Гамарджоба, генацвале!
Мне говорить о Грузии так же сложно, как о любимом человеке: объяснить, за что любишь, – невозможно, а если всё-таки попробуешь – устанешь перечислять. Хочется передать многое, но всё, что бы ни сказал, кажется недостаточным и блеклым. Для меня Грузия не место, куда хочется возвращаться. Для меня это место, откуда не хочется уезжать.
Я не стану рассказывать о тех местах, которые стоит посетить в Грузии, да у меня бы и не получилось. Ведь в этой стране столько всего, и везде нужно побывать! Здесь пейзажи на любой вкус: от курортных пляжных, до экстремальных горных и пустынных турецких. Здесь достопримечательности от античных до в стиле хай-тек. Нужны годы, чтобы узнать всю Грузию, но влюбиться можно сразу! И этой любовью я попробую поделиться.

«В Тбилиси? А я как раз сейчас туда еду…» – как бы невзначай бросил приличного вида мужчина в белой рубашке, увидев, как мы с понурыми лицами изучаем скудное расписание автобусов между Владикавказом и Тбилиси. Сколько берёшь? Ну что ж, поехали.
За рулём «приличного вида мужчина» трансформировался в типичного шумного осетинского таксиста Виталика. Помимо нас (двух рюкзачников) и двух турчанок, ехал грузинский интеллигент-искусствовед и древняя осетинская старушка. В салоне смешались русская, грузинская, осетинская и турецкая речи. Весь этот балаган напоминал сцену из фильмов Кустурицы!
На пограничном контроле, как всегда, многочасовая очередь из машин. Уже смирились с мыслью о долгом ожидании, как слышим смесь ругани по-осетински и мата по-русски. Оказалось, наш Виталик ведёт переговоры с другими водителями. «Я домой еду, домой!» – отчаянно кричит он, брызжа слюной, и, давя на газ, угрожающе подпирает стоящие впереди авто. Водители переглянулись, покрутили пальцем у виска и решили, что безопаснее будет его пропустить.
Итак, четырёхчасовую пробку мы преодолели за 15 минут. Виталик, как ни в чём не бывало, расплылся в улыбке и подмигнул нам: "Кто там разберёт - грузин я, осетин или итальянец..!". Стало понятно, что подобное шоу на границе он разыгрывает не раз за день. «Crazy driver» – выдвинула вердикт одна из турчанок.

Встречает Грузия эффектно – Дарьяльским (будто Дьявольским) ущельем, скалы которого (высотой до километра) возносятся ввысь. Вообще, путешествие по Военно-Грузинской дороге незабываемо! Гигантские горы Главного Кавказского хребта, серпантинный путь, горные реки, перевалы…! С первых минут нахождения в Грузии дух захватывает от красоты и величественности местной природы.
С «крэйзи драйвером» мы расстались в Степанцминде (когда-то Казбеги), он протянул свою визитку со словами: «Если что-то случится, звони!» В Степанцминде нас приютила красавица Зита. Поселила к себе в летнюю кухоньку с аскетичным убранством. Теперь, определившись с ночёвкой, можно идти в гору к Троицкой церкви.
Троицкая церковь, или Цминда Самеба, находится на высоте 2170 метров над уровнем моря, у подножия горы Казбек. К храму есть вполне себе приемлемая автомобильная грунтовка, но мы, не ищущие лёгких решений, поинтересовались у местных жителей самым коротким путём и отправились по чабанской тропе. Где-то через часа полтора изнурительной, но живописной дороги мы добрались до храма.

