Дарья Замогильная
4 марта 2015
1545

Хорошо, что эта земля досталась норвежцам

В эпоху таймшеров как-то пристали на улице и ко мне с вопросом: о какой стране я мечтаю. «Норвегия»,– совершенно неожиданно для себя выпалила я. И 20 лет после этой нелепой фразы заглядывала в туры по Скандинавии, всякий раз отбрасывая саму идею туда поехать – ну очень дорого! А прошлым летом совершенно случайно задала своему старинномуприятелю-питерцу вопрос о планах на лето и услышала: Еду в Норвегию. И сразу же предложил поехать с ними. Выходит, мечты сбываются! Надо мечтать!


Со своим самоваром



Нас было трое на челне, т.е. на машине, отправившейся из Питера через Финляндию и Швецию в Норвегию. Мои компаньоны: мой старинный друг, Виталий и его родственник, которого мы почти сразу окрестили командором: он и водила, и гид-переводчик. Как человек бывалый в Норвегии дважды, он наметил маршрут и организовал всю подготовку. На российско-финской границе у бравого пограничника при взгляде на наш багаж и на нас, слегка ветеранов, округлились глаза. Из багажников просто вываливались палатки, спальники, складные стульчики, столики, походная плитка, кастрюли, сковородка, коробки с продуктами. Мы ехали туда, не ориентируясь не на какие отели, лишь забронировав несколько ночей в кемпингах. Потому что от норвежских цен слегка пошатывает не только ветеранов.Так что, мы по полной затарились кашами, супами в банках, пакетиках, макаронами, печеньями, посудой, салфетками. Хуже было с сигаретами. Когда мой блок сигарет закончился, я таки купила одну дешевенькую пачку за 500 рублей, и каждую сигарету не просто выкуривала, а устраивала табачную церемонию, иногда кофейно-табачную.Ах, эти 40 крон (здесь их величают НОК) за Wi-Fi в кемпинге, 40 –за проезд по дороге, 16 -за литр бензина, 300-400 – за домик в кемпинге, 150 – за место на поляне для палатке в кемпинге, 10- за стирку, 20-35 – за бутылку пива, 70 – за лосося кг, 40 – за проезд на паромчике за 20 минут, 17-25 – за буханку хлеба, 12-15 – за литр молока, 250-350 – за бутылку водки. Все помножьте на 5,7, примерно такой был курс кроны к рублю в июле прошлого года. В провинции и вечером цены ниже.


Хайкинг



Когда я собиралась в Норвегию, мне даже в страшном сне не могло привидеться, сколько придется пройти пешком. В Норвегии все достопримечательности – а они исключительно природные: ледники, водопады – спрятаны далеко и надежно от автобанов, трасс. Машину оставляешь на стоянке и вперед, в многокилометровый путь, чтобы полюбоваться на самый лучший водопад, на самый интересный водопад, второй в Европе по красоте, на ледник, который тает, на самый большой ледник, на видовую площадку, откуда суперчудесный вид на фьорд. Причем, идти приходится не по накатанным дорогам и дорожкам, а по тропкам, прыгая по огромным валунам, камням, то вверх, то вниз, - а внизу часто крутой обрыв, бурлящая речка. Все эти подъемы в Норвегии начинаются благостно, а заканчиваются козьими тропами. Коз, овец там видимо-невидимо, взбираются туда, где только птички присаживаются.



