный Урал-Воркута).
Все эти опознавательные знаки часто являются, по сути своей, лишь указателями, что здесь когда-либо были люди. Но они формируют вашу уверенность в правильности выбранного пути, пусть часто приводящего в дебри тундровые.



Беглый взгляд на карту, позволял самонадеянно мерить дорогу километрами и литрами топлива.....

При опросе местного населения, при возникновении пауз недоумения, переходивших нередко в ступор, картина экспедиции проявлялась в сочных тонах белого цвета.
Это даже были не тона, а яркие, насыщенные цвета Белого!

Кто-то крутил пальцем у виска, кто-то качал головой, некоторые смеялись в голос, а единицы сжимали губы, хмурили брови и емко жали руку.
Так в древности рассказывали про тридевятое царство, тридесятое государство. Но до него, как вы помните, добры молодцы добирались то на сером волке, то на коньке-горбунке, то с помощью волшебного клубочка… У нас же были лишь мотоциклы, плюс самоуверенность первопроходцев.

Достоверную информацию приходилось собирать по крупицам и только у очевидцев, нет, скорее, у проходимцев, что касались этих мест лично.
Это наша страна! И, что характерно, мы думали, а многие и сейчас думают, что сухопутные дороги есть везде и всем доступны. Ан нет! Есть места на Севере и даже города, куда на автомобиле, а уж на мотоцикле и подавно, не доехать без изрядного авантюризма, смелости и силы.
Людей, что топтали снег на Полярном Урале, немного. Часть из них тянет Трубу ( так говорят местные), часть пытается узнать себя через эти дороги, но большинство просто там живет!

Нам вызвались помочь и сопроводить до Воркуты ребята из джип-клуба города Надым, которых организовал и возглавил Дмитрий. Под его начало встали два Уазика, водители которых думали, что они подготовлены для жесткого рейда по тундре, наивные ямальские юноши. Позже были учтены погрешности конструкции.

Встреча, устроенная Анатолием (Лютым) в Н.Уренгое, походила на отвальную. А проводы в дорогу, устроенные администрацией города, вкупе с подготовкой и участием Газпром добыча Уренгой, ставили нас в тупик. Кто эти смелые парни?! Зачем мы, рисковые Ребята, встали на этот путь?! Да и что мы такое решили сделать, значимое для Страны и для этих людей, которые уделяют нам столько внимания и заботы.

Итак, напутственные слова и движения обитательниц легендарного клуба "Жара". Последние штрихи на мотоциклах. Пробы строганины и оленины. Знакомство с местными гастарбайтерами (Уфа, Ижевск, Пермь).

Попытка определить на глаз эффективность гусеничного вездехода из Оки, но с мотором от Нивы…созерцание все еще действующих бараков на фоне цветных красивых домиков Газпрома…
Десятки работающих круглосуточно, даже на стоянке, машин…. Отсутствие Интернета МТС… Посещение большой мечети…Таким запомнился Новый Уренгой…
Может быть, еще удивила обычная история девчонок, приехавших на Север за обещанными длинными тыщами и получившими, по итогу, за 2а месяца 8000 руб, но надеющихся еще выбить по паре тысяч у владельца заправок, машин и гостиниц…все как у нас, на Большой Земле, только вот там мороз за -40 и солнце путешествует по небу всего 6 месяцев в году…

Бравурные марши, теплые слова, аплодисменты и мы передвигаемся в сторону Надыма, по прекрасному обслуживаемому зимнику, красивой колонной, на скорости более 60км/ч.


2.



Жидкий лес вдоль отсыпки наводит мысли на непростоту существования даже для неприхотливых елей. Снег укрывает их по пояс, позволяя корням пребывать в вечной мерзлоте и ощущать невеликое тепло скудного солнца макушкой... Преддверие Ямальской тундры... Какую дверь она откроет нам в этот раз?! Солнце сопровождало нас холодным взглядом, то прячась, то появляясь из за облаков, сливающихся с горизонтом.


Табличка - Надым… Еще одна… Снова Надым… Как, опять?! А, это река, на берегах которой и вырос Надым, город нашей первой остановки.

И здесь, и там обнаглевшие куропатки, десятками, тяжело махая крыльями, переваливают через дорогу белыми комочками. Однако не мы разбудили их стремление почувствовать себя птицами, а песцы, чью охоту мы прерываем стрекотанием моторчиков наших коников, совершенно не понимающих Зиму.