Наверное, нет таких слов, которые могли бы передать все те эмоции, которые испытываешь, находясь там. Ты окружён массивными горными шпилями, пропадающими в облачной толще. Облака везде: они проплывают мимо, под тобой и через тебя. Там, внизу, цветным ковриком лежит Степанцминда. А сама Троицкая церковь, на два километра приближённая к Богу, хранит царственное молчание. Вид отсюда – неземной! И ощущения такие же неземные…
Грузинская кухня - роковая любовь с первого укуса! Её не забыть и не затмить: по-горски простая, вкусная и очень сытная. Например, одним здоровенным хачапури по-аджарски можно наесться на целый день. Экономно, но обидно - хочется перепробовать десятки блюд, но места в животе уже на них не остаётся. К счастью, сейчас в России открылось огромное количество грузинских ресторанов, в которых качество блюд ничем не уступает аутентичным. Но в Грузии ты пьянеешь, в первую очередь, не от вина, а от горного головокружительного воздуха. А домашние ингредиенты и любовь, с которой всё приготовлено для гостей, являются для местных блюд лучшей специей! А осенью можно самолично участвовать в сборе фейхоа, инжира, цитрусовых…
Но пока что мы в Степанцминде, где Зита, прощаясь с нами, говорит нараспев: «Вай мэээ, дружить нам надо, дружить! А то совсем друг друга забудем!», оставляет свой номер телефона, чтобы мы ещё к ней вернулись.
До Тбилиси ехали на такси (если повезёт, оно стоит так же, как и рейсовая маршрутка, – нам вот повезло). Попутчики много расспрашивали про нас и наше путешествие. Водитель рассказывал о тех местах, что проезжаем, и несколько раз останавливался, чтобы мы могли пофотографировать. Полноценная экскурсия! Над Гудаурской пропастью установлена большая смотровая площадка с диорамой, посвящённой дружбе русских и грузинских народов. Водитель Гия, в знак этой самой дружбы, изъявил желание пофотографироваться нашей замечательной компанией попутчиков. Разумеется, когда мы приехали в Тбилиси, каждый дал нам свой номер телефона со словами: «Если что-то случится – звоните!»

Именно так с грузинского переводится «Тбилиси». Здесь действительно тёплые, открытые и дружелюбные люди. Грузины не откажут в помощи, охотно идут на диалог, часто сами заводят общение с ещё не надоевшими туристами. Они искренне извиняются, если не могут подсказать, где находится то место, которое вы ищете… Так показателен один случай.
Мы очень долго искали хостел, так как в уличной паутине старого Тбилиси не так просто разобраться даже с помощью карты. В итоге мы, растерянные и отчаявшиеся, забрели куда-то совсем не туда. И тут предложил свою помощь молодой грузин. Он повертел карту, поморщил лоб, позвонил отцу, спросил у него и показал нам направление. Поблагодарив, мы отправились в указанную сторону, но не прошли и десяти метров, как услышали за спиной оклик. Тот грузин нагнал нас и протянул бутылку шампанского со словами: «Возьмите, вечером отпразднуете. Добро пожаловать в Грузию!»
О, Тбилиси! Аккуратные твои домики на холмах расположились вразнобой и выглядят, как скворечники; резные балкончики, уютные дворики, узенькие улочки… Над тобой пылает жгучее грузинское солнце, на земле твоей зреет красный гранат. Я наблюдала Твои просторы с горы Мтацминда и ночные электрические пейзажи с подножия мамы Твоей. Была бы поэтом, сочинила о Тебе стихи, была бы музыкантом – песни!

В Тбилиси интересные скульптуры. Так по всему проспекту Руставели расположились небольшие фигурки различных персонажей. А на мосту Бараташвили – целая композиция «Молодость». Даже мемориальные скульптуры, и те необычные: как, например, летающий Параджанов или портрет-памятник философа Мамардашвили авторства Эрнста Неизвестного.
Одно особенное место, про которое не могу не упомянуть – блошиный рынок на Сухом мосту. Сюда впору ходить, как в музей! Столько хлама, раритета, чепухи, антиквариата..! Чем-то похоже на питерскую Уделку, но с сочным южным колоритом. Вообще в Грузии дёшево, но суть в том, что во многих лавках нет ценников, что позволяет продавцам назначать местным одну стоимость, а для туристов – другую. С другой стороны, такая ситуация даёт простор для торга! Кстати, заказ такси по телефону по-русски и по-грузински также влечёт за собой разную стоимость проезда.

