Эклизи-бурун. Позабытый герой крымских гор
Раннее июльское утро. Еще нет шести, а значит, нет нестерпимой жары, которая полноправно завладеет полуостровом буквально через пару часов. Четырнадцать человек и одна собака ждут первый троллейбус на автовокзале Алушты, чтобы подняться на одну из самых высоких вершин Главной гряды крымских гор — Эклизи-бурун на яйле Чатыр-даг.
Гору хорошо видно из города: уступая форпост более популярной Демерджи, Чатыр-даг, тем не менее, надежно прикрывает его тылы, врезаясь в горизонт величественным, массивным утюгом. На самом деле, мало кто понимает, что их ждет. Впереди — целый день и цель на высоте 1527 метров над уровнем моря. И только Катя, местная девушка, которая выступила нашим организатором, проводником и экскурсоводом, находится в полной боевой готовности и держит руку на пульсе, приструнивая самых беспечных.
Мы доезжаем до Ангарского перевала и уже оказываемся на высоте 752 метра над уровнем моря, откуда и начинается наше восхождение. Фото у музейного троллейбуса в начальной точке пути —похоже на сцену из фильма ужасов, в которых обратно обычно возвращаются не все. Но в нашем случае все закончилось хорошо, если не считать нескольких обгоревших под горным солнцем тел, но все по порядку.
Сначала мы просто идем по лесу, ориентируясь на Катю, весело болтая и в принципе не особо соображая, как и куда мы идем. Интерес просыпается возле первого длительного привала – Кутузовского озера, откуда уже отчетливо просматривается вершина Ангар-бурун. В этой точке кажется, что это какая-то нереальная высота и даль. Потом я еще не раз буду поражаться такому хитрому восприятию расстояния в горах. Рядом с Кутузовским озером находится секвойевая роща. Точнее, это секвойядендрон, одно из самых высоких деревьев на планете. Вообще, родина этого гиганта — горы Сьерра-Невада в штате Калифорния, а здесь, возле озера, они были высажены в качестве эксперимента вперемешку с соснами и впоследствии своими широкими пушистыми лапами оттеснили соседей, заняв все отведенное им пространство. И образовали аккуратный кружок на лесном полотне, который очень хорошо просматривается с высоты. В прохладной тени секвойевой рощи можно отдохнуть на специально оборудованной стоянке, что-нибудь поджарить, если есть что, подогреть воды для чая (хотя это лучше сделать на обратном пути, почему – расскажу дальше). А вот воды в источнике, который находится тут же, лучше набрать сразу: летом, в жару, да еще в горах воды мало не бывает.
Чуть в стороне от рощи мы обнаруживаем небольшую смотровую площадку. Все разбредаются по территории стоянки. Кто-то дремлет на рюкзаках в тени веток секвойи. Еще слишком рано, солнце не вышло на уровень пекла, поэтому я падаю прямо на траву и подставляю лицо нежным лучам. Все вокруг живет: шелестит, ползает, жужжит. Мне кажется, я даже слышу, как порхает бабочка. Дурманящие запахи трав и цветов погружают меня в состояние очень острого восприятия. Вы когда-нибудь мечтали в детстве побывать в царстве насекомых? Невидимая для нас, таких больших, людей, жизнь вдруг оказывается на удивление яркой, насыщенной – стоит только опуститься до их уровня и заглянуть вглубь травяной чащи. Но надо двигаться дальше.
Следующая часть пути проходила через буковый лес, и дорога неуклонно шла вверх. Лес довольно редкий, но тенистый, и мы наслаждались прохладой, потому что Катя нас предупредила о том, что совсем скоро мы окажемся под палящим солнцем на долгие четыре часа. Здесь же каждый из нас подобрал себе по размеру (цвету, форме) палку, так как дальше подъем увеличивался.
Всё, лес остается позади, впереди мы уже видим вершину Ангар-бурун. До нее ближе, но мы не ищем легких путей — нам нужна Эклизи-бурун. На часах уже почти полдень, и солнце начинает нещадно жечь.
По пути на плато это ощущается особенно сильно, потому что уже наверху жар зашлифовывается прохладным ветром. Конечно, это не уменьшает риск обгорания, но, по крайней мере, не так жарко. При подъеме в крымские горы летом самое лучшее и правильное развлечение — сбор трав (а вот и ответ, почему чай лучше попить на обратном пути!). Безусловно, нужно знать, как они выглядят. Здесь нам очень сильно помогает Катя, и вскоре у многих из нас рюкзаки пополняются запасами чабреца, мяты, лимонника, душицы и других крымских трав, названий которых я уже не помню.
