Дом 302 бис или нехорошая квартира
Холодной осенью двадцать первого года Михаил Афанасьевич прибывает в Москву, чтобы остаться здесь навсегда. Но в Москве надо где-то жить. Пресловутый квартирный вопрос с этого момента станет головной болью писателя до конца жизни, но сейчас ему повезло: Булгакова смог поселить у себя муж его сестры – Андрей Земский, счастливый обладатель комнаты в коммуналке. Сам же Земский вскоре уехал в Киев, так что комната осталась в полном распоряжении Булгакова и его тогдашней жены, Татьяны Лаппа. Впрочем, это я так просто пишу – осталась в их распоряжении. На самом же деле Булгаков угробил пару-тройку кило нервных клеток, добиваясь в домоуправлении права жить в этой комнате – ну вот не хотели его прописывать, хоть ты тресни. Местные швондеры отстали от Михаила Афанасьевича лишь после того, как за писателя заступилась сама Крупская, которой Булгаков смог пожаловаться на свое бедственное положение.
Таким образом, Булгаков на целых четыре года обосновался в пятидесятой квартире дома номер десять (или, если вам больше по душе реалии «Мастера и Маргариты», номер 302-бис) по Большой Садовой улице. Через несколько лет в этой же квартире поселится шайка Воланда, заблаговременно устранив прочих жильцов, да и спалит дом ко всем чертям. А, может, и не в этой квартире устроится дьявол, а в тридцать четвертой – в нее Булгаков переберется из пятидесятой за полгода до того, как навсегда оставить этот дом. Кто знает? Скорее всего, просто проделал Михаил Афанасьевич свой любимый фокус: смешал в романе две квартиры в одну. Вот и Фагот, встречая Маргариту в этой квартире, что-то толковал ей про квартирные комбинации и пятое измерение...
Но это потом, а сейчас новоиспеченный москвич Булгаков описывает свое положение так:
На Большой Садовой
Стоит дом здоровый.
Живет в доме наш брат –
Организованный пролетариат.
И я затерялся между пролетариатом,
Как какой-нибудь, извините за выражение, атом.
Жаль, некоторых удобств нет,
Например, испорчен ватер-клозет.
С умывальником тоже беда:
Днем он сухой, а ночью из него на пол течет вода.
Питаемся понемножку:
Сахарин и картошка.
Свет электрический – странной марки:
То потухнет, а то опять ни с того, ни с сего разгорится ярко.
Теперь, впрочем, уже несколько дней горит подряд,
И пролетариат очень рад.
За левой стеной женский голос выводит «бедная чайка...»,
А за правой играют на балалайке.
Так что нет ничего удивительного в том, что своих соседей писатель неоднократно выводил в своих книгах (во-первых, не пропадать же таким богатым характерам, а, во-вторых, хоть так на них можно было отыграться!). Сам же осточертевший дом Булгаков раз за разом на тех же страницах сжигал (да, представьте себе, этот дом горел не только в «Мастере и Маргарите»).
Маргарита вернулась...
***
От моих подушек пахнет небылью,
Радостным сбывающимся сном.
В комнате с иссохшеюся мебелью
Вспыхнул порох о тебе, земном.
Бьется в окна шаровою молнией
Память, исчезавшая во мглу.
Облик твой, целованный, намоленный,
Засветился в правильном углу.
Это значит, хоть какой огарочек
От души остался в закромах.
Я готовлю для тебя подарочек,
Принятый в высоких теремах.
Я могла не ждать тебя, отчаяться,
Выгрести надежду из углов…
Дождалась же!
Вот и получается,
Что бывает вечная любовь.
© Мария Ватутина
Ну а все-таки, чтобы не быть голословными: что же за соседи достались Михаилу Афанасьевичу?
Ну, например, в соседней комнате жила проститутка Дуся (ночью клиенты нередко путали двери, и ломились с соответствующими намереньями в комнату Булгакова). Или возьмем комнату напротив – там обитала Анна Горячева (ну, та самая Аннушка, весьма точно описанная в «Мастере и Маргарите»). Ее так и называли – дура с Садовой. А, скажем, рядом с ней проживал некий Василий Иваныч – очень неопрятный мужичонка, вечно ходивший во всем клетчатом (никого он вам не напоминает?). Этот любил веселить соседей игрой на баяне. Часиков эдак в пять утра. Остальных описывать не буду, надоело.
