Италия: города искусств ч.1
Рим
Родина не хотела нас отпускать, наш рейс всё откладывали и откладывали, но всё же через 6 часов ожидания мы взлетели, и через пять с половиной часов приземлились в аэропорту Фьюмичино, городке в 30 километрах от центра Рима. После уральских -30, римские +12, хоть и с дождём, очень порадовали, а в пальмы по краю дороги вообще верилось с большим трудом. «Buona serata!» - приветствовал Вадим, наш сопровождающий, «Buona serata!» - приветствовал Дзелио, наш водитель, и я понял, что таки да, я в Италии
Дорога до Рима заняла около 40 минут, Вадим что-то вещал в микрофон, но я не слушал, я приветствовал пинии и смотрел, смотрел…
Номера в отеле на окраине Рима оказались тёплыми, что тогда нам показалось естественным, но недалёкое будущее расставило всё по своим местам – оказалось, что в маленьких городках Италии не в сезон гостиницы не отапливают, и хорошо, если есть горячая вода. По пути Вадим показал кафе, в котором любезный Валерио угостил лазаньей и красным вином – это была моя первая трапеза на щедрой итальянской земле. К Валерио мы ходили каждый вечер в последующие два дня пребывания в Риме, и ни разу не пожалели - итальянцы понимают толк в еде.
Рим – столица не только всей Италии, а прежде всего региона Лаццио. Италия как страна очень молодая – ей всего 155 лет, до этого времени существовали отдельные княжества, герцогства, королевства, и сейчас разница между регионами страны очень сильна. Например, если миланец приедет на юг, скажем, в Неаполь, то ему даже общаться будет сложно – там другой язык. И ни один итальянец за границей не скажет, что он итальянец, он скажет, что он, например, генуэзец или сицилиец – это для них важнее.
Рим нельзя назвать идеально ухоженным, чистым и рафинированным городом, его проспекты и узкие улочки не блещут чистотой, а по ночам на них не так много огней - Рим по ночам темноват. Потоки машин несутся день и ночь, приезжие темнокожие предлагают всевозможные сувениры и мелочи, футболки, кепки, зонты – от всего этого никуда не денешься, конечно, но Рим всё равно, незаметно и ненавязчиво очаровывает. Очаровывают невероятные пинии, балконы с цветами, мосты через Тибр – неброские, но если не спешить, то очень живописные. Очаровывают улицы на окраинах с двух-трёх этажными домами, с садиками, в которых спеют лимоны и мандарины.
Конечно, Рим невозможно себе представить без Ватикана - самого маленького по площади государства - всего 44 гектара. По площади, но не по значению. Наверное, нет на свете человека, который бы не знал, кто такой Папа Римский, его авторитет огромен, он является духовным отцом более чем миллиарда католиков по всему миру. Парки и музеи Ватикана украшают величайшие произведения искусства, здесь 24-летний Микеланджело создал свою первую и самую известную «Пьету», а в 30 с одним подмастерьем, смешивающим краски, расписывает свод Сикстинской капеллы, войдя в которую теряешь дар речи.
Глядя на величественные останки римских форумов, очень живо представляешь себе, как тут собирались сенаторы и другие уважаемые люди Рима и решали судьбы не только страны, но и мира. Колизей был построен для того, чтобы поражать воображение всех, кто приезжает в Рим, и ему это до сих пор удаётся, поверьте. Римляне называют его «Череп», может, отдавая дань его древности. На улицах Рима множество фонтанов и лестниц, базилик, статуй работы великих мастеров Возрождения - Ботичелли, Борромини, Бернини и многих-многих других. Рим – это один огромный музей, с коллекцией произведений искусств которого не сравнится ни один город Европы, а может быть и мира. И дело не только в их количестве, не только в наивысшем уровне мастерства, с которым они выполнены. Почему в музеях Рима и Ватикана практически нет натюрмортов? Дело в том, что римляне просто не видели смысла в зеркальном отображении предметов. Произведение искусства считалось таковым, если в него была заложена какая-то история, подтекст, и надо сказать, что римляне прекрасно все эти подтексты видели и понимали, и понимают и сейчас – поэтому в Риме нет наружной рекламы.
Помпеи
Дорога в Помпеи заняла часа 4 по прекрасным итальянским магистралям, вдоль знаменитой Аппиевой дороги – главной дороги античного Рима. В больших городах дороги оставляют желать лучшего, асфальт довольно средний, но вот к междугородним дорогам претензий быть не может – разделительная полоса, разметка, указатели, через каждый километр или даже меньше карман для аварийной остановки и телефон для вызова помощи. А над дорогой информационные табло, на которые выводят разную полезную для водителей и пассажиров информацию – о погоде, о пробках, о ремонтных работах и объездах. Наш водитель без труда держал скорость 100 км/ч, и часа через полтора нашему взору стали открываться Апеннины. Был туман, открывались они постепенно, и снежные вершины выглядели очень впечатляюще.
