Дарьяльское ущелье и храм Гергетис Цминда Самеба
Ранним утром выехали из Владикавказа по направлению к Грузии. Нас ждал малюсенький населенный пункт в Северной Осетии - Верхний Ларс. О нем мало кто-бы знал, да с развалом СССР тут был построен одноименный КПП - граница России и Грузии. На удивление таможенный контроль прошли быстро. И вот оно красивейшее Дарьяльское ущелье.
Грандиозный
природный разлом Бокового хребта горной системы Большой Кавказ, по дну которого мчится Терек, поражает своей красотой. Конечно, самолетом долететь в Тбилиси быстрее, но разве можно лишить себя удовольствия увидеть красоту Дарьяла. "Дариали" - так называется КПП со стороны Грузии. "Дар-и-ал" означает "Врата Аланов". Самое узкое место находится как раз между российским КПП «Верхний Ларс» и грузинским «Дариали». Нейтральная полоса между пропускными пунктами составляет 3,5 км. Промчались быстро, останавливаться и выходить из машины нельзя. Только скалы мелькали, да Терек шумел. А когда-то этой красотой любовались Пушкин, Чехов, Лермонтов и Грибоедов. Лермонтовский Демон тут летал:
И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал:
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял,
И, глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище змея,
Вился излучистый Дарьял,
И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребте,
Ревел…
И немало строк об этом ущелье оставил А.С. Пушкин в своих путевых заметках 1829 года.
Пушкин настолько был очарован Дарьяльским ущельем, что хотел постоянно иметь его изображение перед глазами. Он попросил художника Н. Г. Чернецова выполнить акварель "Вид Дариала, взятый с дороги, ведущей из Тифлиса во Владикавказ". Эта акварель имеет подпись: "Писана была картина для поэта А. С. Пушкина" и поставлена дата: "1830 года сентября 22 дня". Картина же маслом по этому рисунку была подарена Пушкину в 1832 году и висела до конца жизни поэта в его кабинете в последней петербургской квартире на Мойке.
Сразу за КПП на глаза попался храм. Это мужской монастырский комплекс святых Архангелов Михаила и Гавриила. В простонародье его называют Дарьяльским храмом. Считается, что он символизирует единство между Россией и Грузией, так как стоит практически на границе двух стран. Это новодел. Началось строительство в 2005, а первая служба прошла в 2011.
Протяженность ущелья 12 км, поэтому совсем скоро мы подъехали к поселку Степанцминда (прежнее название Казбеги), где и заканчивается Дарьяльское ущелье.
Расположен поселок к востоку от горной вершины Казбек. Из этого поселка альпинисты начинают восхождение на пятитысячник. А мы на нашем внедорожнике помчались на высоту 2170 метров горы Гергети к Троицкой церкви, которая стоит среди горных вершин, как раз напротив Казбека..
Конечно, путь к Богу нелегок и паломники преодолевают его пешком. На простом авто не подъехать, нам повезло - у нас был внедорожник.
К слову сказать, одно время из поселка была протянута канатная дорога. Но потом убрали, иначе смысл терялся: ведь путь к Богу непрост и тернист.
Святая Троица, а по-грузински Цминда Самеба - храм, относящийся к монастырю, как будто парит в воздухе. Виден снизу. Весь был в облаках. Даже выше облаков! Этим ранним утром нам не очень повезло с погодой. Накрапывал дождь, было хмуро и холодно. Зато повезло, что туристов не было, и мы небольшой крутой участок в гору, преодолевали своей небольшой группой из 5 человек. Ах, нет! Ещё один монах встретился нам на малюсенькой территории монастыря.
Храм древний. Построен в 14 веке и славится тем, что тут в 18 веке прятали святыни не только привезенные из древней столицы Мцхеты, но и всей Грузии. В частности, здесь хранился крест святой Нины, проповедовавшей в Грузии христианство (с 1802 года крест хранится в тифлисском Сионском кафедральном соборе). Много вражеских нашествий претерпевала Грузия, и церковные реликвии надо было сохранять.
Есть здесь и колокольня. Снимать храм во всем величие непросто. Очень маленькая территория, и отойти, чтоб был хороший обзор храма и колокольни, некуда. Для это надо взобраться на соседнюю гору.
Стены церкви украшены барельефами с различными орнаментами. Интересно было все рассмотреть.
В храм ведет металлическая дверь с кольцами, внутри темно, фото не сделать. Окна узкие, а электричества нет.
Здесь есть источник. От жажды не погибнуть. Но нам он не понадобился, хотелось горячего чаю и позавтракать. Однако, спешить тоже не хотелось, и не обращая на дождь внииание, любовались горным пейзажем: туманным, мрачным и таинственным. Как тут не вспомнить лермонтовского Демона?
Внизу открывался вид на Степанцминду.
В хорошую погоду Казбек, как на ладони, но мы, увы, не увидели.
Со словами
Господи! Милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков! Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои - бездна великая! (Псалом 35)
мы стали спускаться с горы Гергети вниз, к нашей машине. Да, храм ещё называют Гергетис Цминда Самеба по названию горы, на которой он стоит.