Как мы открывали Америку. Музеи. Часть 3
Руками можно трогать все
Музеи, куда приходят на весь день и всей семьей
Мне довелось побывать в нескольких музеях во время моего недавнего путешествия по Соединенным Штатам Америки. Однако сейчас хочу рассказать о двух. Это Музей науки и техники Портленда штат Орегон и Музей университета Сан-Франциско, штат Калифорния.
После Метраполитан мьюзиума в Нью-Йорке я направлялся в музей науки и техники Портленда с некоторым предубеждением. Ну, что я там увижу нового, тем более, что статус этой выставки инженерной мысли никак не предполагал встречу с живописью, скульптурой и археологией. Сомнения еще больше укрепились, когда у входа я увидел многочисленные делегации школьников, детсадовские группы и родителей с совсем маленькими детьми.
Экспозиция начиналась на первом этаже, где были представлены чучела искусственных динозавров, птеродактилей и скелетов доисторических ящеров. Все это сильно напоминало многочисленные выставки, которые путешествуют по музеям России, где игрушечные динозавры ревут «страшными голосами» и неуклюже двигаются, как недоделанные буратино.
Первый зал именно таким и оказался. Однако предубеждения начали разрушаться, когда я поднялся на второй этаж. Там были установлены различные головоломки. Мы все с ними когда-то сталкивались, их порой продают в наших магазинах. Это проволочные узелки, которые необходимо распутать, геометрические фигуры, которые надо сложить так, чтобы получился квадрат или еще какой многоугольник. Замечу, что стенды с этими головоломками всегда были заняты. Их пытались решить, как дети, так и взрослые. Причем зачастую ребятишки скорее догадывались о нужном алгоритме и помогали своим родителям или подсказывали посторонним.
Далее шли залы различной тематики. Так краеведческие экспозиции на интерактивных экранах рассказывали и показывали видеофильмы о животном мире, коренных народах, природе Орегона.
В зале анатомии и физиологии человека на огромном макете человеческого уха, в которое спокойно мог забраться ребенок, можно было не только увидеть, как оно устроено, но и даже нажать на барабанную перепонку, чтобы проследить, что от этого нажатия изменится и куда перейдет это механическое колебание. На манекене человека разноцветными нитями была показана нервная система, а на соседнем кровеносная с пульсирующей внутри вен и капилляров жидкостью, напоминающую кровь. Здесь же представлена эволюция человека.
Например, на стенде установлен ископаемый череп первобытного человека. Если нажать на кнопку, то с помощью голографического изображения он начинает покрываться мышцами, кожей и волосами и перед нами уже натуральная голова питекантропа.
На входе в зал установлены специальные емкости заполненные песком, рядом все необходимые при раскопках инструменты. Если снять верхний слой песка лопаткой, а затем пройтись кисточкой, то перед нами обнаружится скелет досторического животного, что-то типа археоптерикса. Замечу сразу, что у всех экспонатов всегда очень много детей и взрослых, которые здесь сами превращаются в детей, и с не меньшим азартом разгребают песок или лезут в аквариум, чтобы потрогать морскую звезду. Главное правило всех американских музеев – руками можно трогать все. Ну, или почти все.
Много места уделено таинству зачатия и рождения детей. На стендах показано поэтапное развитие эмбриона в чреве матери от зачатия до рождения.
Рядом в картинках рассказывается о физиологических различиях мужчины и женщины. Американцы не боятся неудобных детских вопросов, а доступно и легко отвечают на них.
Переходим в другой зал. Это зал энергетики. Каждый ребенок может покрутить динамомашину и увидеть проскакивающую искру, рожденную током электроэнергии. Рядом конструктор энергосистемы штата Орегон. На площадке муляж различных рельефов местности: пустыня, горы, река, океан. И специальные картриджи – предприятия по добыче энергии. Нужно правильно их расставить. То есть картридж гидроэлектростанции надо поставить в гнездо на реке, солнечные батареи в пустыне, приливную станцию в океан. Если все картриджи расставлены правильно, то на макете города в окнах загорается свет. Кстати о приливной станции. Тут же установлен механизм, который показывает конструкцию такой электростанции. Ребенок здесь сам не справится, зато, если его папа создаст нужное количество колебаний поплавка, то к радости ребенка загорится лампочка.