Ветер треплет металл…пытается выбить нас из седел и колеи…начинается снег…он повсюду…вокруг нас, под нами, над нами, в нас, из нас… удивительное ощущение - мы на мотоциклах плывем в снежной взвеси… местами ветер стихает и тогда можно различить заброшенные мосты страшной 501 стройки…Старыми, вырванными, сломанными зубами они проявляются в деснах лесотундры Ямала… Бездарное хирургическое вмешательство человека не добавляет оптимизма взгляду…

Дорога покладиста и приятна на ощупь. Автэшные колеса, имплантированные в мотоцикл, с радостью и с легким приятным подрагиванием трогают поверхность зимника. Иногда, удивляясь крепкому, накатанному льду, а зачастую находя излишне городским укатанный снег. Широкие обочины намекают на цивилизованный подход к эксплуатации Дороги.
Мы мчимся стройной колонной, петляя среди сильно разреженных, низкорослых елей. Но редкое заселение ими тундры не мешает наслаждаться силой окружающей обстановки. Странной, словно сказочный лес, или даже не лес, а декорация к детским сказкам про просторы обитания кикимор и водяных, вот только спрятавшихся от мороза.

Погрузившись в ощущения, я немного расширил восприятие дороги и чисто геометрически. Немного смещаясь в сторону обочины, колесо коляски мягко прикасается к столь же мягкому, но на глаз плотному, насту обочины… далее все по законам физики - правое колесо становится центром окружности,а мотоцикл описывает дугу вокруг центра….Глубокий снег восторженно принимает нас - меня и мой чудесный мотоцикл - в свои объятия…Да и как ему не радоваться?! Он впервые трогает мотоцикл! Пауза в движении. Снег на визоре. Тишина в ушах. Удаляющиеся друзья в глазах. Плавно заходит над местом падения ворон…Ступор в мыслях.

Живенький осмотр мото. Нежное трогание самого себя. Можно ехать. Как?! Из машины сопровождения выбегают парни, говоря какие то слова про внимательность и осторожность, много слов непечатных… Дружно выталкиваем, вернее, выносим нас из снежной ловушки. Только вперед! Только на Север! Экспедиция продолжается!
И мы въезжаем в Надым!

В переводе с ненецкого существует несколько значений названия города: «нядэй я» — это край, богатый ягелем или — сухое, возвышенное место, на котором растёт луговая трава. Уже в в конце XVI века здесь селились люди, но только в 1967 годy барачный посёлок был выбран в качестве опорной базы для разработки газового месторождения Медвежье.

С 1972 года Надым - город, населениe около 45000, третий по величине в Ямало-Ненецком АО. Интересно, что в самом городе проживает 70% населения Надымского района, немного их там, этих жителей Севера.
Кстати, в 2001 году город Надым получил диплом правительства Российской Федерации III степени во Всероссийском конкурсе на звание «Самый благоустроенный город России среди малых городов». В 2002 году Надым признан «Самым благоустроенным городом России» за хорошую работу в развитии городского хозяйства. Также Надым — обладатель сертификата в номинации «Лучший город Российской Федерации по экономическим показателям финансового развития в 2003 году» в категории малых городов Всероссийского конкурса «Золотой рубль» по Уральскому федеральному округу. Более того, во Вселенной светит «Надым-2005» — Голубая звезда девятой величины в созвездии Рыб.

Возле стелы на въезде нас встречают девушки в национальных одеждах с северными хлебом-солью - муксуном и морошкой. Вкусно и необычно! Несколько теплых слов, передача семян сибирской северной сосны населению и мы с почетным эскортом движемся по городу, современному и приятному на первый взгляд. Игори из РГО с помощью администрации прячут наши мотоциклы в теплый гараж, а наши тела - в гостиницу.

Однако программа встречи гостей надымской земли только начинается. Посещение музея, чаепитие в чуме, встреча с молодежью и приятный вечер в гараже, где мы привели в порядок мотоциклы и немного попробовали чистого спирта.
Удивительно читать в трудовой книжке у хантейки, радушно зазвавшей нас в чум, профессию - работница чума , а на месте прописки (регистрации) видеть - ямальская тундра.