Досуг у этих граждан был тоже вполне себе пролетарский: самогоноварение, пьянки, драки, поножовщина… Булгаков бежит к телефону и вызывает милицию, при первом стуке которой в дверь все буйствующие горошком рассыпаются по комнатам, запираются и сидят как мышки. Торчащий как дурак в гордом одиночестве посреди коридора Булгаков оштрафован за ложный вызов. Ей-богу, тут и взаправду дом подожжешь. Заблаговременно подперев входную дверь снаружи.
Наверняка Михаил Афанасьевич чрезвычайно удивился бы, узнав, что собственными руками сделал этот дом одним из любимейших мест для своих поклонников. Сегодня, пройдя через подворотню в закрытый со всех четырех сторон двор, вы найдете в этом доме аж два булгаковских музея. Правда, дружбы между ними нет; более того, музеи находятся в состоянии холодной войны. Видать, дают о себе знать не выветрившиеся флюиды коммуналки – ведь именно в квартире номер пятьдесят и расположился один из музеев. Второму тоже не слишком повезло в плане флюидов: он занял те комнаты, где в двадцатые годы размещалось жилтоварищество, или домком, или как там назывались эти товарищи, сначала пытавшиеся выгнать Булгакова из дома, а затем, после заступничества Крупской, отыгрывающиеся на нем, промывая мозги на предмет… ну, скажем, того, что он по ночам жжет электрический свет. А как же ему не жечь света, если по ночам он пишет «Белую гвардию»? Днем работает в «Гудке» фельетонистом, а ночью пишет (когда Булгаков спит в 1922-1924 годах, науке неизвестно).
Давайте поговорим немного об этих музеях. Итак, один из них, как было сказано, помещается в нехорошей квартире, описанной в «Мастере и Маргарите». Располагается эта квартира на пятом этаже, поэтому музей называется верхним (трудятся там маститые булгаковеды). Второй (там работает в основном молодежь) поселился в соседнем подъезде, на первом этаже, называется «Булгаковским домом» или просто нижним музеем.
«Верхние» весьма прохладно относятся к «нижним» за излишне романтическое отношение к писателю в ущерб научному подходу к изучению его творчества. У «нижних» душа не лежит к «верхним», наоборот, за излишне научный подход к творчеству писателя, убивающий всю булгаковскую романтику.
Если хотите ощутить эту разницу, загляните в нижний музей, поговорите с его обитателями (язык не поворачивается назвать их канцелярским словом «сотрудники»), посидите в крошечном уютном кафе в глубине музея. И вы поймете, в чем главное преимущество «нижних», с которым «верхние» не могут тягаться: здесь все больны Булгаковым – отчаянно, без надежды на выздоровление, как болен я сам, как заболевает каждый романтик, прочитавший «Мастера и Маргариту». И «нижний» музей – это, пожалуй, даже не столько музей, сколько клуб по интересам. Вернее, по одному, самому главному интересу...
Кстати, еще одна причина холодного отношения «верхних» к «нижним». Она чисто финансовая: удачно расположенный нижний музей просто-напросто отбивает у нехорошей квартиры клиентов. Входит человек во двор – а вот пожалуйте в гостеприимно распахнутые двери под вывеской «Булгаковский дом». Многие вообще не подозревают о наличии в соседнем подъезде еще одного музея.
Пятидесятой квартире конкурировать с молодежью трудно. Собственно, верхний музей может противопоставить нижнему лишь больший научный авторитет. Для большинства клиентов этого маловато, их сердца завоевываются иначе. Вот, к примеру, работать до часу ночи «верхнему» слабо? Да еще без выходных? А собственного Бегемота завести? А денег с посетителей не брать? Да хотя бы гостей встречать с улыбкой и блеском в глазах, а не с казенным «фотосъемку оплачивать будете?». «Булгаковский дом» все это может. «Нехорошая квартира» – нет.