В зале различных механизмов всегда суета, колготня и очереди к экспонатам. Здесь показаны различные виды движителей. Например, можно увидеть силу действия сжатого воздуха. Обычная бутылка из-под кока-колы, если ее прижать к соплу с напором воздухом, то она набирает энергии сжатого воздуха и, когда ее отпускаешь, то бутылка летит по направляющим вверх. Опять же – детский восторг. Рядом от вертикального вентилятора вверх летят маленькие бумажные парашюты, подхваченные напором воздуха.
Плывут парусники в специальной ванне, повинуясь искусственному ветру и волнам. А неподалеку смоделирован Портлендских грузовой порт, где есть кран, баржа, грузы, которые ребятня бесконечно укладывают в трюм судна или разгружают сухогруз, управляясь с лебедками, грузовиками и прочей портовой техникой. Макет огромен и интересен.
Лазерная комната это отдельная история. Там при помощи различных призм, можно устраивать запутанные трассы из световых лучей. Повернул призму – луч пошел в одну сторону, повернул – он уже направился в совсем другом направлении. А в конце этого лазерного лабиринта луч превращается в спектр, в радугу – каждый охотник желает знать, где сидит фазан…
Здесь необходимо заметить, что и дети, и взрослые по музею не бродят сами по себе. У каждого экспоната есть специалист. Как мне удалось выяснить, в роли этих всезнаек выступают студенты и аспиранты местного университета. Они рассказывают и подсказывают, что надо сделать, чтобы, например, зажглась лампочка или полетела бутылка, или начала двигаться лодочка с парусом или гребными колесами. Они же и помогут эту ракету или лодочку собрать, из частей, складированных «на берегу». Ставишь мачту, крепишь парус, запускаешь на воду, и правишь к ветру.
Когда я бродил и пробовал все что здесь представлено, то вспоминал замечательную книгу моего детства «Занимательная физика» Якова Перельмана. Порой у меня складывалось впечатление, что все экспонаты этого музея позаимствованы из статей этой книги. И, если перо и металлический шарик в вакууме будут падать одновременно, то здесь ты это увидишь своими глазами, достаточно просто перевернуть стеклянный цилиндр внутри которого есть все составляющие эксперимента: перо, шарик и вакуум. Турбулентное движение тебе покажут, выпустив в маленький бассейн разноцветные струйки воды, которые закрутятся, повинуясь законам физики жидких тел.
Как оказалось, я провел в этом музее науки и техники четыре часа, однако я этого не заметил и остался бы еще подольше или пришел бы туда снова, что здесь, собственно, и происходит со многими посетителями – сюда приходят часто и на весь день, и никто не скучает: ни дети, ни взрослые. Кстати, два раза в месяц вход в музей стоит символическую цену – 1 доллар. Сделано так специально, чтобы сюда могли приходить и те, кто стеснен в средствах.
У музея университета Сан-Франциско с портлендским музеем науки и техники много общего, но есть и отличия. Здесь меньше внимания уделено технике, зато нагляднее показаны другие не менее интересные вещи. Остановлюсь на трех.
Две кабины и к ним неизменная очередь из посетителей. Здесь вам расскажут о двух землетрясениях, колебавших Сан-Франциско в 18 апреля 1906 года, оно разрушило весь город почти до основания. И о втором значительном землетрясении 17 октября 1989 года. В этих комнатках ты можешь на себе испытать, как это было. Для наглядности в интерьере комнаты звенит посуда, а земля под твоими ногами ходит ходуном. Здесь же на стенах развешаны фотографии разрушений – как результат природных от этих катаклизмов.
В центре главного зала установлена стеклянная башня. Чтобы попасть внутрь ее надо миновать две комнаты с герметичными дверями, и ты попадаешь… во влажный тропический лес Амазонии.