Крымский эдельвейс
Горный шампиньон
То тут, то там попадаются карстовые воронки. На Чатыр-даге их довольно много, под каждой из них — потенциальная пещера. На северном склоне есть открытые для посетителей пещеры, но много и таких, которые остаются тайной этой горы. И вот мы на плато (или яйле, как называют их в Крыму), справа осталась вершина Ангар-бурун, а впереди уже виднеется гребень Эклизи-бурун.
Ощущение того, что ты поднимаешься в гору, потерялось. Вокруг — широкие «степи» яйлы, изредка перемежаемые грудой камней, будто кто-то специально пришел и набросал их тут. И только кристально чистый воздух, выхолощенный до такой степени, что различаешь мельчайшие оттенки запахов. Как лед, который сохраняет в первозданном виде любые живые существа, камешки, травинки, случайно оказавшиеся в воде в момент, когда ее схватил мороз. Как лед, только воздух.
Последний рывок самый сложный. Земля под ногами становится гулкой. Ощущение словно идешь по тонкому настилу, под которым — пустота. Страшно. Но о страхе тут же забываешь, потому что поток ветра, неожиданно выныривающий на тебя из-под обрыва, в один момент так сильно накачивает тебя воздухом, что становится трудно дышать. Это восторг, охвативший меня при виде сизых волн крымских гор. Разглядеть что-то в деталях почти невозможно, да в этом и нет необходимости. Взгляд мгновенно тонет в плавных изгибах горных пород, затушеванных голубоватой дымкой. Сложно передать ощущение своей малой значимости и одновременно прочной связи, которое возникает в окружении этих титанов. Каждый раз, оказываясь в такой тесной близости с настоящей природой, меня накрывает такое спокойствие и четкое осознание того, что я ДОМА, что я готова остаться тут навсегда.
Я могла бы залипнуть здесь на несколько часов, но нужно исследовать вершину и поворачивать обратно. Привлекательность Эклизи-бурун в том, что с нее видна широкая панорама половины полуострова Крым. При условии хорошей видимости можно различить окрестности Севастополя, Симферополь и прилегающие к нему деревеньки и поселки. Горы Главной гряды имеют особенность: крутой южный и пологий северный склон. Здесь, на Эклизи-бурун, это видно невооруженным глазом. Такое ощущение, что тебя поместили внутрь географической карты. Смотришь на юг, и взгляд стремительно летит с обрыва вниз на лавандовые поля и буковые и хвойные леса, оборачиваешься — и мягко растекаешься по лугам Долгоруковской яйлы. Внизу, почти сливаясь с рельефом побережья, едва видна Алушта.
Гуляя вдоль обрыва, замечаем каменный знак с изображенным на нем голубем на месте некогда стоявшей здесь христианской церкви. Вообще, святилища в горах на Южном берегу Крыма, в том числе на Эклизи-бурун, существовали еще во времена властвования римлян на полуострове. Здесь путешественники и мореплаватели приносили благодарственные жертвы богам, которые оберегали их в странствиях. Под Эклизи-буруном обнаружены остатки средневекового укрепления, а в ялтинском историко-литературном музее можно посмотреть предметы той эпохи, обнаруженные в ходе археологических раскопок, проводившихся в районе Эклизи.
Мы рассредоточиваемся по вершине, каждый задумывается от чем-то своем…
Однако времени немного, а еще нужно успеть спуститься вниз и выпить душистого свежесобранного чая в секвойевой роще. Мы перекусываем хлебом и сыром, которые здесь кажутся безумно вкусными, и не спеша поворачиваем назад.
Полезные советы и лайфхаки при подъеме на Эклизи-бурун (в летний период):
1. Обязательно возьмите навигатор или закачайте оффлайн-карту с подробными тропками (по моему мнению, с этой задачей отличной справляется приложение maps.me).
2. Обязательно используйте солнцезащитный крем и наденьте одежду, которая будет закрывать руки и ноги (не одевайтесь так, как я на этих фотографиях :)).
3. Головной убор и удобная закрытая обувь — еще два непременных условия.
4. Хорошо если будет туристическая палка, но можно добыть и обычную в лесу.
5. Возьмите с собой воды и пустые бутылки (возле секвойевой рощи есть источник).
6. Возьмите еду, чтобы перекусить на вершине.