А еще у «нижних» можно найти сувениры: от магнитиков с изображением Булгакова (говорят, если обклеить такими системный блок компьютера, то с операционной системой начнет твориться всякая чертовщина) до прекрасных книжных изданий. Что касается меня, я купил собрание иллюстраций к «Мастеру и Маргарите» Геннадия Калиновского – до сих пор с огромным удовольствием пересматриваю его работы.
В общем, мне вспоминается пословица «Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда». Хотя как раз в этом музеи похожи: что один, что второй открываются лишь за полдень.
Поглядеть на нехорошую квартиру изнутри и в самом деле стоит. Если вам повезет, даже попадете на какую-нибудь выставку. А хоть бы и не попадете, все равно очень интересно побродить из комнаты в комнату, полюбоваться собранными тут предметами булгаковской эпохи. Только не стоит ждать столь же душевного к себе отношения, как у «нижних».
Этот стол помещается сейчас в квартире номер пятьдесят. Вообще, для музея заполучить какую-либо вещь, непосредственно связанную с Булгаковым – это большая удача, так как вещей этих сегодня не найти днем с огнем. Так что этот стол и в самом деле имеет статус Артефакта с большой буквы. Это я к тому, что если, прочитав вышесказанное, вы решили, что делать в верхнем музее нечего, то вы заблуждаетесь. Как раз с экспонатами в «Нехорошей квартире» дело обстоит получше, чем в «Булгаковском доме». Самый главный экспонат – это, конечно, та самая комната, где Булгаков прожил четыре первых московских года. Видимо, несколько лет назад исследователи не были вполне уверены, что правильно определили комнату, где жили Булгаков с женой, но теперь решили считать это доказанным.
К художественному оформлению "нехорошей квартиры" приложил не мало сил мой друг, известный Московский художник , Антон Глотов.
Созданные Антоном Глотовым инсталяции выглядят очень живо и конечно мистически...
Наверное образы навеянны Музой художника !
Роман (булгаковеды его называют ещё мениппеей и свободной мениппеей) «Мастер и Маргарита» при жизни автора не публиковался. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, с купюрами, в сокращённом журнальном варианте. Роман приобрёл заметную популярность среди советской интеллигенции и вплоть до официальной публикации распространялся в перепечатанных вручную копиях. Жена писателя Елена Сергеевна Булгакова в течение всех этих лет сумела сохранить рукопись романа.
В эпилоге романа полнолуние, во время которого происходит действие, названо праздничным, при этом напрашивается версия о том, что под праздником имеется в виду Пасха, наиболее вероятно — православная Пасха. Тогда действие должно начинаться в среду Страстной недели, которая выпала на 1 мая в 1929 году. Сторонники этой версии выдвигают также следующие аргументы:
1 мая — это день международной солидарности трудящихся, широко отмечавшийся в то время (при том, что совпал в 1929 году со страстной неделей, то есть, с днями строгого поста). Усматривается некая горькая ирония в том, что Сатана прибывает в Москву именно в этот день. К тому же ночь на 1 мая — Вальпургиева ночь, время проведения ежегодного шабаша ведьм на горе Брокен, откуда, значит, Сатана непосредственно и прибыл.мастер в романе — «человек лет примерно тридцати восьми». Булгакову исполнилось тридцать восемь 15 мая 1929 года.
Следует, однако, указать, что 1 мая 1929 года луна была уже на убыли. Пасхальное полнолуние вообще никогда не приходится на май. Кроме того, в тексте имеются прямые указания на более позднее время:в романе упоминается троллейбус, пущенный по Арбату в 1934 году, а по Садовому кольцу — в 1936.архитекторский съезд, упомянутый в романе, состоялся в июне 1937 года (I съезд архитекторов СССР).
очень тёплая погода установилась в Москве в начале мая 1935 года (весенние полнолуния тогда пришлись на середину апреля и середину мая). В 1935 году происходит действие в экранизации 2005 года.во время действий 28 главы Коровьев и Бегемот посетили Торгсин, который существовал с 1931 по 1936.
