Города России, в которых есть метро
Метро есть в семи городах России: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Казани, Екатеринбурге и Самаре. Рассказываем, в чем особенности каждой из подземок.
1. Москва
- Протяженность метро: 466 км.
- Количество линий и станций: 14 линий, 268 станций.
- Первая станция: «Сокольники», открылась 15 мая 1935 года.
Метрополитен в Москве хотели построить еще в конце XIX века, но проект пришлось отложить из-за активных протестов русской православной церкви. Она считала подземное строительство вторжением в «греховную преисподнюю». Против метро также выступали владельцы трамвайных компаний, которые опасались конкуренции.
К строительству подземки вернулись только в советское время, в 1931 году. При проектировании инженеры опирались на опыт англичан: во время прокладывания туннелей они использовали защитные щиты, чтобы обеспечить безопасность рабочих в случае оползней. Помимо этого, заимствовали английскую технологию строительства эскалаторов.
Сейчас московский метрополитен перевозит более 2 млрд пассажиров в год и занимает второе место в мировом рейтинге, уступая лишь Токио, где ежегодный пассажиропоток составляет 3,6 млрд.
48 станций московского метро имеют статус объектов культурного наследия и поражают иностранцев своей красотой. Больше 50 станций облицованы известняком или мрамором, в которых сохранились фрагменты и окаменелости древних ископаемых организмов, живших в эпоху динозавров. Это кораллы, морские губки, иглокожие и разные виды моллюсков.
Размер самого большого древнего «жителя» московского метро — 60 см в диаметре. Этот головоногий моллюск находится на одной из центральных колонн станции «Парк Победы». Большинство окаменелостей относят к юрскому периоду, их возраст составляет от 145 до 200 млн лет, а возраст самых древних организмов — губок — может доходить до 650 млн лет.
2. Санкт-Петербург
- Протяженность метро: 125 км.
- Количество линий и станций: пять линий, 72 станции.
- Первая станция: «Автово», открылась 15 ноября 1955 года.
Ежегодно метро Петербурга перевозит более 700 млн человек и является четвертым по пассажиропотоку в Европе, уступает только Москве, Парижу и Лондону.
Петербургский метрополитен — самый глубокий в мире. Средняя глубина заложения станций составляет 57 м. «Адмиралтейская» — самая глубокая станция в России, а также вторая в мире, находится на глубине 86 м.
Метро в Петербурге также считается одним из самых красивых, и многие станции входят в мировые рейтинги. Так, в 2014 году британский журнал The Guardian назвал станцию метро «Автово» самой красивой в мире. Она действительно вызывает восхищение: платформа напоминает настоящий дворец со стеклянным полом и колоннами, облицованными мрамором и пластинами из литого стекла. К сожалению, проект успели завершить только частично: из 46 колонн декорировали 16, после чего процесс остановили по приказу Хрущева, который выступал против архитектурных излишеств.
3. Нижний Новгород
- Протяженность метро: 22 км.
- Количество линий и станций: две линии, 15 станций.
- Первая станция: «Ленинская», первый участок заработал 20 ноября 1985 года.
Нижегородский метрополитен — третий по протяженности в России. Его строительство начали в декабре 1977 года, а уже в 1985-м открылось сразу шесть станций.
В 2017 году здесь стало возможным оплачивать проезд банковской картой и другими бесконтактными способами. Ранее это было доступным лишь в Лондоне и Чикаго.
До 2020-го «Московская» была единственной станцией в России, где размещалось четыре пути, которые обслуживали обе линии. Затем в Москве открылась «Нижегородская» станция метро, аналогичная по строению.
Особый интерес представляет станция «Комсомольская», где находится музей метрополитена. Там же заложена капсула с посланием в будущее, которую должны открыть в 2087 году.
С 2010 года все жетоны нижегородского метро — с отверстием в центре. Дело в том, что жетоны нижегородского и петербургского метро были практически одинаковыми, в то время как цена проезда в Петербурге была вдвое выше. Чтобы избежать большого оттока жетонов из Нижнего Новгорода в Северную столицу России, в них проделали отверстия.
4. Новосибирск
- Протяженность метро: 16 км.
- Количество линий и станций: две линии, 13 станций.
- Первая станция: «Площадь имени Ленина», первый участок заработал 7 января 1986 года.
Новосибирский метрополитен — первый и пока единственный в Сибири. Здесь находится самый длинный крытый метромост в мире. Он соединяет два берега Оби, а его длина составляет 2 145 м. Такая длина объясняется тем, что Обь — самая широкая река в России.