Здесь растут цветы и деревья из поймы великой латиноамериканской реки, живут тамошние звери, пресмыкающиеся и насекомые. Дорожка ведет тебя по спирали на самый верх башни, где летают разноцветные тропические бабочки. Именно наверху все замирают от восторга и ждут, чтобы это крылатое чудо тропиков село на ладошку или голову. Если такое счастье произошло, то в главное успеть сделать фото этого знаменательного момента.
Планетарий музея университета Сан-Франциско всегда собирает огромное количество посетителей. Это вообще какая-то фантастика, потому что напоминает полет в космос. Ведущий рассказывает о строении вселенной. Здесь ты движешься сквозь мириады звезд и галактик, наблюдаешь рождение звезд и прожорливые черные дыры. Местный аспирант в роли ведущего этого звездного, в прямом смысле слова, шоу рассказывает, как об известных фактах, так и о гипотезах ученых. Потом по окончании сеанса тебя не покидает ощущение хрупкости нашей планеты и ее ничтожности во вселенной, бескрайность которой ты физически ощутил в этом планетарии.
Об американских музеях можно рассказывать очень долго, тем более, что они создают экспозиции из всего. Так любая сыроварня имеет свой музей, где рассказывается об истории ее создания, на стендах выставлены первые сепараторы и другое оборудование с которого начиналось производство. Тут же есть дегустационный зал и магазин, где можно купить продукцию по цене производителя. И что удивительно, в таких музеях всегда много посетителей.
P. S.
В городе Астория, что находится в устье реки Коламбия, есть свой морской музей.
Тематика экспозиции понятна из названия. Но один экспонат, я считаю, заслуживает особого внимания. Там установлена капитанская рубка. Она оборудована приборами, всевозможными переключателями, рацией и штурвалом. Когда смотришь на стекло рубки, то там видишь фарватер реки, берега, мосты и встречные суда. Все это создается голограммой.
Ты, стоя на капитанском мостике и, слушая команды и советы, которые тебе дает опытный капитан в мониторе, должен провести свое судно по реке и подойти к стенке порта. Если все делать правильно, то дойдешь до порта, нет – воткнешься в берег или мель. Иллюзия полная. Но интересно – не оторвать.
Музеи, куда приходят на весь день и всей семьей
Мне довелось побывать в нескольких музеях во время моего недавнего путешествия по Соединенным Штатам Америки. Однако сейчас хочу рассказать о двух. Это Музей науки и техники Портленда штат Орегон и Музей университета Сан-Франциско, штат Калифорния.
После Метраполитан мьюзиума в Нью-Йорке я направлялся в музей науки и техники Портленда с некоторым предубеждением. Ну, что я там увижу нового, тем более, что статус этой выставки инженерной мысли никак не предполагал встречу с живописью, скульптурой и археологией. Сомнения еще больше укрепились, когда у входа я увидел многочисленные делегации школьников, детсадовские группы и родителей с совсем маленькими детьми.
Экспозиция начиналась на первом этаже, где были представлены чучела искусственных динозавров, птеродактилей и скелетов доисторических ящеров. Все это сильно напоминало многочисленные выставки, которые путешествуют по музеям России, где игрушечные динозавры ревут «страшными голосами» и неуклюже двигаются, как недоделанные буратино.
Первый зал именно таким и оказался. Однако предубеждения начали разрушаться, когда я поднялся на второй этаж. Там были установлены различные головоломки. Мы все с ними когда-то сталкивались, их порой продают в наших магазинах. Это проволочные узелки, которые необходимо распутать, геометрические фигуры, которые надо сложить так, чтобы получился квадрат или еще какой многоугольник. Замечу, что стенды с этими головоломками всегда были заняты. Их пытались решить, как дети, так и взрослые. Причем зачастую ребятишки скорее догадывались о нужном алгоритме и помогали своим родителям или подсказывали посторонним.
Далее шли залы различной тематики. Так краеведческие экспозиции на интерактивных экранах рассказывали и показывали видеофильмы о животном мире, коренных народах, природе Орегона.