События «Романа о Понтии Пилате» происходят в римской провинции Иудея во время правления императора Тиберия и управления от имени римской власти Понтием Пилатом, в день перед иудейской Пасхой и последующую ночь, то есть 14—15 нисана по еврейскому календарю. Таким образом, время действия — предположительно, начало апреля 29 или 30 года н. э.
мною использованы материалы : http://litvinovs.net/ , foto © Andrey Tarasov
Таким образом, Булгаков на целых четыре года обосновался в пятидесятой квартире дома номер десять (или, если вам больше по душе реалии «Мастера и Маргариты», номер 302-бис) по Большой Садовой улице. Через несколько лет в этой же квартире поселится шайка Воланда, заблаговременно устранив прочих жильцов, да и спалит дом ко всем чертям. А, может, и не в этой квартире устроится дьявол, а в тридцать четвертой – в нее Булгаков переберется из пятидесятой за полгода до того, как навсегда оставить этот дом. Кто знает? Скорее всего, просто проделал Михаил Афанасьевич свой любимый фокус: смешал в романе две квартиры в одну. Вот и Фагот, встречая Маргариту в этой квартире, что-то толковал ей про квартирные комбинации и пятое измерение...
Но это потом, а сейчас новоиспеченный москвич Булгаков описывает свое положение так:
На Большой Садовой
Стоит дом здоровый.
Живет в доме наш брат –
Организованный пролетариат.
И я затерялся между пролетариатом,
Как какой-нибудь, извините за выражение, атом.
Жаль, некоторых удобств нет,
Например, испорчен ватер-клозет.
С умывальником тоже беда:
Днем он сухой, а ночью из него на пол течет вода.
Питаемся понемножку:
Сахарин и картошка.
Свет электрический – странной марки:
То потухнет, а то опять ни с того, ни с сего разгорится ярко.
Теперь, впрочем, уже несколько дней горит подряд,
И пролетариат очень рад.
За левой стеной женский голос выводит «бедная чайка...»,
А за правой играют на балалайке.
Так что нет ничего удивительного в том, что своих соседей писатель неоднократно выводил в своих книгах (во-первых, не пропадать же таким богатым характерам, а, во-вторых, хоть так на них можно было отыграться!). Сам же осточертевший дом Булгаков раз за разом на тех же страницах сжигал (да, представьте себе, этот дом горел не только в «Мастере и Маргарите»).
Маргарита вернулась...
***
От моих подушек пахнет небылью,
Радостным сбывающимся сном.
В комнате с иссохшеюся мебелью
Вспыхнул порох о тебе, земном.
Бьется в окна шаровою молнией
Память, исчезавшая во мглу.
Облик твой, целованный, намоленный,
Засветился в правильном углу.
Это значит, хоть какой огарочек
От души остался в закромах.
Я готовлю для тебя подарочек,
Принятый в высоких теремах.
Я могла не ждать тебя, отчаяться,
Выгрести надежду из углов…
Дождалась же!
Вот и получается,
Что бывает вечная любовь.
© Мария Ватутина
Ну а все-таки, чтобы не быть голословными: что же за соседи достались Михаилу Афанасьевичу?
Ну, например, в соседней комнате жила проститутка Дуся (ночью клиенты нередко путали двери, и ломились с соответствующими намереньями в комнату Булгакова). Или возьмем комнату напротив – там обитала Анна Горячева (ну, та самая Аннушка, весьма точно описанная в «Мастере и Маргарите»). Ее так и называли – дура с Садовой. А, скажем, рядом с ней проживал некий Василий Иваныч – очень неопрятный мужичонка, вечно ходивший во всем клетчатом (никого он вам не напоминает?). Этот любил веселить соседей игрой на баяне. Часиков эдак в пять утра. Остальных описывать не буду, надоело.