На самом деле в Чуме - по коми-зырянски он называется `чом`, по- ненецки - `мя`, по-хантыйски `нюки хот - происходит все, и жизнь, и смерть. В чуме проживает, как правило, две семьи. В центре - печь. В передней части чума, которая называется `водь пом`, у каждой семьи находится низкий деревянный стол, во время приема пищи он выдвигается на середину.
В специальных ящиках `кудах` находится домашняя утварь. Вокруг стола ставятся приспособления, используемые вместо стульев. У хозяйки чума это специально изготовленный короб `куд`, необходимый для хранения рукоделия, мелких предметов.
По обеим сторонам печи укладывают по две-три доски, служащие в чуме полом `лата`. Дальше от печи кладут циновки, сплетенные с помощью веревок из березовых прутьев или из сухих стеблей травы `ньор`. На них расстилают оленьи шкуры, постель. В дневное время все это сворачивают и сверху кладут подушки с цветными наволочками. В ночное время постель разворачивают и опускают ситцевый полог `балаган`.
Меховая одежда и обувь требует тщательного ухода и хранится у входа `сеюку`. Для сушки обуви существуют специальные приспособления, которые привязываются к шестам в задней части чума `сёр`. Чтобы постоянно обогревать своё жилище, хозяевам необходимо большое количество дров `пес`. Их заготавливают заранее, заносят в чум и складывают возле выхода. Этим занимаются и взрослые, и дети. Чтобы развести огонь, с вечера заготавливают лучины и стружки `чаклин`. Утром сухие дрова и лучины позволят быстро согреть жилище и вскипятить чай.
Интересно происходит уборка территории, где расположен чум! Его просто переставляют на другое место! Очень удобно!

Позабавили загадки и народные приметы. Например - по одному отверстию войдёт, по трём местам выйдет (а всего-то человек в малице). Или вот - из норки лисичка выползает (сопли). Но мне понравилась- голова деревянная, в голове две дырки (игрушка- жжужалка).
А вот характерные приметы, мне нравится про нытиков, которые постоянно жалуются на нехватку пищи и прибедняются, говорят: "Нужда их ждет в ином мире, никто и никогда не будет приходить на могилу этого человека. Невольно он будет забыт навечно".
Не мучай зверя, животного, насекомого – тебя могут постигнуть страшные мучения.
Не кидай камни, комья земли или снега в реку, озеро, водоём – ты ослепишь жителя подводного мира и сам ослепнешь.
Не учись сквернословить – плохие слова на твоём языке оставляют запахи зловония.
Собственный язык может тебя возвысить, спасти в несчастье, сделать виноватым или оправдать.
Злые языки рождают слова, похожие на нож с двумя лезвиями.

Интересно, но многих представителей коренных народов зовут просто- Васями-Петями-Ванями… Ho родившимся детям дают три имени: первое – детское, нарочито уродливое – кривой, косой и т.п., чтобы отпугивать злых духов. Второе – священное, хранящееся в тайне. А третье – обычное русское – Вася, Петя, Коля.

Слушаем прогноз…Завтра - метель… Зимник - рабочий… Расстояние - небольшое…Самоуверенности - выше головы… Решаем - проскочим!
Прислушиваемся к мнению местных и ….делаем по-своему - едем! Всего-то 290…или около того…

3.



Дорога часто бежит вдоль железки, то старой - той самой 501 стройки - то вдоль нового полотна, насыпи. 501 стройка… Мертвая дорога… Дорога на костях… Она же - Трансполярная магистраль.

Железная дорога Чум-Салехард-Игарка, в силу секретности, получила номер 501 от Чума и 503 от Игарки. Была попытка строить их навстречу друг другу.
Это самая грандиозная стройка ГУЛАГа, около 100 000 заключенных одновременно работало на ней. Зачем ее начали строить, никто так толком и не смог объяснить до сих пор…То ли глобальные стратегические интересы, не открытые для оглашения, то ли просчеты в анализе развития страны, то ли дурь руководителей того времени, то ли эффективное и эффектное по своей жестокости решение занять десятки тысяч осужденных по политическим статьям…всем догадкам есть как подтверждение,так и опровержение.
Строили долго, коряво, в никуда, технически бездарно и близко к саботажу. Но рапортовали бодро, успешно.

То, что видно сейчас, подтверждает отсутствие каких-либо изысканий в мерзлоте и основательной геологоразведки. Хочется верить, что это просчеты на местах, а не генеральная линия страны, продолжающаяся гнуться и по сей день как уложенные 60 лет назад рельсы всех мастей и калибров.
На маршруте встречаются рельсы, изготовленные в 1884 году, рельсы из Ирана, рельсы, состоящие из метровых кусков и мастерски сваренные в 10и метровые пролеты, но так никогда и не ощутившие тяжесть паровозных колес….
Когда задачи поставлены, а цели определены, то начинаются трудовые будни. Вот их-то мы и прочувствовали сполна. Нет, конечно, махать кайлом на свежем воздухе в 50ти градусный мороз страшно трудно, а когда ты знаешь, что так будет 10, 20 лет…то и безнадежно.
Передвижение на мотоцикле, целый день, в 30ти градусный мороз, протаптывание тропы в глубоком снегу, дают только примерное представление о тех страшных трудоднях. Но ощущения врезаются в мозг раскаленным, обжигающим фантазию свинцовым осознанием жестокости бытия…
Что это за люди не сломались здесь, не утратили веру и смогли жить в больной стране дальше?!