Восхождения очень коварные, в редких и совсем опасных местах брошен канатик, но в основном полагаешься только на свою сноровку, подготовку, везение. Люди, кстати, падают – и насмерть. Песни Высоцкого барабанчиком били в мозгах – «и надо свернуть, обрыв обогнуть, но мы выбираем трудный путь» - ох, да другого просто нет. Я в первое восхождение на водопад Lindalsfossen надела обычные кроссовки, так еле уберегла ноги от травм. Обычный прикид туриста в Норвегии летом: шорты, маечка и огромные шузы на ногах. Пока добираешься до очередного водопада, таких туристов встретишь немало, и каждый обязательно скажет тебе: хай. Потому и восхождения именуются хайкинг. Походы эти колдовские - не свернуть, не повернуть, потому что ведь часть пути пройдена и уже нелепо поворачивать назад, и ты как заговоренный ползешь вверх и вперед. Однажды мы так прошагали 6,5 километра мимо четырех водопадов. Туда. Ополоснув разгоряченные ноги в ледяной воде озера, которое образовал главный водопад Vetti, мы с ужасом поняли: чтобы вернуться к машине, надо вернуть эти километры. В итоге – 13 километров, причем без обеда. «Пива!» – хрипели наши глотки у финишного кафе, которое молодой норвежец очень грамотно поставил у дороги. Надо сказать, что если после первых подъемов мыщцы были как каменные, то вскоре мы попривыкли и относительно бодро шагали по этим горным тропам. Я обнаружила уже дома, что если и не похудела за поездку, то все объемы – ног, рук, талии, бедер - уменьшились. К значку «турист СССР», полученному мною еще в школе, могу уверенно добавить звание - «турист Норвегии».
Вот на этих дорогах я, завзятая биатлонная болельщица, поняла, откуда у норвежских биатлонистов эта невиданная выносливость. Почему незабвенная Тура Бергер на последних километрах трассы не падала от усталости, а с каким-то остервененьем вспрыгивала в призы. И почему так легко и непринужденно братья Бё или Свендсен взбираются в горки и прямо-таки горнолыжно с них сигают, долетая до финиша. Почему появился великий Бьерндален. Маленькая девочка, лет трех, отбивалась от мамы, которая хотела взять ее на руки и ковыляла по горной тропинке сама – это как раз на обратной дороге в 13 км. Родители с двумя сыновьями младшего школьного возраста почти бежали по горной каменистой тропинке, обгоняя и нас, и всех. Гулянье по этим тропам – когда не свернуть, не повернуть – здесь обычное времяпрепровождение для семей с маленькими детьми (а вот этот ясельный малыш пока посапывает в рюкзачке за спиной папы), с повзрослевшей ребятней, для молодых, для почтенных ветеранов. Это традиция. Выносливости не занимать и велосипедистам, которые встречаются вообще там, где Макар телят не гонял и крутят, крутят свои педали, взбираясь на крыши мира. Еще в Норвегии в моде батуты, которые стоят в частных двориках и в детских заведениях, возле них всегда толпа ребятни – а прыгать на них, между прочем, совсем непросто.





Дороги



Путешествовать по Норвегии – одно удовольствие. Здесь дороги, как открытые карты, в каждом малюсеньком городке есть информбюро, где можно набрать всевозможных карт, по Интернету забронировать кемпинг в любой части страны. Вдоль дорог – места для отдыха, симпатичные столы и скамьи, оформленные с элементами местного колорита, стенды с картами, фотографиями, иногда даже архивными. Туристические домики в самых отдаленных местечках, кемпинги в самых приятных местах, полянки для палаток – в самых неожиданных. Чистые туалеты с горячей водой и столами для пеленания маленьких детей мы видели даже в таких местах, где проезжает по три машины в день. Постоянно встречаются видовые площадки, потому что сами дороги узкие, петляют по горам серпантином, и остановить машину чаще всего на обочине нельзя, потому что обочины нет - а есть резкий обрыв. Норвежцы водят машины резко и очень профессионально, но всегда вежливо, уступая путь в узких местах. Нам повезло – большую часть поездки здесь была жаркая погода, виды фьордов, особенно сверху, ничуть не отличались от итальянских пейзажей или испанских. Вообще я мечтала отдохнуть в Норвегии от саратовской жары. Но попала: и вместо суровой Норвегии увидела солнечную Норвегию, температура днем доходила до 38 градусов. Но вот въехали мы в страну в такую погоду, что врагу не пожелаешь. В полном тумане, где не видно было фар впереди идущей машины и встречной тоже, мы гоняли по вечерним и ночным дорогам. В общем-то, мы должны были уже ночевать в кемпинге. Но короткую дорогу из-за камнепада закрыли, пришлось делать приличный крюк уже ночью, причем часть пути преодолевать по старой, закрытой трассе, то есть по глиняной скользкой дороге, сначала под дождем, потом в сплошном облаке, потом в тумане, где непонятно было даже, куда повернет дорога - вправо или влево. А справа- скала, слева - обрыв, или наоборот. И так 6 часов. Честно говоря, давно я не испытывала такого страха. Опоздали на паром, который вроде бы по расписанию должен был ходить круглосуточно. Ан нет: 3 часа ночи, гулкий пустой причал, дождик, махонькое строение типа вокзальчик. Мы захватили свои спальники и удивительным образом провалились в сон на деревянных узких лавках в этом строении. И вдруг в сон ворвался крик: «Подъем, паром пришел!». Командора в машине разбудили огни невесть откуда взявшегося парома. Он зачем-то пришел, переправив на наш берег одну машину, и хотел было вернуться назад порожним, пока мы с криком и гиканьем, подхватывая свои спальники, гаджеты и бутылки с водой неслись к машине, чтобы она ввезла нас на этот ночной транспорт. Вот этот момент тролли явно проспали. Потом еще несколько часов мы пилили по пустынным дорогам, где в предрассветной синеве рассмотрели вдалеке оленя, который нехотя взгляну на нас и спокойно скрылся в лесу.