7. Опционально: пакетики под травы, котелок для воды (и прочие туристические прибамбасы для организации обеда у костра)
8. Отправляться лучше рано утром, чтобы уложиться до захода солнца. Подъем и спуск занимает в среднем 6 часов без учета времени на отдых.
Гору хорошо видно из города: уступая форпост более популярной Демерджи, Чатыр-даг, тем не менее, надежно прикрывает его тылы, врезаясь в горизонт величественным, массивным утюгом. На самом деле, мало кто понимает, что их ждет. Впереди — целый день и цель на высоте 1527 метров над уровнем моря. И только Катя, местная девушка, которая выступила нашим организатором, проводником и экскурсоводом, находится в полной боевой готовности и держит руку на пульсе, приструнивая самых беспечных.
Мы доезжаем до Ангарского перевала и уже оказываемся на высоте 752 метра над уровнем моря, откуда и начинается наше восхождение. Фото у музейного троллейбуса в начальной точке пути —похоже на сцену из фильма ужасов, в которых обратно обычно возвращаются не все. Но в нашем случае все закончилось хорошо, если не считать нескольких обгоревших под горным солнцем тел, но все по порядку.
Сначала мы просто идем по лесу, ориентируясь на Катю, весело болтая и в принципе не особо соображая, как и куда мы идем. Интерес просыпается возле первого длительного привала – Кутузовского озера, откуда уже отчетливо просматривается вершина Ангар-бурун. В этой точке кажется, что это какая-то нереальная высота и даль. Потом я еще не раз буду поражаться такому хитрому восприятию расстояния в горах. Рядом с Кутузовским озером находится секвойевая роща. Точнее, это секвойядендрон, одно из самых высоких деревьев на планете. Вообще, родина этого гиганта — горы Сьерра-Невада в штате Калифорния, а здесь, возле озера, они были высажены в качестве эксперимента вперемешку с соснами и впоследствии своими широкими пушистыми лапами оттеснили соседей, заняв все отведенное им пространство. И образовали аккуратный кружок на лесном полотне, который очень хорошо просматривается с высоты. В прохладной тени секвойевой рощи можно отдохнуть на специально оборудованной стоянке, что-нибудь поджарить, если есть что, подогреть воды для чая (хотя это лучше сделать на обратном пути, почему – расскажу дальше). А вот воды в источнике, который находится тут же, лучше набрать сразу: летом, в жару, да еще в горах воды мало не бывает.
Чуть в стороне от рощи мы обнаруживаем небольшую смотровую площадку. Все разбредаются по территории стоянки. Кто-то дремлет на рюкзаках в тени веток секвойи. Еще слишком рано, солнце не вышло на уровень пекла, поэтому я падаю прямо на траву и подставляю лицо нежным лучам. Все вокруг живет: шелестит, ползает, жужжит. Мне кажется, я даже слышу, как порхает бабочка. Дурманящие запахи трав и цветов погружают меня в состояние очень острого восприятия. Вы когда-нибудь мечтали в детстве побывать в царстве насекомых? Невидимая для нас, таких больших, людей, жизнь вдруг оказывается на удивление яркой, насыщенной – стоит только опуститься до их уровня и заглянуть вглубь травяной чащи. Но надо двигаться дальше.
Следующая часть пути проходила через буковый лес, и дорога неуклонно шла вверх. Лес довольно редкий, но тенистый, и мы наслаждались прохладой, потому что Катя нас предупредила о том, что совсем скоро мы окажемся под палящим солнцем на долгие четыре часа. Здесь же каждый из нас подобрал себе по размеру (цвету, форме) палку, так как дальше подъем увеличивался.
Всё, лес остается позади, впереди мы уже видим вершину Ангар-бурун. До нее ближе, но мы не ищем легких путей — нам нужна Эклизи-бурун. На часах уже почти полдень, и солнце начинает нещадно жечь.
По пути на плато это ощущается особенно сильно, потому что уже наверху жар зашлифовывается прохладным ветром. Конечно, это не уменьшает риск обгорания, но, по крайней мере, не так жарко. При подъеме в крымские горы летом самое лучшее и правильное развлечение — сбор трав (а вот и ответ, почему чай лучше попить на обратном пути!). Безусловно, нужно знать, как они выглядят. Здесь нам очень сильно помогает Катя, и вскоре у многих из нас рюкзаки пополняются запасами чабреца, мяты, лимонника, душицы и других крымских трав, названий которых я уже не помню.
