Городская скульптура Элисты. Часть III. Абстракция
А городская скульптура, где бы мы не шли в Элисте, все попадалась и попадалась на глаза. Одни понятные, другие нет, абстракция какая-то. Что изображают, например, эти скульптуры (фото ниже), мой мозг придумать не мог. Даже название не помогало. Одна из них называется "Танец". Автор - японец Я. Тамаки. Долго рассматривала, придумывала, что имел ввиду автор. Ничего не придумав, послушала электронного гида. Оказывается, раз скульптура символизирует танец, значит тут уместны символы "инь" и янь" - первооснова человеческого бытия - борьба двух противоположных начал, отношения мужчины и женщины. Две половины скульптуры слились воедино будто в танце. Женщина по своей природе является благородным и совершенным существом, поэтому левая сторона скульптуры, олицетворяющая женщину, отшлифована и имеет законченный вид. Женская суть подвижна, она всегда течёт — это символизирует чешуя, которая ограничивает ровную часть скульптуры. Мужская же часть скульптуры, грубовато вытесанная, сохраняет свою первозданность и грубость. Эти два начала — мужское и женское — связывает сквозной проём, являющийся символом пространства и бесконечности, прошлого, настоящего и будущего. Такое сквозное отверстие уже встречалось в скульптуре "Эхо".
А еще электронный гид поведал, что космическая созидательная энергия, трансформация пространства во времени, ритм Вселенной, имитация божественной «игры» творения, активности - вот что такое этот танец мужчины и женщины, неба и земли. Ну, очень мудрёно, согласитесь. Сплошные символы. Восток - дело тонкое.
Следующая абстракция, на первый взгляд - простое нагромождение камней. Ан, нет! Написано: "Евразия". То есть каждый камень - это страна материка, а во всём этом нагромождении должно угадываться географические очертания Евразии. Электронный гид пояснил замысел автора Д. Джикии - это "диалог», встреча различных культур, цивилизаций. Осязательные, реальные объемы камней придают скульптуре весомость. Заостренный верхний край свидетельствует о динамике. Скульптор образно запечатлел момент в истории калмыцкого народа: с приходом из центральноазиатского региона в европейскую часть России, они стали звеном, своеобразным мостом, соединяющим различные миры. Разумное сочетание культурно – исторических традиций Европы и Азии, вылилось в единый ансамбль, под название «Евразия».
Так что автор громоздил эти камни с огромным смыслом.А пустота предусмотрена примерно в том месте, где раньше была страна СССР. Может это о духовной пустоте, в которую пытались ввергнуть в 90-х годах прошлого столетия все некогда союзные республики?
Возле Ступы Просветления стоит целая череда интересных скульптур.
"Букет степи", написано название на металлической табличке. Тоже долго рассматривала скульптуру и не сразу заметила лицо девушки. Она, как бы обнимает детей. Вокруг них животные степные и орел над ее лицом.
Вот еще одна девушка с распущенными волосами. Название неизвестно.
Изображение с отверстием в подсолнухе называется "Вдохновение". Скульптор изобразил на пьедестале ладью в образе крылатого коня. Вместо паруса – крыло, а подсолнух здесь как символ солнечных лучей, сквозь которые крылатый конь переносится с одного берега на другой. Если бы не нашла описание замысла автора, то никак не догадалась бы, что это, собственно, ладья и что имеется ввиду.
А вот скульптура в виде яблока. Это не просто яблоко, а "Яблоко Адама". Приглядитесь! Тут два лица слились, как будто в поцелуе. Ну, тут все понятно!
Продолжение следует...