Кабардино-Балкария. Куда вас может завести экотропа в национальном парке "Приэльбрусье"

Начало Приэльбрусье - горнолыжный курорт в Кабардино-Балкарии

Когда спускались со станции Гарабаши (3847 м) на скальных выступах увидели шакалов. Так хотелось их поймать фотоаппаратом, но как не старалась приблизить их фотокамерой, ничего не получилось, возможностей оптики не хватило. Здесь на низинных склонах и косуль увидеть можно. Главное - подключить внимание.

Внизу от поляны Азау есть тропа. Ведет она к одноименному водопаду. Миновав кассы на первой станции​ канатной дороги,​ перед гостиницей, стоящей на пути, повернули​ налево и через метров 50 увидели информационный стенд. Отсюда и начался наш путь к ледяному чуду. Зимой водопады представляют собой  красивые глыбы льда, невообразимых форм, свисающие со скал.

Шли неспешно, минут двадцать, вдоль реки Баксан в окружении гор, любуясь ее быстрым, шумным бегом.

 

От станции канатной дороги до водопада Азау 600 метров. Миновали озеро. Оно было незамерзшим и кто-то пошутил: "Озеро-то теплое, а мы не взяли купальники!".  Потом на пути встретились каскады заводей.

 

И, наконец, перед нами предстал один из удивительных водопадов Приэльбрусья. Внешняя часть водопада  была застывшей  от морозов, как бы образуя трубу. Водопад свисал кристальной ледяной глыбой. Из этой глыбы-трубы с высоты 30 метров с грохотом падала ещё незамерзшая вода. 

 


Мои попутчики, отчаянные путешественники, даже поднялись  по крутому склону и  вплотную подошли к этому грохочущему ниспадающему потоку. Мелкодисперсные частицы воды окатили их  с головы до ног, зато пообщались с духом водопада Азау-Су. Приставка к слову "су" так и переводится с черкесского "вода". В этот раз я не была в числе отчаянных.

 

Свое начало водопад берет с истоков одноименной реки, которую питает ледник Азау, один из 23 ледников Эльбруса.
Обратный путь от водопада до поселка Терскол, а это примерно 2,5 км, шли по экопропе.

 

Тропа проложена по широкой долине реки Баксан вдоль горы Чегет. Сказочный лес, кругом красота, шум реки, скрип снега, легкий морозный вечер, пик горы Чегет - это ли не счастье? Вечерело, и фотографии упорно получались с синеватым оттенком.

 

Здесь уместен с собой бинокль, если повезет то можно понаблюдать за огромными, медлительными турами, мерно кочующими с горы на гору. Тропа появилась не так давно, в 2018 году. Она тянется от поляны Азау до поляны Чегет через поселок Терскол и дальше по ущелью на поляну Нарзанов. Общая протяженность ее - 8 км. Но мы дошли до своего отеля в Терсколе. Опустился вечер и нас ждали посиделки с шашлычком и душевными разговорами о впечатлениях дня.

 

Утром на своем автомобиле по Баксанскому ущелью  поехали на поляну Нарзанов, которая раскинулась в районе Скалистого хребта. Виды из окна обворожительные. Горцы рассказывают легенду о том, как возникло это ущелье. Хозяин Преисподни бился в конвульсиях от прикосновения к нему Святого. Бился он хаотично, метался, поэтому кроме Баксанского ущелья, образовалось много сопутствующих малых ущелий: Ирикчат, Адыл-Су и других. Каждое ущелье интересно своими водопадами, горными реками.

 Мы доехали до поселка  Байдаево - это 98-й километр трассы Баксан — Терскол. Здесь сливаются реки Баксан и Когутайка.

 

Долина Нарзанов особенно поражает зимой. Валуны и почва, откуда бьют нарзанные источники, ярко горят рыжим цветом на белом фоне снежного покрова. Это калий, магний и железо в такой марсианский цвет окрашивают всё вокруг, куда попадает вода. Стоял мороз  и вода была ледяная, но как не пригубить целебную влагу? Вокруг источников лес, горы, а кусты и трава были в инее. Это очень красиво. 

 

Экспериментировала в черно-белом цвете. Что-то в этом есть.

 

Вспомнились семидесятые годы прошлого столетия, когда в семье был еще фотоаппарат "Смена" и фотографии делали сами в темной ванной комнате. Кто-нибудь ещё об этом помнит?