Кутаиси – совсем небольшой городок в западной Грузии. Все достопримечательности, в принципе, можно изучить за вечер. Обойти центр и проехаться на дышащем на ладан фуникулёре, внутри которого на всякий случай расставлены иконки. Примечательно, что кое-где висят украинские флаги, некоторые заведения имеют украинские названия. Ничего удивительного – Кутаиси имеет аж четыре украинских города-побратима. Вот и поддерживают дружбу как могут!
Мы же в Кутаиси задерживаться не намерены – для нас он перевалочный пункт. Оттуда отправляемся в Цхалтубо, а из Цхалтубо – в пещеру Прометея. К Прометею она никакого отношения, разумеется, не имеет: пещеру нарекли так поэтично ради привлечения туристов. И не зря, скажу, их привлекают! Из одиннадцати километров для посетителя доступно всего полтора, но очень эффектных километра! Пещера подсвечивается, поэтому скалы переливаются разными красками под звучащую здесь классическую музыку. Безумно красиво и гармонично!

Оттуда прямиком в Ахалцихе. Проезжали мимо Сурамской крепости, чья легенда изложена в кино-шедевре Параджанова, и мимо Боржоми, утопающем в зелени. Ахалцихская крепость интересна, в первую очередь, тем, что в её стенах находятся и православная церковь, и мечеть. В 60 километрах – Вардзиа, большой пещерный город, древний монастырь в скале. Огромное количество помещений, ходов, залов… В некоторых местах сохранились фрески XII века. Здесь и по сей день находится действующий храм.
Мы ездили в Грузию в первый год открытия границы. Тогда ещё мало кто рассматривал эту сторону с туристической точки зрения: укоренившиеся стереотипы о кавказцах, не окончательно зажившие раны грузино-осетинского конфликта… Но от всех ошибочных опасений и сомнений не останется и следа, когда улыбчивая Зита или задорный Виталик протянут свой номер телефона со словами: “Если что-то случится, обязательно звони!”
Я не стану рассказывать о тех местах, которые стоит посетить в Грузии, да у меня бы и не получилось. Ведь в этой стране столько всего, и везде нужно побывать! Здесь пейзажи на любой вкус: от курортных пляжных, до экстремальных горных и пустынных турецких. Здесь достопримечательности от античных до в стиле хай-тек. Нужны годы, чтобы узнать всю Грузию, но влюбиться можно сразу! И этой любовью я попробую поделиться.

В дороге
«В Тбилиси? А я как раз сейчас туда еду…» – как бы невзначай бросил приличного вида мужчина в белой рубашке, увидев, как мы с понурыми лицами изучаем скудное расписание автобусов между Владикавказом и Тбилиси. Сколько берёшь? Ну что ж, поехали.
За рулём «приличного вида мужчина» трансформировался в типичного шумного осетинского таксиста Виталика. Помимо нас (двух рюкзачников) и двух турчанок, ехал грузинский интеллигент-искусствовед и древняя осетинская старушка. В салоне смешались русская, грузинская, осетинская и турецкая речи. Весь этот балаган напоминал сцену из фильмов Кустурицы!
На пограничном контроле, как всегда, многочасовая очередь из машин. Уже смирились с мыслью о долгом ожидании, как слышим смесь ругани по-осетински и мата по-русски. Оказалось, наш Виталик ведёт переговоры с другими водителями. «Я домой еду, домой!» – отчаянно кричит он, брызжа слюной, и, давя на газ, угрожающе подпирает стоящие впереди авто. Водители переглянулись, покрутили пальцем у виска и решили, что безопаснее будет его пропустить.
Итак, четырёхчасовую пробку мы преодолели за 15 минут. Виталик, как ни в чём не бывало, расплылся в улыбке и подмигнул нам: "Кто там разберёт - грузин я, осетин или итальянец..!". Стало понятно, что подобное шоу на границе он разыгрывает не раз за день. «Crazy driver» – выдвинула вердикт одна из турчанок.