Норвегия-это страна прекрасных дорог с самым неинтенсивным движением. Что еще покоряет в Норвегии, так это тоннели. Сеть их огромна, они соединяют страну, разрезанную этими фьордами на куски. Бывают и очень коротенькие, а бывают и целые настоящие подземные дорожные развязки под 20 километров. Нигде я не видела такого огромного количества государственных флагов: не только в городках и деревнях возле административных зданий коммун, но мачты с флагами особенно популярны возле разбросанных по горам домам. Не знаю, так ли это, но меня уверяли, что это традиция, что если флаг поднят, то хозяин дома и можно собираться в гости. Наверное, это актуально и сейчас, потому что сотовая связь в горах пропадает.


Хороша страна Норвегия, но палатку поставить негде



Эта фраза стала нашим ежевечерним рефреном.Вся Норвегия перетянута скромными лентами, почти незаметной проволокой, узкими оглоблинами – это заборы, за которыми частная собственность, где туристов не ждут. Заборов в нашем понимании здесь нет вообще, дома вдоль дороги стоят без всяких ограждений, заезжай, куда хочешь. Но поскольку частная собственность здесь священна и неприкосновенна, то никто не заезжает в чужой огород, не заступает за ленточку. Поиски свободного места для палатки у нас порой занимали до 2-3 часов, особенно в нахоженных туристических округах, и иногда в отчаянии мы разбивали ее уже в темноте и утром обнаруживали, что стоим рядом с маленькой свалкой или вообще это обочина дороги. Виды на озеро были необыкновенно красивы ранним утром, но когда мы уезжали, то прямо на дороге уже встретились с приличным камнем - местный житель так отреагировал на наше появление. Да, я первые дни не могла понять, как это – пить воду из озера, из рек – а это можно и нужно, она чистая, она с тающих ледников, с мощных водопадов. Вообще в Норвегии бюджетным туристам лучше отдыхать в кемпингах. Там за приемлемые деньги можно снять домик, как правило, на четверых, нормально выспаться, постираться, искупаться. Последнее надо делать очень быстро. Под шум неумолкающего водопада, в стране, которая занимает одно из ведущих мест в мире по выработке электроэнергии, мы платили 10 крон за 5 минут в душе. В душе автоматик, опустил в него монетку – вода полилась. Намылил голову - вода закончилась. Пошел посуду мыть - нет, здесь бесплатно, но только в раковине и никаких потоков проточной воды.



У автотуристов есть свои преимущества: мы преодолели 4,6 тысяч километров. Мы могли менять маршруты, не связанные даже бронью в кемпинге, могли отстать, опоздать – к собственному ужину, приготовленному в походных условиях. Но очевидны и минусы: общение с местными выходило по минимуму. Общение с норгами (так я их называла всю поездку, считая, что сочетание «рг» больше отражает характер этих людей и дух страны) не получилось, так, пару-тройку раз перекинулись с местными. На трекингах смешные были встречи. На безобразном английском задаем вопрос парочке, комментируем ответ на русском, а девушка нас на русском поправляет. У компании спрашиваем путь, а они на русском советуются, как нам сэкономить время – литовцы. Да, они отдали нам свой билет на паркинг – ну наши люди! На дороге останавливаем машину, опять же вкручиваем английский, а дама за рулем, вздохнув, отвечает: «Давайте лучше на русском». Латышка. Прибалтов много, сами признают – работаем, где можно, официант, водитель, не гоняемся за престижными местами, но денег достаточно. А основной контингент туристов - немцы, поляки, голландцы, французы. Передвигаются многие иностранцы на кемперах - домик на колесах, в которых есть все для хорошей и главное, независимой жизни. Русских встречали мало. А вот на огромных океанских лайнерах русских достаточно. Обзор страны, конечно, на таком круизе ограничен, в трекинги здесь вряд ли ходят.


