Интересные для туристов факты и объекты Дагестана

Предыдущая история - Гунибское плато

Среди неисчислимого количества зрелищных мест в республике, восхитила ещё одна достопримечательность – Гунибская ГЭС и огромное нескончаемое водохранилище.

Это гидротехническое сооружение, имеется в виду сама ГЭС, не велико, но является важным объектом для республики. Водохранилище вызвало у меня восторг и я поставила «галочку» на ум, что при возвращении из Гуниба, куда сейчас мы ехали вместе с подругой, тут необходимо сделать остановку.

Так и получилось.

Между горным поселением Гуниб и Махачкалой ехать недолго, если учесть, что за красивейшими пейзажами дорога совсем не ощущается и время сжимается до мгновения. Даже немного было грустно после восторженных высот над горами и долами оказаться на оживлённой трассе, именно она приведёт нас в Махачкалу и на том закончится гунибский вояж. Но до конца поездки ещё было время до вечера.

По нашей просьбе водитель Мурад охотно остановился у раздольного водохранилища с зеленоватой водой, зажатого живописными горными хребтами с обеих сторон, и по одному из них шла наша дорога.

Гунибское водохранилище слишком значимо для Дагестана. Повезло нам с такси. Наш водитель останавливался во всех важных местах. Нам была радость и вместо положенного времени мы добирались до столицы Дагестана в два раза дольше. Но угодил! А как иначе?

Потом мы попали на бетонную плотину Гунибской ГЭС им. Расула Гамзатова и тоже благодаря Мураду. Он терпеливо ждал, пока мы не насладимся падающими потоками воды с плотины.

Построена она на реке Каракойсу в Гунибском районе.

Строительство ГЭС было начато в 1995 году, завершено в 2005 году. Десять лет строился объект и был открыт в канун Дня Победы. Он стал большим трудовым подвигом энергетиков Дагестана.

Существует увлекательная книга "Гунибская ГЭС". В ней рассказывается о людях и их судьбах, которые стали участниками десятилетней стройки. Я её пока не читала, но одна из моих знакомых очень советовала прочесть.

Последним интересным местом в тот день стал Гимринский автодорожный тоннель. Он соединяет Буйнакск и село Гимры, отсюда и название. Является самым длинным в России и обеспечивает наиболее короткую и не зависящую от погодных условий транспортную связь девяти районов горного Дагестана с железной дорогой и центром республики. При въезде туда наш драйвер остановился и дал возможность полюбоваться на окружающие горы и на серпантинную дорогу внизу.

К нашему удивлению военная охрана тоннеля доброжелательно отозвалась на такую экскурсию по объекту. Там у них разбит сквер со скамьями, служебные помещения по периметру ограждение, а за ним, конечно, пропасть и извилистая трасса, уходящая обратно в Гуниб.

 Длина прохода 4303 метра! По нему едешь и едешь, а конца нет. Там отличное освещение, вентиляция и телефонная связь с внешним миром. Находится он на глубине 830 метров от поверхности своего горного хребта.

Красиво. Летишь по нему, что только в ушах шум стоит, вроде ты на самолёте. Кроме этого супер длинного тоннеля были ещё более короткие, но тоже очаровательные. В общем, всякая тут красота: то тебе горы, то тебе тоннели, а то вдруг реки каменистые по дну ущелий бегут.

Транспорт всех мастей вылетал из чёрного подземного зева и, сбросив скорость, плавно заходил на виражи горной дороги.

На строительство сооружения со всего Советского Союза стекались люди, как на важную стройку страны. Начали её ещё в 1979 году, а к 90-ому закончили только проходку под хребтом. Итого, 21 год долбили камень. После чего до 2008 года необорудованный проход использовали для перевозки строительных материалов и техники на Ирганайскую ГЭС.

Последующие четыре года тоннель приводили в должный вид и открыли его для всеобщего пользования в 2012 году. Кроме того, что мы видели, объект имеет серьёзную электронную начинку невидимую глазу. Эта сложная работа сделала его управляемым и умным. Все самые последние достижения в тоннельном строительстве использованы здесь – устройство сигнализации, связи, видео - теленаблюдения и автоматизированной системы управления технологическими процессами, обустройство и благоустройство припортальных участков, а также обеспечение отоплением, вентиляцией и кондиционированием служебных зданий и инженерного корпуса. Что касается безопасности, тут действует специальная сейсмическая лаборатория.

Мы бы ещё по пути в Махачкалу остановились не раз, но сегодня хотели уехать в Дербент, чтобы там заночевать и попасть на ночную прогулку к крепости Нарын-Кала, да и Мурад к шести вечера должен был быть в столице. Оставалось только сесть в такси и снова прильнуть к его окну. Каждый знает, что горы притягивают, зовут, дарят прекрасные пейзажи и воспоминания. Горы могут быть разными, но они всегда завораживают.

Фотографировать их можно бесконечно и всегда найдётся что-то такое удивительное, что можно захлебнуться от восторга. Мы с подругой слегка, а может и нет, очумели, тыча пальцем то в одну сторону, то в другую. Поэтому гор у меня много. Разных ущелий, теснин и оазисов я запасла на год вперёд.

А дальше был Дербент, Табасаранский район, да ещё что-то.