Южный Иран. Грот Соломона

Предыдушая часть - Народ бахтиары 

В день прибытия в семью, что проживает на жарком пустынном юге Ирана, обретённая в пути подруга по имени Соудобех повезла меня в грот жертвоприношений доисламского периода Эшкаф-и Салман или же Пещера Соломона. Архитектурный памятник в ущелье принадлежит бахтиарам, к коим, как я уже знала, относится семья моей подруги.

Под прикрытием каменного куполообразного козырька бьют источники, образуя небольшое озеро перед гротом. А где вода — там жизнь!

Изначально грот использовали, как открытое убежище для обрядов жертвоприношений с участием животных, впоследствии он сослужил добрую службу армиям в военных походах, о чём свидетельствуют каменные укрепления в виде редутов на подступах к скалам.

Огромная природная горная выемка во время разных войн укрывала армии за стенами крепостей.

Выбитые в скалах рисунки царей и вельмож принадлежат разным периодам — 12, 11, 7, 6, 3,4 векам до н. э..

Кто бы мог тогда подумать, что через тысячелетия на отдых в грот будут приезжать теперь уже мирные жители — потомки легендарного Фаридуна, героя национального эпоса "Шахнаме", что явятся сюда туристы с цифровыми камерами снимать петроглифы вельможных особ и царей из древности, учёные с археологами станут докапываться до истины тех невообразимо далёких событий.

Горы — они вечные. 

Из этого, потрясающего своей историей, горного образования Изех виден как на ладони. Он измучен жарой, а тут царила влажная прохлада, словно два разных мира рядом. Но жителей городка никак нельзя считать обездоленными в плане зелёной природы. В окрестностях много густых парков. Один такой парковый массив как раз находился над нами, то есть над гротом. В пешеру временами падает водопад и мешаясь с источниками выносит свои воды в озеро. 


 
А через тысячу лет что?

На этот счёт на одной из улиц Хамадана, что является центром одноименной провинции юго-запада страны, установлена необычная скульптурная группа, о которой я вспомнила здесь. Смысл её в том, что философы и мыслители — современники Авиценны — при помощи машины времени перенеслись в будущее, то есть в наше время. И тут они видят молодого человека со странным устройством в руках. Он сидит на городской скамье и бесконечно нажимает на кнопки аппарата, смотрит на экране картинки, эмоционально с кем-то разговаривает. Не трудно догадаться, что этот аппарат и есть современный цифровой телефон.

Но выражение бронзовых лиц философов надо видеть — это целый комплекс эмоций.

На них застыло изумление с удивлением, а в жестах полное недоумение, непонимание, даже страх, и не только перед аппаратом, но и перед нашей современностью.

Так-то вот. Философствовали себе спокойно, на весь мир прославились, уважение заслужили, думали умнее их никого и не будет. А тут раз, и через тысячу лет «цифровики» придумали, но не они. Запомнились мне эти скульптуры.

После полудня мы с иранской подругой прибыли в город. Начали обход базара, где я купила гостинцы для детей Соудобех и кое-что к столу. Ведь завтра пятница, в Иране выходной.