В зале анатомии и физиологии человека на огромном макете человеческого уха, в которое спокойно мог забраться ребенок, можно было не только увидеть, как оно устроено, но и даже нажать на барабанную перепонку, чтобы проследить, что от этого нажатия изменится и куда перейдет это механическое колебание. На манекене человека разноцветными нитями была показана нервная система, а на соседнем кровеносная с пульсирующей внутри вен и капилляров жидкостью, напоминающую кровь. Здесь же представлена эволюция человека.
Например, на стенде установлен ископаемый череп первобытного человека. Если нажать на кнопку, то с помощью голографического изображения он начинает покрываться мышцами, кожей и волосами и перед нами уже натуральная голова питекантропа.
На входе в зал установлены специальные емкости заполненные песком, рядом все необходимые при раскопках инструменты. Если снять верхний слой песка лопаткой, а затем пройтись кисточкой, то перед нами обнаружится скелет досторического животного, что-то типа археоптерикса. Замечу сразу, что у всех экспонатов всегда очень много детей и взрослых, которые здесь сами превращаются в детей, и с не меньшим азартом разгребают песок или лезут в аквариум, чтобы потрогать морскую звезду. Главное правило всех американских музеев – руками можно трогать все. Ну, или почти все.
Много места уделено таинству зачатия и рождения детей. На стендах показано поэтапное развитие эмбриона в чреве матери от зачатия до рождения.
Рядом в картинках рассказывается о физиологических различиях мужчины и женщины. Американцы не боятся неудобных детских вопросов, а доступно и легко отвечают на них.
Переходим в другой зал. Это зал энергетики. Каждый ребенок может покрутить динамомашину и увидеть проскакивающую искру, рожденную током электроэнергии. Рядом конструктор энергосистемы штата Орегон. На площадке муляж различных рельефов местности: пустыня, горы, река, океан. И специальные картриджи – предприятия по добыче энергии. Нужно правильно их расставить. То есть картридж гидроэлектростанции надо поставить в гнездо на реке, солнечные батареи в пустыне, приливную станцию в океан. Если все картриджи расставлены правильно, то на макете города в окнах загорается свет. Кстати о приливной станции. Тут же установлен механизм, который показывает конструкцию такой электростанции. Ребенок здесь сам не справится, зато, если его папа создаст нужное количество колебаний поплавка, то к радости ребенка загорится лампочка.
В зале различных механизмов всегда суета, колготня и очереди к экспонатам. Здесь показаны различные виды движителей. Например, можно увидеть силу действия сжатого воздуха. Обычная бутылка из-под кока-колы, если ее прижать к соплу с напором воздухом, то она набирает энергии сжатого воздуха и, когда ее отпускаешь, то бутылка летит по направляющим вверх. Опять же – детский восторг. Рядом от вертикального вентилятора вверх летят маленькие бумажные парашюты, подхваченные напором воздуха.
Плывут парусники в специальной ванне, повинуясь искусственному ветру и волнам. А неподалеку смоделирован Портлендских грузовой порт, где есть кран, баржа, грузы, которые ребятня бесконечно укладывают в трюм судна или разгружают сухогруз, управляясь с лебедками, грузовиками и прочей портовой техникой. Макет огромен и интересен.
Лазерная комната это отдельная история. Там при помощи различных призм, можно устраивать запутанные трассы из световых лучей. Повернул призму – луч пошел в одну сторону, повернул – он уже направился в совсем другом направлении. А в конце этого лазерного лабиринта луч превращается в спектр, в радугу – каждый охотник желает знать, где сидит фазан…
Здесь необходимо заметить, что и дети, и взрослые по музею не бродят сами по себе. У каждого экспоната есть специалист. Как мне удалось выяснить, в роли этих всезнаек выступают студенты и аспиранты местного университета. Они рассказывают и подсказывают, что надо сделать, чтобы, например, зажглась лампочка или полетела бутылка, или начала двигаться лодочка с парусом или гребными колесами. Они же и помогут эту ракету или лодочку собрать, из частей, складированных «на берегу». Ставишь мачту, крепишь парус, запускаешь на воду, и правишь к ветру.