Ещё часа через полтора мы начала подъезжать к Везувию. Его вершина была скрыта туманом, а подножие удивляло плотностью возведения построек – на относительно небольшом по площади участке проживают более 300 тысяч человек. Из-за такой плотности населения Неаполь и его окрестности называют итальянской Калькуттой. Большинство построек возведены тут нелегально, чем пользуются местные политики в предвыборных дебатах, обещая узаконить дома. Что и делается время от времени.
Везувий, к моему удивлению, оказался двуглавым, что придавало ему ещё больше величия. На его склонах видны тёмно-коричневые прогалины – следы стекающей лавы, а сами склоны покрыты совершенно роскошными лесами – ведь вулканическая почва очень плодородна. Вся территория Везувия – это заповедник, «Национальный парк Везувий», там предлагаются экскурсии к самому кратеру вулкана, разумеется, со специально подготовленными проводниками. Такая экскурсия, как мне сказали, стоит 10 евро и длится около часа.
Помпеи – легендарный город с незавидной судьбой, но 24 августа 79 года не только Помпеи были уничтожены. В тот день прекратили своё существование города Помпеи, Геркуланум, Оплонтис и Стабии – очень популярный курорт римской аристократии того времени.
Что больше всего удивляет, когда ходишь по древним Помпеям – это очень хорошая сохранность зданий и фресок. Объясняют это тем, что на город сошёл раскалённый пирокластический поток, который создал безвоздушное пространство, и, остывая, буквально замуровал всё окружающее.
Для своего времени Помпеи были довольно развитым городом, с развитой системой проезжих дорог и пешеходных улиц, и даже со знаками, регулирующими движение. Также тут была и прекрасная система водоснабжения, форум, он же рынок и главная площадь. Разумеется, не забывали и о развлечениях – тем более, что город был портовый и множество моряков сходили на берег. Тут было всё для их отдыха и досуга – театр, он же стадион, всевозможные закусочные и трапезные, термы. Причём термы были с большим вкусом и мастерством украшены – фрески сохранились до сих пор – и такое отношение не удивительно, ведь проводили здесь целый день, начиная с палестры (помещения для физических упражнений) и заканчивая фригидарием (прохладной комнаты с бассейном) и айлептерием – комнатой для массажа.
В Помпеях так же есть хорошо сохранившиеся дома богатых горожан того времени, с прекрасными садами, бассейнами, скульптурами.
Сейчас Помпеи – памятник всем погибшим в тот роковой день и напоминание о силах природы, с которыми мы ничего поделать не можем.
Неаполь
Знакомство со столицей области Кампания Неаполем началось с посещения пиццерии и конечно же с Маргариты – самой первой пиццы в мире, рождённой именно тут, в Неаполе, и названной, по легенде, в честь королевы Маргариты Савойской. Она предельно проста – тесто, томаты, моцарелла и базилик, выпекается в печи при температуре 500 Сº в течении 1,5-2 минут. Когда выносят эту ароматную, огненную, зажаристую до небольших подпалин красавицу, можно забыть обо всём. Это то, что во время пребывания в Неаполе надо выделить отдельной строкой, красной строкой, и обязательно попробовать!
Наш автобус петлял по улицам Неаполя, и практически с любой точки был виден замок Сант-Эльмо, стоящий на высоком холме Вомеро. Этот средневековый замок строился как оборонительное сооружение, потом служил тюрьмой, а потом и надёжным убежищем для многих влиятельных господ, в том числе царевича Алексея Петровича, который скрывался тут от гнева великого отца.
В Неаполе царит свой южный колорит, дома наседают друг на друга, поднимаясь по крутым холмам. Местные жители очень открыты, им нечего скрывать, и бельё здесь принято сушить верёвках, перекинутых через узкие улицы из окна одного дома в окно дома напротив. Неаполитанцы очень располагают к себе этой открытостью, юмором, хорошим настроением. В Неаполе любая женщина – bella, красавица, какой бы внешности и возраста она не была, здесь вы никогда не услышите, как на ребёнка повышают голос. Здесь в магазинчике на набережной вам споют, станцуют, если пожелаете, расцелуют. Не зря символом Неаполя является красный жгучий перчик чили.
С погодой нам повезло, Неаполетанский залив предстал во всей своей красе, а красив он необыкновенно! И даже был виден остров Капри.
Тоскана
Холмам и кипарисам Тосканы надо посвящать поэмы, оды и эпосы, и наверняка более талантливые люди так и делают, потому что виды, которые открываются, не могут оставить равнодушным! Бесчисленное множество раз хотелось остановить автобус или свернуть с магистрали на просёлок, остановиться и поснимать эту красоту, эти виллы под охраной стражей-кипарисов, туманы и холмы. Это действительно одни из самых красивых пейзажей в мире, любоваться ими можно бесконечно и в любую погоду.
Сиена
Сиена, в средние века столица могущественной Сиенской республики, сегодня один из крупнейших туристических центров Италии. Знаменита она тем, что дважды в год – 2 июля и 16 августа - здесь проходит известный праздник Палио. Это бега, в которых состязаются лошади так называемых контрад – районов города, которых насчитывается 17. Почти всё они носят названия животных – Баран, Черепаха, Гусь - у каждой свой флаг и герб.