Досуг у этих граждан был тоже вполне себе пролетарский: самогоноварение, пьянки, драки, поножовщина… Булгаков бежит к телефону и вызывает милицию, при первом стуке которой в дверь все буйствующие горошком рассыпаются по комнатам, запираются и сидят как мышки. Торчащий как дурак в гордом одиночестве посреди коридора Булгаков оштрафован за ложный вызов. Ей-богу, тут и взаправду дом подожжешь. Заблаговременно подперев входную дверь снаружи.
Наверняка Михаил Афанасьевич чрезвычайно удивился бы, узнав, что собственными руками сделал этот дом одним из любимейших мест для своих поклонников. Сегодня, пройдя через подворотню в закрытый со всех четырех сторон двор, вы найдете в этом доме аж два булгаковских музея. Правда, дружбы между ними нет; более того, музеи находятся в состоянии холодной войны. Видать, дают о себе знать не выветрившиеся флюиды коммуналки – ведь именно в квартире номер пятьдесят и расположился один из музеев. Второму тоже не слишком повезло в плане флюидов: он занял те комнаты, где в двадцатые годы размещалось жилтоварищество, или домком, или как там назывались эти товарищи, сначала пытавшиеся выгнать Булгакова из дома, а затем, после заступничества Крупской, отыгрывающиеся на нем, промывая мозги на предмет… ну, скажем, того, что он по ночам жжет электрический свет. А как же ему не жечь света, если по ночам он пишет «Белую гвардию»? Днем работает в «Гудке» фельетонистом, а ночью пишет (когда Булгаков спит в 1922-1924 годах, науке неизвестно).
Давайте поговорим немного об этих музеях. Итак, один из них, как было сказано, помещается в нехорошей квартире, описанной в «Мастере и Маргарите». Располагается эта квартира на пятом этаже, поэтому музей называется верхним (трудятся там маститые булгаковеды). Второй (там работает в основном молодежь) поселился в соседнем подъезде, на первом этаже, называется «Булгаковским домом» или просто нижним музеем.
«Верхние» весьма прохладно относятся к «нижним» за излишне романтическое отношение к писателю в ущерб научному подходу к изучению его творчества. У «нижних» душа не лежит к «верхним», наоборот, за излишне научный подход к творчеству писателя, убивающий всю булгаковскую романтику.
Если хотите ощутить эту разницу, загляните в нижний музей, поговорите с его обитателями (язык не поворачивается назвать их канцелярским словом «сотрудники»), посидите в крошечном уютном кафе в глубине музея. И вы поймете, в чем главное преимущество «нижних», с которым «верхние» не могут тягаться: здесь все больны Булгаковым – отчаянно, без надежды на выздоровление, как болен я сам, как заболевает каждый романтик, прочитавший «Мастера и Маргариту». И «нижний» музей – это, пожалуй, даже не столько музей, сколько клуб по интересам. Вернее, по одному, самому главному интересу...
Кстати, еще одна причина холодного отношения «верхних» к «нижним». Она чисто финансовая: удачно расположенный нижний музей просто-напросто отбивает у нехорошей квартиры клиентов. Входит человек во двор – а вот пожалуйте в гостеприимно распахнутые двери под вывеской «Булгаковский дом». Многие вообще не подозревают о наличии в соседнем подъезде еще одного музея.
Пятидесятой квартире конкурировать с молодежью трудно. Собственно, верхний музей может противопоставить нижнему лишь больший научный авторитет. Для большинства клиентов этого маловато, их сердца завоевываются иначе. Вот, к примеру, работать до часу ночи «верхнему» слабо? Да еще без выходных? А собственного Бегемота завести? А денег с посетителей не брать? Да хотя бы гостей встречать с улыбкой и блеском в глазах, а не с казенным «фотосъемку оплачивать будете?». «Булгаковский дом» все это может. «Нехорошая квартира» – нет.
А еще у «нижних» можно найти сувениры: от магнитиков с изображением Булгакова (говорят, если обклеить такими системный блок компьютера, то с операционной системой начнет твориться всякая чертовщина) до прекрасных книжных изданий. Что касается меня, я купил собрание иллюстраций к «Мастеру и Маргарите» Геннадия Калиновского – до сих пор с огромным удовольствием пересматриваю его работы.
