Читаем наскальную живопись

Большинство путешественников, посещая места с наскальной живописью скорее всего либо скользнут взглядом по рисункам, либо присмотрятся повнимательнее, скажут что-то вроде «Вау», «Ну, круто» и пройдут дальше. Кто-то попробует разглядеть детали, но так как многие изображения довольно нечетки, иногда сюрреалистичны и графически примитивны, ломание головы над «примитивизмом», не будучи профессором или специалистом, покажется пустой тратой времени.
Но даже не будучи специалистом, можно попробовать прочесть и, возможно, интерпретировать рисунки, если учесть несколько аспектов.

Во-первых, смотрим на ландшафт: рисунки/петроглифы могут быть расположены в пещерах, пещеры – прекрасное естественное укрытие, известное древним людям. Самые известные: целые системы пещер с рисунками во Франции – Ласко, Монтескье-Аванте, Испания – Альтамира, также представлены практически по всей Африке - колыбели человечества; в Скандинавии, судя по количеству находок, тоже было много людей с художественным зудом.

Это может быть просто гладкая скальная поверхность, прямо холст, тут важно осмотреть окрестности, зачастую такие места расположены на достаточно хорошем возвышении, с хорошей перспективой окружающих территорий - прекрасный обзор для охотников и практически полное отсутствие естественного укрытия от непогоды, значит такое место скорее всего не постоянная стоянка, а стратегически или духовно важное место.

В озерных краях (Финляндия, Норвегия, Кольский полуостров) есть утесы вырастающие прямо из воды рек и озер, с рисунками примерно на высоте человеческого роста от уровня воды. Как они вообще были нарисованы человеком, стоя на лодке? Или на льду?

Во-вторых, обратим внимание на краски, на стиль изображения: вырезанный ли это в скале петроглиф, может он подкрашен краской, или это просто рисунок красками, полихромное изображение, монохромный контур, а может отпечаток ладони. Красный пигмент лучше всего сохраняется, чаще всего для его изготовления использовали охру, иногда измельченный гематит, использовали также и кровь. Кровь, естественно, ассоциируется у нас с культом. Черный пигмент – уголь сохраняется гораздо хуже, так же как соки различных растений, зато при проведении датировки бесценны. Радиоуглеродный анализ, самый пока что точный метод, как вы понимаете, можно провести только при наличии хоть каких-то остатков органики.



А теперь попробуем рассмотреть сами изображения. В Африке встречаются сцены охоты людей на бизонов, антилоп, газелей и даже леопардов, так же видим жирафов и гигантских змей. В Скандинавии, а так же на побережье Онежского озера подобные человечки с луками охотятся на лосей и северных оленей, мамонтов, встречаются всевозможные изображения змей, лодок, рыб…
Но посмотрите на изображения групп охотников: часто это «палка, палка, огуречек, вот и вышел человечек», в руке схематичный лук.
Изображения животных чаще намного более увеличены по сравнению с фигурами охотников, прорисованы мышцы, для объемности изображения используются несколько оттенков охры и разная интенсивность цвета. При этом у столь подробно изображенных животных, явно являющихся центром композиции, могут быть совершенно нехарактерные как бы человеческие черты: части тела, струи краски из носа и рта.




Иногда попадаются довольно странные антропоморфные изображения. То есть более или менее детальное изображение человека со странными подробностями: «антенны» вместо лица или над головой, геометрические изображения внутри тела.

Если попробовать объяснить что же изображено, то тут можно применить несколько подходов:

1) «Что вижу – то пою». То есть древний человек просто изображал себя или увиденные им сцены. Таким образом, это просто изображение будничной жизни древнего охотника и окружающего его мира. Внимание вопрос: сколько животных, на которых в действительности охотился древний человек, страдали рвотой и носовым кровотечением?

2) Предположение о шаманском культе. Очень и очень распространенная теория в разных вариациях. Там где одни видели охотников, другие видят шаманов. Это объясняет наличие полулюдей-полузверей, кровь из носа, рвоту, изображения шаманских атрибутов и много другое. Традиционно, символы ассоциируемые с шаманизмом, также называемые «энтоптическими символами» - спирали, точки, зигзаги, антенны, сетки, различные параллельные линии.



Некоторые ученые исследовали нейрофизиологические механизмы возникновения галлюцинаций как под воздействием психоактивных веществ, так и при сенсорной депривации, мигрени, усталости, гиперконцентрации, стресса, алкогольного опьянения, перенасыщения кислородом, психических расстройств и т.д. и т.п., в частности пытались выяснить какие видения обусловлены «культурным багажом» индивидуума, а какие видения и образы будут общими для всякого человека в трансе, независимо от его культуры, происхождения и проч., в частности изучая практики шаманов Сан в Африке, пытаясь связать это с найденными там же наскальными изображениями. В целом выделяют 2 стадии транса: первая одинаковая для всех: «геометрическая», связанная с визуализаций различных геометрических фигур, а также тоннелей, вихрей, водоворотов; вторая стадия связывается с образами из памяти и их интерпретацией, то есть звери, люди, религиозная тематика. Именно вторая фаза индивидуально обусловлена заложенной культурой и опытом.
При анализе наскальных изображений считают, что шаман уже после транса изображал увиденное и испытанное (например, процесс превращения в животное или змею) на скале или в пещере, порой выполняя в трехмерной манере, в полихромной графике и с учетом неровностей рельефа. Возможно, это в дальнейшем служило местом поклонения, так саамы, например, поклонялись сейдам, так что скала вкупе с изображением являлась как бы чем-то одушевленным, а, возможно, обряд совершался только единожды в каких-то определенных сакральных целях (обращение к духам с конкретной просьбой).

3) Есть еще одна интересная интерпретация. В изображениях мы ведь не видим рыбину или оленя или птицу: мы видим линии и точки, в совокупности напоминающие рыбину, оленя, медведя и т.п. Может ли изображение, например, зигзага, быть не просто свидетельством состояния транса, а иметь какое-то скрытое функциональное значение? Сейчас, увидев что-то подобное, кто-то опознает такой символ как «осторожно, высокое напряжение!», кто-то увидит в нем египетский иероглиф как изображение воды или фонетический звук «н». Ведь даже и символ яблока у кого ассоциируется с яблочным цветом, шарлоткой, компьютером или Нью-Йорком… Таким образом можно предположить, что опознанные символы имели не просто значение, но и какую-то функцию.
Если для полноты картины добавить какие-нибудь сведения о материальных находках (предметы культа в культурном слое у изображения, наконечники стрел, наличие древних стоянок, поселений и проч.), то при правильной интерпретации это даст более полную и интересную картину.
В заключение хочу добавить, что даже для далекого от археологии и истории человека такое наблюдение и собирание деталей, вне зависимости от маршрута и наличия/отсутствия гида делает увиденное в путешествии чуть более увлекательным.

Наслаждайтесь путешествиями и не упускайте мелочи ;)