Хыналуг - где начинается Азербайджан
Если Вам интересна история и возникновение народов мира, то древний крах Хыналуг - это находка для туриста-кочевника. Ведь именно здесь по данным языковедов - родина яфетических языков.
Селение Хыналыг, жители которого отличаются особым языком и культурой, что указывает на их длительную физическую изолированность от других народов.
Вполне вероятно, что хыналыгцы будут иметь заметную генетическую дистанцию от других жителей страны и при этом могут быть в довольно близком родстве внутри своей группы.
Древние греки создали 7 чудес света. Однако греки не слышали о других чудесах света, поскольку их познания ограничивались ареалом Средиземного моря. Им было неведомо, что имеются многочисленные памятники культуры в Индии, Китае, Азии, на Ближнем и Среднем Востоке. Речь идет о достойных восхищения пирамидах Египта, мавзолее Галикорнаса, Родосском Коллосе, Александрийском маяке, храме Артемиды в Эфесе, скульптуре олимпийского Юпитера, висячих садах Семирамиды. Если мы ограничимся этими семью чудесами света, то мы должны забыть о Вавилонской башне, Баалкбэке, Тадж-Махале, арке Чандрагульты, великой Китайской Стене, Фатегпуре и языке древнего села Хыналыг, которые заявят: погодите, мы тоже в числе этих чудес света.
Я, еще будучи ребенком, своими глазами в 40-х 50-х годах увидел в селе изготовленные из бронзы нож, топор и алебарду. Позже я узнал, что подобные и другие предметы еще более распространены на территории Ходжалы, Кедабека, Гянджы, Шамкира, в Нахычеване, в окрестностях городов Ардебиль и Урмия Южного Азербайджана
Обращаясь к истории Хыналыга, следует обратить внимание на восемь кладбищ в районе села. Разумеется, есть кладбища и у других древних городов и сел. Однако, хыналыгские кладбища вызывают у человека благоговейное уважение. Бесконечные могилы от местечка Гияд-Терези, через село, кончая местечком Рутсош и рекой Дэйирманчай. Кому они принадлежат? Ясно, что захоронения относятся к Хыналыгу, все погребенные являлись жителями этого села. Хыналыг окружают горы Гызыл Гая, Шах Дагы, Туфан Дагы и Хыналыг Дагы. Говорят, что на расстоянии 3-4-х километров от села, у подножия горы Туфан Даг находится довольно большое озеро. В этом озере есть большой кусок дерева. Большинство охотников Хыналыга видели это озеро и этот кусок дерева. Вообще многие охотники ходят туда на охоту. Они пытались
с берега дотянутся до этого куска дерева, однако их попытки никогда не увенчивались успехом. Начиная с середины второго тысячелетия до н.э. здесь было развито плуговое земледелие ( хыш ); вплоть до 60-х годов прошлого столетия здесь пахали деревянным плугом. Сельчане пользовались плугом при посадке пшеницы, ячменя, проса, чечевицы. Плуг тащили пара сильных быков. Крестьяне, держась за плуг, проводили
вспашку, на шее быка сидел еще чубукчу (человек с прутом), который направлял справа и слева быков понукал их. По окончании работы ранджбары и чубукчу отвадили быков на колхозный двор. Можно сказать, что хыналыгцы-потомственные скотоводы и земледельцы. Плуг и плуговые снасти достались и в наследство от предыдущих поколений.
Есть еще легенда, отражающая историю Хыналыга. Здесь говорится, что когда-то село Хыналыг было расположено за селом Гибля. Однажды случилось сильное землетрясение, село ушло под землю, люди погибли, те, кто остались в живых, перешли на левый берег реки Гудиялчай и поселились на территории нынешнего села напротив горы Гибля. Некоторые охотники считают, что якобы за горой Гибля имеются остатки стен старого села. эта легенда имеет под собою реальную основу: На самом деле на вершине горы Гибля постоянно дуют ветры, часто случаются ураганы. Жить в таком месте, где властвуют холод и ураганы, там где нет речной или родниковой воды, очень трудно. Там нет хороших условий для проживания. За горой Гибля находится также высокая гора, перевал Салават. На такой высоте заложить село невозможно. Среди гор Большого Кавказского Хребта горный перевал Салават находится на 2895 м выше уровня моря. Что же касается остатоков стены, которую видели охотники на склоне горы Гибля, возможно, что это остатки пещеры или землянки. Возможно,что люди каменного века, эпохи Палеолита жили здесь в пещерах и находили здесь убежище. Археологические раскопки показывают, что на склонах гор Большого и Малого Кавказа расположено множество таких жилищ. Отметим также, что на склоне горы Гибля нет площадок для строительства жилищя. Здесь горные высоты, скалы. Что же касается расположения села Хыналыг напротив горы Гибля, и самонаименование местными жителями этой горы как "Кяттиш" (то есть гора, которая бросает нам вызов), то это имеет совершенно другой смысл. Прежде всего, возможно, что про совершении намаза это слово употреблялось в силу необходимости смотреть в сторону Гибля (священный камень в Саудовской Аравии). В этом смысле употребляется выражение- наше село находится напротив Гибля. Слово Хыналыг тюркского происхождения, и окончание "лыг" является аффиксом азербайджанского языка. Некоторые исследователи (отметим, что пока что село Хыналыг основательно исследовано еще не было),связывают слово "Кятиш" с кельтской этнической группой, жившей в среднем и нижнем течении реки Енисей Красноярского края России, численностью немногим более тысячи человек; говорят, что Хыналыгцы и есть переселенцы с берега Енисея.