Жители контрады являются страстными, фанатичными болельщиками своих лошадей, принадлежность к разным контрадам нередко бывает причиной бурных итальянских семейных сцен. Каждая контрада выставляет свою лошадку и жокея, и побеждает, надо сказать, именно лошадь, независимо от того, есть на ней наездник или нет. Проходят бега по Piazza del Campo – главной площади города, включают в себя три круга по 333м. – то есть дистанцию ровно в 1 километр. Длятся они обычно не более 100 секунд. Наездники управляют неосёдланными лошадьми, и иногда слетают с них в крутых поворотах, тогда лошадь часто заканчивает гонку водиночку – поэтому победителем и считается именно лошадь. Надо сказать, что стоит всё это очень недёшево, в фаворитах те контрады, у которых большие финансовые возможности – хорошая лошадь стоит дорого, и гонорар жокею может достигать 200 тысяч евро(!!!) Кроме того, довольно часто практикуются подкупы других контрад, чтобы их лошадь мешала в забеге основным конкурентам, причём на законных основаниях. Умножьте всё это на итальянский колорит и темперамент, и вы поймёте, почему место на балконе, выходящим на Piazza del Campo, во время Палио может стоить 10 тыс. евро.
В средние века главными соперниками сиенцев были флорентийцы, и после многих веков вражды Сиена всё-таки была завоёвана и включена в состав герцогства Тосканского со столицей во Флоренции. Для нас это хорошо тем, что с тех пор город стал провинцией и его облик практически не менялся, что и позволяет сейчас любоваться средневековой архитектурой и ощущать на улицах дух тех времён.
Сегодня Сиена – университетский город, почти половину его населения составляют студенты. И конечно, будучи в Сиене, невозможно не попробовать Кьянти, знаменитое тосканское вино, но будьте с ним осторожны - несмотря на лёгкость, оно довольно крепкое. Если решите прикупить пару бутылочек – ищите с чёрным петушком на горлышке, на этикетке, именно оно настоящее, цена – 15-18 евро.
Флоренция
Из Сиены мы отправились во Флорецию. По пути снова припустил дождик, который перерос в полноценный ливень, поэтому знакомство с колыбелью Возрождения вышло немного смазанным. Флоренция – город искусства в чистом виде, в этом смысле она едва ли уступает Риму. Тут родились Леонардо и Микеланджело и тут же творили, здесь возникли первые ростки Возрождения, здесь Медичи собрали одну из самых великолепных коллекций произведений искусства, находящуюся в галерее Уфицци. Флоренция – родина сурового Данте, как называл его Пушкин, отца современного итальянского языка. Всё это, конечно же, стоит того, чтобы вымокнуть, но увидеть.
Греться и обсохнуть мы зашли в кафе, где решили попробовать флорентийский стейк. Нам посоветовали взять одну порцию на двоих, с некоторым скептицизмом, но мы согласились. Когда нам принесли Его, я понял, что совет был верным. Это был почти килограммовый кусок говяжьего филе с фирменной Т-образной косточкой в самом центре, обжаренный на раскалённых углях до состояния medium. Именно таким он и должен быть – толщиной 4-5 см., снаружи зажаристым, даже чуть обгоревшим, но нежным и розовым в середине. Это невероятно вкусно, такой стейк считается одной из главных достопримечательностей тосканской кухни. Кстати, вдвоём мы порцию так и не одолели…
Пиза
Мы продолжали путешествовать по Тоскане, и следующей остановкой был город Пиза. Остановка была очень недолгой, часа два, поэтому город посмотреть не удалось, лишь некоторые из улочек, ведущих к главной достопримечательности – Пизанской башне. Башня стоит, жива-здорова, выглядит очень красиво и падать в ближайшее время не собирается. Надо сказать, что кроме того, что она стоит под очень серьёзным наклоном (4,5 метра отклонения от центральной осевой линии), так она ещё и поворачивается вокруг своей оси! В это трудно поверить, но это так! Грунт под ней настолько подвижен, что она не только наклоняется, но ещё поворачивается! Очень медленно, конечно, но тем не менее. Ещё один факт о башне, меня поразивший – проектировать её поручили архитектору, которому было всего 19 лет! И надо сказать, с задачей он справился – башня получилась очень изящной, и не его вина, что она отказалась стоять прямо. Когда обнаружили, что башня кренится, её строительство прекратили, и потом ещё на протяжении трёхсот лет разные архитекторы ломали голову над тем, что же с ней делать, и каждый понемногу достраивал. Над пизанцами в те времена уже начинали посмеиваться – мол, даже колокольню достроить не можете, но по прошествии трёхсот с лишним лет жители всё же смогли вздохнуть с облегчением – сооружение было закончено. И поражает своей красотой и изяществом до сих пор. Почему-то у меня теперь отношение к этой башне как к чему-то живому.
Пиза – родина Галилея, здесь он занимался наукой и преподавал и университете. Сейчас Пиза тоже университетский городок, здесь находится одно из самых известных художественных училищ Италии. Тут много небольших магазинчиков с художественными товарами, но стоят они довольно дорого.
Сюда хочется вернуться!
Читайте также