Маршрут



Командор выбрал для путешествия западное побережье Норвегии, а мы не возражали. Места там наиживописнейшие. Мы переехали, объехали вдоль и поперек (поперек – на паромчиках) несколько фьордов, в самом живописном, Гейрангере, он входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО, пару дней жили, катались на лодке по нему, рассматривая на этот раз с воды знаменитые водопады – Семь сестер, Фата невесты и прочие.Описывать красоты здешней природы я не берусь – это совсем неблагодарный труд и невозможный. Виды здесь фантастические, порой нереальные. А какая смена широт, климатов, видов! Когда за несколько часов из плодородной долины, прогретой солнцем, где вдоль дороги тянутся приплюснутые с боков яблони (здесь их так формируют, вытягивая вдоль шпалер), вишневые сады, прикрытые полиэтиленом от птиц, где тебе предлагают клубнику и черешню в симпатичных корзинках (это суровая Норвегия?), из этих практически итальянских видов забираешься вверх, в горы, и оказываешься на плато, покрытым снегом, где вполне себе марсианские пейзажи, где разноцветный мох пружинит под кроссовками и жутко ледяная вода в озере – и все это так быстро, и этого так много! И снова вниз, в тепло, в июль. Фотографировать там можно ежеминутно. Можно прилипнуть к окну и не отрываться, пытаясь вобрать в себя, запомнить, сохранить эту красоту. Мои глаза напитались красотой до упора. Но когда мы устали от созерцания очередного, -надцатого водопада, то заглянули в Берген. Вообще архитектура городковздесь– пуританская, никаких особых излишеств, доминируют прямоугольники. Зато Берген с пряничной Ганзейской набережной, с рыбным базаром, со столпотворением яхт у причалов – просто сказка.
Видимо, тролль скинул моего приятеля с валуна в озеро, и тот искупал новенькую видеокамеру и растянул ногу. Из-за чего радостно отказался от восхождения на кафедру проповедника. Здесь уже тролль рассекал возле меня.Второй раз за поездку мне было страшноватенько на кафедре проповедника. В Норвегии есть несколько мест, куда в обязательном порядке надо залезть или увидеть – дорога орлов, которую мы прошмыгнули в тумане. Стена троллей – 1 км резко вверх – этот вариант даже не рассматривался. Кафедра проповедника была более щадящим местом. Это ровная площадка в 25 на 25 метров на высоте 600 м, с которой открываются фантастические виды и до которой по узкой тропке добираться чуть более 2 часов. Туда мы ползли под солнцем, искупались в озерце на полпути, на самой кафедре попали в толпу, которая бегала по площадке с фотоаппаратами, пытаясь запечатлеть себя ну почти на краю пропасти. Все бы хорошо, но на обратном пути пошел дождь, перешедший в ливень. Народ ломанулся вниз, обгоняя и подрезая друг друга на узенькой тропинке, где шаг в сторону – обрыв и вниз как камешек. Камни - валуны стали скользкими. Несколько человек на моих глазах подвернули ноги, их спускали друзья. Я ползла одна, промокшая не до трусов- до кожи, пытаясь унять дрожь в ногах, опять же под эти строки - ну когда «от напряженья колени дрожат» и когда «уж лучше, чем от водки и от простуд». А я ведь не натренированная альпинистка, я просто погулять вышла. Никогда до этого я так не думала над каждым шагом, выбирая, куда поставить ногу и как при этом отклониться от пробегавших вниз представителей всего мира- крики, по крайней мере, раздавались на десятках языков. Но доковыляла.