Над облаками
Встречает Грузия эффектно – Дарьяльским (будто Дьявольским) ущельем, скалы которого (высотой до километра) возносятся ввысь. Вообще, путешествие по Военно-Грузинской дороге незабываемо! Гигантские горы Главного Кавказского хребта, серпантинный путь, горные реки, перевалы…! С первых минут нахождения в Грузии дух захватывает от красоты и величественности местной природы.
С «крэйзи драйвером» мы расстались в Степанцминде (когда-то Казбеги), он протянул свою визитку со словами: «Если что-то случится, звони!» В Степанцминде нас приютила красавица Зита. Поселила к себе в летнюю кухоньку с аскетичным убранством. Теперь, определившись с ночёвкой, можно идти в гору к Троицкой церкви.
Троицкая церковь, или Цминда Самеба, находится на высоте 2170 метров над уровнем моря, у подножия горы Казбек. К храму есть вполне себе приемлемая автомобильная грунтовка, но мы, не ищущие лёгких решений, поинтересовались у местных жителей самым коротким путём и отправились по чабанской тропе. Где-то через часа полтора изнурительной, но живописной дороги мы добрались до храма.

Наверное, нет таких слов, которые могли бы передать все те эмоции, которые испытываешь, находясь там. Ты окружён массивными горными шпилями, пропадающими в облачной толще. Облака везде: они проплывают мимо, под тобой и через тебя. Там, внизу, цветным ковриком лежит Степанцминда. А сама Троицкая церковь, на два километра приближённая к Богу, хранит царственное молчание. Вид отсюда – неземной! И ощущения такие же неземные…
Грузинская кухня - роковая любовь с первого укуса! Её не забыть и не затмить: по-горски простая, вкусная и очень сытная. Например, одним здоровенным хачапури по-аджарски можно наесться на целый день. Экономно, но обидно - хочется перепробовать десятки блюд, но места в животе уже на них не остаётся. К счастью, сейчас в России открылось огромное количество грузинских ресторанов, в которых качество блюд ничем не уступает аутентичным. Но в Грузии ты пьянеешь, в первую очередь, не от вина, а от горного головокружительного воздуха. А домашние ингредиенты и любовь, с которой всё приготовлено для гостей, являются для местных блюд лучшей специей! А осенью можно самолично участвовать в сборе фейхоа, инжира, цитрусовых…
Но пока что мы в Степанцминде, где Зита, прощаясь с нами, говорит нараспев: «Вай мэээ, дружить нам надо, дружить! А то совсем друг друга забудем!», оставляет свой номер телефона, чтобы мы ещё к ней вернулись.
До Тбилиси ехали на такси (если повезёт, оно стоит так же, как и рейсовая маршрутка, – нам вот повезло). Попутчики много расспрашивали про нас и наше путешествие. Водитель рассказывал о тех местах, что проезжаем, и несколько раз останавливался, чтобы мы могли пофотографировать. Полноценная экскурсия! Над Гудаурской пропастью установлена большая смотровая площадка с диорамой, посвящённой дружбе русских и грузинских народов. Водитель Гия, в знак этой самой дружбы, изъявил желание пофотографироваться нашей замечательной компанией попутчиков. Разумеется, когда мы приехали в Тбилиси, каждый дал нам свой номер телефона со словами: «Если что-то случится – звоните!»