В общем, мне вспоминается пословица «Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда». Хотя как раз в этом музеи похожи: что один, что второй открываются лишь за полдень.
Поглядеть на нехорошую квартиру изнутри и в самом деле стоит. Если вам повезет, даже попадете на какую-нибудь выставку. А хоть бы и не попадете, все равно очень интересно побродить из комнаты в комнату, полюбоваться собранными тут предметами булгаковской эпохи. Только не стоит ждать столь же душевного к себе отношения, как у «нижних».
Этот стол помещается сейчас в квартире номер пятьдесят. Вообще, для музея заполучить какую-либо вещь, непосредственно связанную с Булгаковым – это большая удача, так как вещей этих сегодня не найти днем с огнем. Так что этот стол и в самом деле имеет статус Артефакта с большой буквы. Это я к тому, что если, прочитав вышесказанное, вы решили, что делать в верхнем музее нечего, то вы заблуждаетесь. Как раз с экспонатами в «Нехорошей квартире» дело обстоит получше, чем в «Булгаковском доме». Самый главный экспонат – это, конечно, та самая комната, где Булгаков прожил четыре первых московских года. Видимо, несколько лет назад исследователи не были вполне уверены, что правильно определили комнату, где жили Булгаков с женой, но теперь решили считать это доказанным.
К художественному оформлению "нехорошей квартиры" приложил не мало сил мой друг, известный Московский художник , Антон Глотов.
Созданные Антоном Глотовым инсталяции выглядят очень живо и конечно мистически...
Наверное образы навеянны Музой художника !
Роман (булгаковеды его называют ещё мениппеей и свободной мениппеей) «Мастер и Маргарита» при жизни автора не публиковался. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, с купюрами, в сокращённом журнальном варианте. Роман приобрёл заметную популярность среди советской интеллигенции и вплоть до официальной публикации распространялся в перепечатанных вручную копиях. Жена писателя Елена Сергеевна Булгакова в течение всех этих лет сумела сохранить рукопись романа.
В эпилоге романа полнолуние, во время которого происходит действие, названо праздничным, при этом напрашивается версия о том, что под праздником имеется в виду Пасха, наиболее вероятно — православная Пасха. Тогда действие должно начинаться в среду Страстной недели, которая выпала на 1 мая в 1929 году. Сторонники этой версии выдвигают также следующие аргументы:
1 мая — это день международной солидарности трудящихся, широко отмечавшийся в то время (при том, что совпал в 1929 году со страстной неделей, то есть, с днями строгого поста). Усматривается некая горькая ирония в том, что Сатана прибывает в Москву именно в этот день. К тому же ночь на 1 мая — Вальпургиева ночь, время проведения ежегодного шабаша ведьм на горе Брокен, откуда, значит, Сатана непосредственно и прибыл.мастер в романе — «человек лет примерно тридцати восьми». Булгакову исполнилось тридцать восемь 15 мая 1929 года.
Следует, однако, указать, что 1 мая 1929 года луна была уже на убыли. Пасхальное полнолуние вообще никогда не приходится на май. Кроме того, в тексте имеются прямые указания на более позднее время:в романе упоминается троллейбус, пущенный по Арбату в 1934 году, а по Садовому кольцу — в 1936.архитекторский съезд, упомянутый в романе, состоялся в июне 1937 года (I съезд архитекторов СССР).
очень тёплая погода установилась в Москве в начале мая 1935 года (весенние полнолуния тогда пришлись на середину апреля и середину мая). В 1935 году происходит действие в экранизации 2005 года.во время действий 28 главы Коровьев и Бегемот посетили Торгсин, который существовал с 1931 по 1936.
События «Романа о Понтии Пилате» происходят в римской провинции Иудея во время правления императора Тиберия и управления от имени римской власти Понтием Пилатом, в день перед иудейской Пасхой и последующую ночь, то есть 14—15 нисана по еврейскому календарю. Таким образом, время действия — предположительно, начало апреля 29 или 30 года н. э.
мною использованы материалы : http://litvinovs.net/ , foto © Andrey Tarasov
Читайте также