Законопослушные норги



Полицию мы увидели на десятый, по-моему, день в Бергене - ребята припарковались у кафе и пошли обедать. Больше никогда. Здесь законы блюдут сами. В Норвегии много чего платного - дороги, поляны, на которых можно разбить палатку, туристический домик, рыбалка в озерах. Плата часто осуществляется необыкновенно просто. Стоит в начале платной дороги или возле туристического домика небольшой ящик, в нем другой, куда в щель бросаешь монеты, отрываешь квитанцию, записывая в ней свои данные, а в домике или на поляне и не записывая ничего - и все, оплатил, свободен, пользуйся. Однажды, забравшись в горы, мы наблюдали, как в такой ящик на пустынном плато компания молодых норвежцев кидали деньги, чтобы получить разрешение на вечернюю рыбалку. Вокруг – на десятки километров – ни души. Ящик, ребята, озеро. Ох, да что говорить. Спросите: платили ли мы? На дорогах - обязательно, а вот на полянке у озера –хм… Кстати, рыбалка разрешена в озерах за деньги, а во фьордах – бесплатная.
Красные амбары покорили меня еще в Швеции, где они разбросаны посредине зеленых полей и очень живописуют равнинные ландшафты. Чем они покрашены - мы в дороге не поняли, но уже дома я выяснила, что это фалунская краска, замечательно предохраняющая древесину, своего рода бренд Швеции. Такие же амбары встречались и в Норвегии, но здесь в сельской архитектуре своя фишка – зеленые крыши. Это не цвет краски, просто на крышах растет трава. Эта старинная технология уходит вглубь веков. Как-то в горах мы подробно рассмотрели эту крышу в разрезе. Кора, дерн, трава. На современных домиках, а мода на зеленые крыши возродилась сначала в туристических центрах, музеях, гостиницах, но не только - видимо, прокладывают современный водонепроницаемый слой, а на старых домах и сараях – только кора. Разнотравье волнуется на ветру, крыши впитывают влагу, становясь чуть ли не вдвое тяжелее, но замечательно держат тепло, экологичны во всех отношениях. «Да и с самолета, ракеты домик не различить – маскировка, однако», - подвели мы итог их плюсам. Викинги были предусмотрительными людьми. Если еще о цвете в Норвегии - то ледники здесь голубые, этот многовековой голубой снег так необычно держать в руках - надо только опять же прошагать до него километры пути. Воголубой снег так необычно держать в руках - надо только опять же прошагать до него километры пути. Вода в фьордах зеленая, а в горных озерах - голубая. (Или наоборот?) Но везде чистая, холодная, местами ледяная.
Обычное дело: после поездки в страну появляется повышенный интерес к новостям, к культуре этой страны. Вот и я узнаю, что курс кроны по отношению к доллару и евро тоже падает: цена на нефть, чтоб ей, сказывается. Но не так оглушающее, как наша национальная валюта. Я открыла для себя норвежское кино. Всем советую посмотреть фильм «Дурацкое дело нехитрое» норвежского режиссера Ганса ПеттераМоланда, отличная черная комедия. Я вместе с ним побывала в зимней Норвегии и зашлась от смеха от совершенно необычного применения водопадов. И даже выучила фамилию известного актера – Скарсгард. Так что путешествуйте вместе с замечательным фильмом – и будет вам яркое представление об этой удивительной стране и ее людях. У этого режиссера есть и другие фильмы, а еще есть и другие норвежские режиссеры. Так что путешествие в Норвегию продолжается.
Комментарии
Анна К
4 марта 2015, в 16:49

Очень интересный рассказ! Ещё бы фото побольше;)

Дарья Замогильная
5 марта 2015, в 09:15

ограничение по количеству символов не дает разместить больше фоток( и так текст сократила до минимума.

Людмила Назарова
4 марта 2015, в 18:44

Была в Норвегии дважды,обалденная красота!Самое впечатляющее место "Стена троллей"и Гейрангер.
Трондхейм и Берген - очень красивые города,но водопады и фьорды сердцу милее.
Все конечно очень дорого,но душа отдыхает,а это того стоит!

Дарья Замогильная
5 марта 2015, в 09:20

мы пришли к выводу, что наш Пермский край ничуть не хуже, но в Норвегии всё доступно, устроено для туриста плюс быстрая смена климатических поясов делает путешествие более чем приятным

Иван Привальцев
2 февраля 2017, в 04:09

На Камчатке все не менее красиво и не менее дорого, но жаль, что ничего не развито и нацелено, к сожалению, в первую очередь на богатого иностранного туриста...

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
Хватит думать о ямах на дороге, наслаждайся приключениемФитжугх Муллан