Когда я бродил и пробовал все что здесь представлено, то вспоминал замечательную книгу моего детства «Занимательная физика» Якова Перельмана. Порой у меня складывалось впечатление, что все экспонаты этого музея позаимствованы из статей этой книги. И, если перо и металлический шарик в вакууме будут падать одновременно, то здесь ты это увидишь своими глазами, достаточно просто перевернуть стеклянный цилиндр внутри которого есть все составляющие эксперимента: перо, шарик и вакуум. Турбулентное движение тебе покажут, выпустив в маленький бассейн разноцветные струйки воды, которые закрутятся, повинуясь законам физики жидких тел.
Как оказалось, я провел в этом музее науки и техники четыре часа, однако я этого не заметил и остался бы еще подольше или пришел бы туда снова, что здесь, собственно, и происходит со многими посетителями – сюда приходят часто и на весь день, и никто не скучает: ни дети, ни взрослые. Кстати, два раза в месяц вход в музей стоит символическую цену – 1 доллар. Сделано так специально, чтобы сюда могли приходить и те, кто стеснен в средствах.
У музея университета Сан-Франциско с портлендским музеем науки и техники много общего, но есть и отличия. Здесь меньше внимания уделено технике, зато нагляднее показаны другие не менее интересные вещи. Остановлюсь на трех.
Две кабины и к ним неизменная очередь из посетителей. Здесь вам расскажут о двух землетрясениях, колебавших Сан-Франциско в 18 апреля 1906 года, оно разрушило весь город почти до основания. И о втором значительном землетрясении 17 октября 1989 года. В этих комнатках ты можешь на себе испытать, как это было. Для наглядности в интерьере комнаты звенит посуда, а земля под твоими ногами ходит ходуном. Здесь же на стенах развешаны фотографии разрушений – как результат природных от этих катаклизмов.
В центре главного зала установлена стеклянная башня. Чтобы попасть внутрь ее надо миновать две комнаты с герметичными дверями, и ты попадаешь… во влажный тропический лес Амазонии.
Здесь растут цветы и деревья из поймы великой латиноамериканской реки, живут тамошние звери, пресмыкающиеся и насекомые. Дорожка ведет тебя по спирали на самый верх башни, где летают разноцветные тропические бабочки. Именно наверху все замирают от восторга и ждут, чтобы это крылатое чудо тропиков село на ладошку или голову. Если такое счастье произошло, то в главное успеть сделать фото этого знаменательного момента.
Планетарий музея университета Сан-Франциско всегда собирает огромное количество посетителей. Это вообще какая-то фантастика, потому что напоминает полет в космос. Ведущий рассказывает о строении вселенной. Здесь ты движешься сквозь мириады звезд и галактик, наблюдаешь рождение звезд и прожорливые черные дыры. Местный аспирант в роли ведущего этого звездного, в прямом смысле слова, шоу рассказывает, как об известных фактах, так и о гипотезах ученых. Потом по окончании сеанса тебя не покидает ощущение хрупкости нашей планеты и ее ничтожности во вселенной, бескрайность которой ты физически ощутил в этом планетарии.
Об американских музеях можно рассказывать очень долго, тем более, что они создают экспозиции из всего. Так любая сыроварня имеет свой музей, где рассказывается об истории ее создания, на стендах выставлены первые сепараторы и другое оборудование с которого начиналось производство. Тут же есть дегустационный зал и магазин, где можно купить продукцию по цене производителя. И что удивительно, в таких музеях всегда много посетителей.
P. S.
В городе Астория, что находится в устье реки Коламбия, есть свой морской музей.
Тематика экспозиции понятна из названия. Но один экспонат, я считаю, заслуживает особого внимания. Там установлена капитанская рубка. Она оборудована приборами, всевозможными переключателями, рацией и штурвалом. Когда смотришь на стекло рубки, то там видишь фарватер реки, берега, мосты и встречные суда. Все это создается голограммой.
Ты, стоя на капитанском мостике и, слушая команды и советы, которые тебе дает опытный капитан в мониторе, должен провести свое судно по реке и подойти к стенке порта. Если все делать правильно, то дойдешь до порта, нет – воткнешься в берег или мель. Иллюзия полная. Но интересно – не оторвать.
Читайте также