Крымский эдельвейс
Горный шампиньон
То тут, то там попадаются карстовые воронки. На Чатыр-даге их довольно много, под каждой из них — потенциальная пещера. На северном склоне есть открытые для посетителей пещеры, но много и таких, которые остаются тайной этой горы. И вот мы на плато (или яйле, как называют их в Крыму), справа осталась вершина Ангар-бурун, а впереди уже виднеется гребень Эклизи-бурун.
Ощущение того, что ты поднимаешься в гору, потерялось. Вокруг — широкие «степи» яйлы, изредка перемежаемые грудой камней, будто кто-то специально пришел и набросал их тут. И только кристально чистый воздух, выхолощенный до такой степени, что различаешь мельчайшие оттенки запахов. Как лед, который сохраняет в первозданном виде любые живые существа, камешки, травинки, случайно оказавшиеся в воде в момент, когда ее схватил мороз. Как лед, только воздух.
Последний рывок самый сложный. Земля под ногами становится гулкой. Ощущение словно идешь по тонкому настилу, под которым — пустота. Страшно. Но о страхе тут же забываешь, потому что поток ветра, неожиданно выныривающий на тебя из-под обрыва, в один момент так сильно накачивает тебя воздухом, что становится трудно дышать. Это восторг, охвативший меня при виде сизых волн крымских гор. Разглядеть что-то в деталях почти невозможно, да в этом и нет необходимости. Взгляд мгновенно тонет в плавных изгибах горных пород, затушеванных голубоватой дымкой. Сложно передать ощущение своей малой значимости и одновременно прочной связи, которое возникает в окружении этих титанов. Каждый раз, оказываясь в такой тесной близости с настоящей природой, меня накрывает такое спокойствие и четкое осознание того, что я ДОМА, что я готова остаться тут навсегда.
Я могла бы залипнуть здесь на несколько часов, но нужно исследовать вершину и поворачивать обратно. Привлекательность Эклизи-бурун в том, что с нее видна широкая панорама половины полуострова Крым. При условии хорошей видимости можно различить окрестности Севастополя, Симферополь и прилегающие к нему деревеньки и поселки. Горы Главной гряды имеют особенность: крутой южный и пологий северный склон. Здесь, на Эклизи-бурун, это видно невооруженным глазом. Такое ощущение, что тебя поместили внутрь географической карты. Смотришь на юг, и взгляд стремительно летит с обрыва вниз на лавандовые поля и буковые и хвойные леса, оборачиваешься — и мягко растекаешься по лугам Долгоруковской яйлы. Внизу, почти сливаясь с рельефом побережья, едва видна Алушта.
Гуляя вдоль обрыва, замечаем каменный знак с изображенным на нем голубем на месте некогда стоявшей здесь христианской церкви. Вообще, святилища в горах на Южном берегу Крыма, в том числе на Эклизи-бурун, существовали еще во времена властвования римлян на полуострове. Здесь путешественники и мореплаватели приносили благодарственные жертвы богам, которые оберегали их в странствиях. Под Эклизи-буруном обнаружены остатки средневекового укрепления, а в ялтинском историко-литературном музее можно посмотреть предметы той эпохи, обнаруженные в ходе археологических раскопок, проводившихся в районе Эклизи.
Мы рассредоточиваемся по вершине, каждый задумывается от чем-то своем…
Однако времени немного, а еще нужно успеть спуститься вниз и выпить душистого свежесобранного чая в секвойевой роще. Мы перекусываем хлебом и сыром, которые здесь кажутся безумно вкусными, и не спеша поворачиваем назад.
Полезные советы и лайфхаки при подъеме на Эклизи-бурун (в летний период):
1. Обязательно возьмите навигатор или закачайте оффлайн-карту с подробными тропками (по моему мнению, с этой задачей отличной справляется приложение maps.me).
2. Обязательно используйте солнцезащитный крем и наденьте одежду, которая будет закрывать руки и ноги (не одевайтесь так, как я на этих фотографиях :)).
3. Головной убор и удобная закрытая обувь — еще два непременных условия.
4. Хорошо если будет туристическая палка, но можно добыть и обычную в лесу.
5. Возьмите с собой воды и пустые бутылки (возле секвойевой рощи есть источник).
6. Возьмите еду, чтобы перекусить на вершине.
7. Опционально: пакетики под травы, котелок для воды (и прочие туристические прибамбасы для организации обеда у костра)
8. Отправляться лучше рано утром, чтобы уложиться до захода солнца. Подъем и спуск занимает в среднем 6 часов без учета времени на отдых.
Читайте также
15 января 2025
145