Остановка. Ветер. Мороз. Солнце...только вот на воротах лагеря у разъезда Щучье оно деревянное... Страна Деревянного Солнца - так заключенные называли часть СССР, где они строили светлое, но не для них, будущее… Солнца, сколоченного на лагерных воротах из досок.
"Белая кость и черная смерть" прозвали местные жители лагерь, посещенный нами по пути. Странное аллегорическое название присвоено лагерю за особенность компоновки - он поделен на две части, административную и зековскую. Это один и наиболее сохранившийся лагерь из 200…каждые 10-15км дороги отмечены огороженным колючей проволокой прямоугольником, 500 на 600 метров.
И в каждом были бараки, собственная кухня, карцер, кладбище, клуб, вышки… Нары шириной в 70 и длиной в 140 см, 100 литровые чугунные котлы для приготовления пищи, печки из бочек…населяют сейчас эти строения. Все полуразрушено и заброшено… Как и все прошлое в нашей стране. Как будто не было этой страшной истории, как будто не гибли тысячи людей, как будто и не было Страны Деревянного Солнца...

Местами сохранившейся периметр из колючей проволоки и вышек подкашивает колени и заставляют опускать голову, словно для того, чтобы не оступиться в глубоком снегу, но это непонимание и ужас происходящего сковывает льдом чувства.

Барак - длинная деревянная постройка, обмазанная, заштукатуренная изнутри, разделенная на две части. В каждой половине около 50 человек. В бараках все время какие-то звуки…То скрипят доски, то звякает железо, то кто-то просит закурить, а здесь, у ржавой бочки, некогда бывшей печью, меня попросили подвинуться к погасшему 60 лет назад очагу…

Что здесь было на самом деле? Проходя среди остатков некогда огромной стройки, ставшей кладбищем, стыдишься даже подогрева визора шлема, не говоря уже о сникерсе в кармане…

Заходим в карцер. Снимаем подшлемники… На стене вместо цветов оставляем сигареты, ведь кто-то же просил уступить место у погасшего очага!..
Но никому нет дела до Памятника Эпохи.
Все-тлен…все-суета...



Выпив без тоста, мы двигаемся дальше. Снег, подъемы, разрушенные пути, снег, речки, мостики, снег…

И тут мы все прочувствовали коварство снежной тундры. Вроде светло, вроде зрение неплохое, вроде скорость уверенна, вроде все под контролем… Но то тут, то там попадешь в ямы, определяемые потряхиванием, тормозишь на ровном месте…
Что происходит с мозгом? Зрением? Снег и его отражение съели одно из измерений и мы движемся в 2D! Дальномер не работает и рельеф дороги исчез! Оранжевый визор помогает, но лишь немного.
Бойся самого себя, ибо никогда не узнaешь, какой ты в Дороге, пока не выйдешь на нее…

На этом участке зимника достоинство подключаемого привода коляски и пониженные 5 передач были оценены мною не в полной мере… Пока не началась метель!

Чуть стемнело, северные ветра принесли снег. Они несли его сверху, снизу, сбоку, опять снизу, опять сверху, опять сбоку. Начались переметы. Это такие снежные холмики, через которые даже многоскоростные полноприводные мотоциклы крайне неохотно крадутся вперед без помощи товарищей или Уазиков с хоботами сзади (трос для буксировки).
А уж как неохотно шоферы этих мотоциклов поднимают стекла шлемов и снимают рукавицы на морозе в -27 и ветре в 30м/с!

Ситуация стала развиваться по критическому сценарию. Останавливаться нельзя, но и двигаться в метели и ночи становилось излишне неприятным и трудным. Но становиться лагерем представлялось еще менее возможным.

Мы выбирали движение. Пока видимость дороги и трек навигатора позволяли изображать перемещение вперед, мы ехали. Несколько встречных грузовиков обнадежили и придали уверенности в правильности решения.
Всю ночь нас проверял Зимник. Всю ночь мы боролись со слабостью характера и глубоким снегом.



К утру мы были на отсыпке… в 30 км от Салехарда (настоящая дорога уже есть до Аксарки).