Тёплый источник
Именно так с грузинского переводится «Тбилиси». Здесь действительно тёплые, открытые и дружелюбные люди. Грузины не откажут в помощи, охотно идут на диалог, часто сами заводят общение с ещё не надоевшими туристами. Они искренне извиняются, если не могут подсказать, где находится то место, которое вы ищете… Так показателен один случай.
Мы очень долго искали хостел, так как в уличной паутине старого Тбилиси не так просто разобраться даже с помощью карты. В итоге мы, растерянные и отчаявшиеся, забрели куда-то совсем не туда. И тут предложил свою помощь молодой грузин. Он повертел карту, поморщил лоб, позвонил отцу, спросил у него и показал нам направление. Поблагодарив, мы отправились в указанную сторону, но не прошли и десяти метров, как услышали за спиной оклик. Тот грузин нагнал нас и протянул бутылку шампанского со словами: «Возьмите, вечером отпразднуете. Добро пожаловать в Грузию!»
О, Тбилиси! Аккуратные твои домики на холмах расположились вразнобой и выглядят, как скворечники; резные балкончики, уютные дворики, узенькие улочки… Над тобой пылает жгучее грузинское солнце, на земле твоей зреет красный гранат. Я наблюдала Твои просторы с горы Мтацминда и ночные электрические пейзажи с подножия мамы Твоей. Была бы поэтом, сочинила о Тебе стихи, была бы музыкантом – песни!

В Тбилиси интересные скульптуры. Так по всему проспекту Руставели расположились небольшие фигурки различных персонажей. А на мосту Бараташвили – целая композиция «Молодость». Даже мемориальные скульптуры, и те необычные: как, например, летающий Параджанов или портрет-памятник философа Мамардашвили авторства Эрнста Неизвестного.
Одно особенное место, про которое не могу не упомянуть – блошиный рынок на Сухом мосту. Сюда впору ходить, как в музей! Столько хлама, раритета, чепухи, антиквариата..! Чем-то похоже на питерскую Уделку, но с сочным южным колоритом. Вообще в Грузии дёшево, но суть в том, что во многих лавках нет ценников, что позволяет продавцам назначать местным одну стоимость, а для туристов – другую. С другой стороны, такая ситуация даёт простор для торга! Кстати, заказ такси по телефону по-русски и по-грузински также влечёт за собой разную стоимость проезда.

А вы не были в… Кутаиси?
Кутаиси – совсем небольшой городок в западной Грузии. Все достопримечательности, в принципе, можно изучить за вечер. Обойти центр и проехаться на дышащем на ладан фуникулёре, внутри которого на всякий случай расставлены иконки. Примечательно, что кое-где висят украинские флаги, некоторые заведения имеют украинские названия. Ничего удивительного – Кутаиси имеет аж четыре украинских города-побратима. Вот и поддерживают дружбу как могут!
Мы же в Кутаиси задерживаться не намерены – для нас он перевалочный пункт. Оттуда отправляемся в Цхалтубо, а из Цхалтубо – в пещеру Прометея. К Прометею она никакого отношения, разумеется, не имеет: пещеру нарекли так поэтично ради привлечения туристов. И не зря, скажу, их привлекают! Из одиннадцати километров для посетителя доступно всего полтора, но очень эффектных километра! Пещера подсвечивается, поэтому скалы переливаются разными красками под звучащую здесь классическую музыку. Безумно красиво и гармонично!

Оттуда прямиком в Ахалцихе. Проезжали мимо Сурамской крепости, чья легенда изложена в кино-шедевре Параджанова, и мимо Боржоми, утопающем в зелени. Ахалцихская крепость интересна, в первую очередь, тем, что в её стенах находятся и православная церковь, и мечеть. В 60 километрах – Вардзиа, большой пещерный город, древний монастырь в скале. Огромное количество помещений, ходов, залов… В некоторых местах сохранились фрески XII века. Здесь и по сей день находится действующий храм.
Мы ездили в Грузию в первый год открытия границы. Тогда ещё мало кто рассматривал эту сторону с туристической точки зрения: укоренившиеся стереотипы о кавказцах, не окончательно зажившие раны грузино-осетинского конфликта… Но от всех ошибочных опасений и сомнений не останется и следа, когда улыбчивая Зита или задорный Виталик протянут свой номер телефона со словами: “Если что-то случится, обязательно звони!”
Читайте также