Дагестан. Ханагский водопад у посёлка Хучни
Предыдущвя история - Дербент
Хучнинский водопад – объект в Дагестане довольно известный. Находится он в горах, поэтому обойти его стороной было бы непростительно. Ведь снова увидеть горы стало для нас с подругой некой потребностью, даже необходимостью, поэтому не раздумывая собрались в деревню Хучни – центр Табасаранского района.
Туда мы ехали на такси – четверо пассажиров и, разумеется, водитель. Снова переговоры с попутчиками дали новые и полезные знания. Красоты за окном долго не было, а потом вдруг показались изумрудные и похожие друг на друга холмы.
Они выплывали поочерёдно и в разных ракурсах. Ни единого кустика, а тем более деревца там не росло, только яркая весенняя трава укрывала их бока. Чистые склоны казались специально выметенными от природного мусора, и даже в это можно было поверить, но холмов оказалось так много, что никто иной, как природа могла создать такую панораму.
Пейзаж показался знакомым, и вспомнила, что подобные холмы есть на филиппинском острове Бохол, а называются они Шоколадными и имеют коричневатый цвет. А у нас тогда пусть будут Мятные холмы! Тоже вкусно!
Когда приехали в Хучни, то встали перед выбором. Куда пойти в первую очередь? В Соборную мечеть XI века с красивым внутренним убранством и подземными ходами, по которым можно даже пройтись, или отправиться на водопад? Подумали, что логичнее было идти сначала на водопад, потому как до него два километра, а если останется время, то зайти при возвращении в мечеть. Наши попутчики показали нужное направление, а водитель разъяснил где стоят такси на Дербент и как удобнее вернуться в город.
Почему Хучнинский водопад называется ещё Ханагским? Потому что расположен на реке Ханаг, а само село Хучни табасаранцы называют Хушни. Находится водопад в предгорном перелеске с колючим кустарником, и мы туда пошли по пыльной лесной дороге. Какое-то время ещё тянулись по правую сторону окраинные дома, а потом и они закончились. Густая поросль барбариса, кизила, мушмулы и боярышника непроходимой чащей поднималась справа и уходила в гору. А тут навстречу полицейская машина и прямо наперерез. Встала перед нами. Из кабины показались два бравых полицейских с оружием.
- А что? Мы что-нибудь нарушили?
- Конечно, нарушили. Почему одни? – и отвезли нас к водопаду, предварительно убрав автоматы с заднего сиденья. По дороге так познакомились, что даже общие друзья нашлись в Астрахани. Тут опять нам дали номера телефонов, чтобы звонили в случае происшествия или необходимости. Довезли до самого входа, там мы благодарно распрощались.
Ну, ладно. Теперь про водопад!
В первый момент водопад производит сильнейшее впечатление до состояния "Ах!" К нему надо привыкнуть, налюбоваться, полазить по мокрым камням, а если получится, то искупаться в маленьком озере под ним. После того можно обойти округу.
Нужно взобраться на каменный мостик над речкой Ханаг и увидеть водопад с тридцатиметровой высоты. Вокруг него зелёные поляны. Там можно устроить пикник и даже заночевать в палатке.
А можно не возиться с шашлыком, а прекрасно недорого пообедать в аккуратном и уютном ресторанчике. Именно так мы и сделали с Натальей. А в конце обеда нам принесли чайник с чаем, кусковой сахар полагался впридачу. В Дагестане пока ещё кусковой сахар можно купить, его когда-то любил мой дедушка и громко колол голубовато-белые куски за чайным столом.
Кроме нас у водопада была группа из восьми человек от махачкалинского турагентства «Тим-тур» во главе с гидом Гасаном. Пока я изучала горную речку, моя Наталья «обворожила» Гасана, и тот предложил поехать вместе с его группой в Дербент, места свободные у них в микроавтобусе есть, а Дербент лежит на их пути. Возвращаться в Хучни и ждать такси – история долгая, даже утомительная. Как было не согласиться? Хотя в Соборную мечеть войти хотелось. А тут смотрим, один из двоих полицейских идёт прямо к нам, да ещё с автоматом наперевес. Оказалось, что автомат носить по службе положено, а нас он нашёл, чтобы вручить ещё один номер телефона своего знакомого, которому он уже позвонил и тот согласился забрать нас в Дербент. Вот радость то! Все хотят нас везти! Но мы уже отдали своё согласие Гасану, а первое слово дороже второго. Оговорили время сбора, Наталья сфотографировалась на память с полицейским, а потом пошли в лес над водопадом.
По пути остановились над мощным каскадом. Он срывался вниз с многометровой высоты и пролетал несколько ступеней. Он шумел и бился о камни, подпрыгивал, заканчиваясь внизу красивым озером. Ограждение из колючей проволоки никого не могло остановить, поэтому через него был вытоптан сотнями ног подход к крутому спуску реки.
Когда поднялись на высокий берег, то кроме ягодных кустов там рос фундук. Орешник только что зазеленел, а по осени тут орехов будет видимо-невидимо. А сколько там было цветов и знакомых мне трав из детства, когда я ещё жила в средней полосе России! Там цвела земляника и шиповник, уже прошло более тридцати лет, как я видела это в последний раз.
Мы с Натальей фотографировали траву, деревья и разные колючки, мне они казались лучше мексиканских кактусов и напоминали милую родину, на которой уже никого не осталось из близких.
Время так быстро бежало, что обратно мы торопились спуститься вовремя и успели. Быстро прошли мимо гостиничного комплекса и нашего ресторана, а там уже группа Гасана в сборе. Всю дорогу до Дербента мы шумно обсуждали тему водопада, но я была самая хитрая и держала наготове фотоаппарат, чтобы не пропустить Мятные холмы. Как только они появились, моя камера заработала пулемётной очередью, а с результатом я разобралась уже дома.
Высадили нас у городского тоннеля в Дербенте, и после обязательного прощания мы успели ещё раз побывать в крепости Нарын-Кала, а потом поужинать уже в знакомом кафе. На следующий день мы покидали Дагестан. В два часа дня выехали к себе в Астрахань.
Недельный майский тур по Дагестану оставил след не только в написанных очерках и красивых фотографиях, он оставил след в моей памяти и тепло в сердце. В это время в республике наполняются горные реки, цветут сады, распускаются маки и лесные цветы, пробуждаются горы и долы, а приятная прохлада создаёт полный комфорт для тела. Но главная ценность Дагестана – это его люди. Они источали доброжелательность, помогали при каждом случае, они сослужили нам не одну добрую службу, ничего не требуя взамен.