Селение Хыналыг, жители которого отличаются особым языком и культурой, что указывает на их длительную физическую изолированность от других народов.
Вполне вероятно, что хыналыгцы будут иметь заметную генетическую дистанцию от других жителей страны и при этом могут быть в довольно близком родстве внутри своей группы.
Древние греки создали 7 чудес света. Однако греки не слышали о других чудесах света, поскольку их познания ограничивались ареалом Средиземного моря. Им было неведомо, что имеются многочисленные памятники культуры в Индии, Китае, Азии, на Ближнем и Среднем Востоке. Речь идет о достойных восхищения пирамидах Египта, мавзолее Галикорнаса, Родосском Коллосе, Александрийском маяке, храме Артемиды в Эфесе, скульптуре олимпийского Юпитера, висячих садах Семирамиды. Если мы ограничимся этими семью чудесами света, то мы должны забыть о Вавилонской башне, Баалкбэке, Тадж-Махале, арке Чандрагульты, великой Китайской Стене, Фатегпуре и языке древнего села Хыналыг, которые заявят: погодите, мы тоже в числе этих чудес света.
Я, еще будучи ребенком, своими глазами в 40-х 50-х годах увидел в селе изготовленные из бронзы нож, топор и алебарду. Позже я узнал, что подобные и другие предметы еще более распространены на территории Ходжалы, Кедабека, Гянджы, Шамкира, в Нахычеване, в окрестностях городов Ардебиль и Урмия Южного Азербайджана
Обращаясь к истории Хыналыга, следует обратить внимание на восемь кладбищ в районе села. Разумеется, есть кладбища и у других древних городов и сел. Однако, хыналыгские кладбища вызывают у человека благоговейное уважение. Бесконечные могилы от местечка Гияд-Терези, через село, кончая местечком Рутсош и рекой Дэйирманчай. Кому они принадлежат? Ясно, что захоронения относятся к Хыналыгу, все погребенные являлись жителями этого села. Хыналыг окружают горы Гызыл Гая, Шах Дагы, Туфан Дагы и Хыналыг Дагы. Говорят, что на расстоянии 3-4-х километров от села, у подножия горы Туфан Даг находится довольно большое озеро. В этом озере есть большой кусок дерева. Большинство охотников Хыналыга видели это озеро и этот кусок дерева. Вообще многие охотники ходят туда на охоту. Они пытались
с берега дотянутся до этого куска дерева, однако их попытки никогда не увенчивались успехом. Начиная с середины второго тысячелетия до н.э. здесь было развито плуговое земледелие ( хыш ); вплоть до 60-х годов прошлого столетия здесь пахали деревянным плугом. Сельчане пользовались плугом при посадке пшеницы, ячменя, проса, чечевицы. Плуг тащили пара сильных быков. Крестьяне, держась за плуг, проводили
вспашку, на шее быка сидел еще чубукчу (человек с прутом), который направлял справа и слева быков понукал их. По окончании работы ранджбары и чубукчу отвадили быков на колхозный двор. Можно сказать, что хыналыгцы-потомственные скотоводы и земледельцы. Плуг и плуговые снасти достались и в наследство от предыдущих поколений.
Есть еще легенда, отражающая историю Хыналыга. Здесь говорится, что когда-то село Хыналыг было расположено за селом Гибля. Однажды случилось сильное землетрясение, село ушло под землю, люди погибли, те, кто остались в живых, перешли на левый берег реки Гудиялчай и поселились на территории нынешнего села напротив горы Гибля. Некоторые охотники считают, что якобы за горой Гибля имеются остатки стен старого села. эта легенда имеет под собою реальную основу: На самом деле на вершине горы Гибля постоянно дуют ветры, часто случаются ураганы. Жить в таком месте, где властвуют холод и ураганы, там где нет речной или родниковой воды, очень трудно. Там нет хороших условий для проживания. За горой Гибля находится также высокая гора, перевал Салават. На такой высоте заложить село невозможно. Среди гор Большого Кавказского Хребта горный перевал Салават находится на 2895 м выше уровня моря. Что же касается остатоков стены, которую видели охотники на склоне горы Гибля, возможно, что это остатки пещеры или землянки. Возможно,что люди каменного века, эпохи Палеолита жили здесь в пещерах и находили здесь убежище. Археологические раскопки показывают, что на склонах гор Большого и Малого Кавказа расположено множество таких жилищ. Отметим также, что на склоне горы Гибля нет площадок для строительства жилищя. Здесь горные высоты, скалы. Что же касается расположения села Хыналыг напротив горы Гибля, и самонаименование местными жителями этой горы как "Кяттиш" (то есть гора, которая бросает нам вызов), то это имеет совершенно другой смысл. Прежде всего, возможно, что про совершении намаза это слово употреблялось в силу необходимости смотреть в сторону Гибля (священный камень в Саудовской Аравии). В этом смысле употребляется выражение- наше село находится напротив Гибля. Слово Хыналыг тюркского происхождения, и окончание "лыг" является аффиксом азербайджанского языка. Некоторые исследователи (отметим, что пока что село Хыналыг основательно исследовано еще не было),связывают слово "Кятиш" с кельтской этнической группой, жившей в среднем и нижнем течении реки Енисей Красноярского края России, численностью немногим более тысячи человек; говорят, что Хыналыгцы и есть переселенцы с берега Енисея.
Читайте также
4 декабря 2024
343
3 декабря 2024
1 229