Чтобы решить проблему с нежелательными вибрациями при движении поездов, пути здесь придумали делать с резиновыми прокладками, и поезда начали ходить намного тише. Со временем новую технологию стали использовать во всех метрополитенах страны. Это обеспечило не только более комфортные условия для пассажиров, но и снизило негативное воздействие на здания. Ведь сильная вибрация может способствовать повреждению фундамента и образованию трещин.
Все станции в новосибирском метро заложены относительно неглубоко. Например, «Сибирская», самая глубокая, находится всего в 15 м от поверхности. Такое строительство возможно благодаря устойчивому грунту, который обеспечивает безопасные условия без необходимости уходить глубоко под землю.
5. Казань
- Протяженность метро: 17 км.
- Количество линий и станций: одна линия, 11 станций.
- Первая станция: «Кремлевская», первый участок заработал 27 августа 2005 года.
Метрополитен в Казани — самый молодой в России, а также единственный, построенный после распада СССР. Метро запустили в 2005 году, его открытие приурочили к празднованию 1000-летия города.
Метро в Казани считается одним из самых безопасных и современных в стране. Все поезда полностью автоматизированы и могут управляться без участия человека. Правда, машинист все же находится в поезде, чтобы контролировать работу автоматики.
Каждая из 11 станций представляет интерес с точки зрения архитектуры и отсылает к богатой истории и культуре Татарстана. Например, станция «Кремлевская» находится недалеко от Казанского кремля и гармонично отражает атмосферу этого места: ее стены напоминают кладку кремля, а на платформе установлены мини-копии башен и мечетей. Потолок вестибюля украшает восточный орнамент, который изображает мифического дракона Зиланта — символ Казани.
Другой яркий пример — станция метро «Площадь Тукая». Она оформлена в национальном татарском стиле по мотивам сказок Габдуллы Тукая, известного татарского поэта и публициста. В одном из вестибюлей установлен бюст писателя, а сама платформа декорирована 22-мя мозаичными панно с иллюстрациями к его произведениям. Помимо метро, в Казани есть и другие достопримечательности.
6. Екатеринбург
- Протяженность метро: 12,7 км.
- Количество линий и станций: одна линия, девять станций.
- Первая станция: «Проспект Космонавтов», открылась 27 апреля 1991 года.
Екатеринбургский метрополитен был последним, который открыли в СССР. Его строительство стало самым долгим. Изначальный план включал три линии и 40 станций, но после того, как в 1990-м году прекратилось финансирование за счет государственного бюджета, проект пересмотрели и сократили.
Первая линия состояла всего из трех станций общей протяженностью 2,6 км. На момент открытия это было самое маленькое метро в мире.
Несмотря на сложности с финансированием, девять работающих станций стали интересными объектами с точки зрения архитектуры. Например, «Площадь 1905 года» отличается контрастным дизайном. Станция оформлена из белого мрамора и красного карельского гранита. «Геологическая» посвящена богатству уральских недр: для облицовки станции использовали исключительно местный мрамор черных оттенков, а стены платформы украшает мозаика, где изображен срез земной коры.
Интересно, что в екатеринбургском метро используются жетоны московского метрополитена. Их закупили после того, как Москва вывела жетоны из обращения в конце 1990-х.
7. Самара
- Протяженность метро: 11,6 км.
- Количество линий и станций: одна линия, десять станций.
- Первая станция: «Кировская». Первый участок заработал 26 декабря 1987 года.
Первый заказ на разработку проекта метрополитена поступил еще в апреле 1942 года. Но из-за Великой Отечественной войны процесс остановили и вернулись к нему лишь в 1977 году.
Интересная особенность самарского метро заключается в том, что оно находится не в центре города, как это обычно бывает. А соединяет промышленные районы с жилыми кварталами. Идея такой постройки простая: обеспечить комфортное передвижение работникам заводов по пути на работу и обратно.
В Самаре, как и в метрополитенах других городов России, для облицовки использовали мрамор и гранит, а каждая станция отражает идеи определенной тематики. Здесь расположены станции, посвященные победе в Великой Отечественной войне, труженикам тыла, космосу. Есть также платформа, декорированная в стиле модерн, — в память об архитектурном периоде конца XIX и начале XX веков, когда город застраивался в этом стиле.
Изначально план самарского метро включал три ветки, но после пересмотра проекта в 2022 году отказались от идеи строительства линии с мостом через реку Самару. Запуск второй ветки ожидается к 2030 году.