Крым, внезапно. Часть 1
Часть 1. Саратов – Севастополь
В июле прошлого года мы съездили в Крым – совершенно случайно, в командировку. В понедельник после обеда позвонило начальство: надо, говорят, ехать в город… Пугачёв, Перелюб или Хвалынск в лучшем случае – успела подумать я (командировки у нас, как правило, по области)… но нет, в город Севастополь. Причём завтра с утра. Потому что 28 июля там отмечают день ВМФ. Мы вздрогнули, окончательно проснулись и побежали за паспортами. Выехали во вторник в 6 утра. Так я впервые побывала в Крыму.
На машине ехали ровно сутки: Саратов – Волгоград – Ростов-на-Дону – Таганрог – украинская граница – Мариуполь – Мелитополь – Симферополь – Севастополь. Выжженная степь начинается уже в Волгоградской области, отступает на Дону и в Приазовье и снова тянется практически до Симферополя.
Ехать тяжеловато, на наших и украинских дорогах не спасала даже хорошая машина. Украинскую границу мы пересекали в районе села Весёло-Вознесенка: пограничники и таможенники были предельно вежливы, официальную делегацию пропустили без проблем, но всё-таки пару часов на все процедуры ушло, и на территории Украины мы оказались уже после полуночи. В Мариуполе я проснулась от того, что прочувствовала все неровности рельефа практически позвоночником: надо же, бывает и хуже – чем у нас, а дороги Саратовской области печально известны на всю страну. Уснула уже под утро, а когда проснулась опять, мы въезжали в Крым: дорога сузилась, по обеим сторонам – море в утренней дымке, чайки… то ли явь, то ли сон. Вообще до самого конца поездки не покидало ощущение какого-то сюра, и до сих пор странно видеть себя на фотографиях в Ялте или над Форосом – как будто всё случилось не со мной.
По степи ехали долго, только после Симферополя дорога резко уходит вниз и поднимается вверх – начинаются горы. Выжжено-рыжие тона сменяются всеми оттенками синего: небо, облака, силуэты гор на горизонте, мокрая после дождя дорога.
Ближе к Севастополю появляются виноградники и персиковые сады, горы становятся ниже и ближе. В Севастополь въезжали долго, по серпантину, море показалось уже в самом конце. Наш отель находился в одной из бухт – несколько корпусов на небольшой, но очень ухоженной территории, спуск к морю, открытый бассейн с морской водой. В общем, место довольно приятное, хотя от центра города далековато и сервис скромный. В стоимость проживания входил завтрак – но только в пределах 50 гривен: это, например, каша, чашка кофе и пара блинчиков. Для сравнения – 3 дня проживания вдвоём с ребёнком в отеле в центре Стокгольма со шведским столом на завтрак стоили столько же, сколько 5 дней в одноместном номере в Севастополе. (И чтобы уже закрыть тему еды и денег: питание так и осталось для меня проблемой до конца командировки, найти что-то приличное и вкусное так и не удалось, ни за маленькие деньги, ни за большие. Ну в общем и времени на это особо не было).
Спуск к морю – огороженная с обеих сторон маленькая площадка, выложенная металлическими листами, несколько шезлонгов, вода не очень чистая. Поэтому я сразу выбрала бассейн: переворачиваешься на спину – над головой звёзды и огромные листья чинар, в воздухе – аромат каких-то ночных цветов. Вай-фай лучше всего работал на улице, поэтому вечером можно было сидеть в беседке, смотреть на розовеющее небо, диковинные цветы и листья банана, покачивающиеся на ветру – чем не счастье?
Работа началась не сразу, и вечером первого дня я поехала посмотреть центр города. В прошлом году Севастополю исполнилось 230 лет, но зданий тех времён здесь не увидишь: город сильно пострадал во время войны, поэтому большая часть застройки в историческом центре – это конец 40-х – начало 50-х годов. Здания в основном в хорошем состоянии, чистенькие, белые, самые красивые – почему-то банки. Центр города – это площадь Нахимова, Графская пристань, Артиллерийская бухта и, конечно, набережная с памятником затопленным кораблям.
В остальном Севастополь – это холмы и овраги, рельеф очень неровный, берег изрезан бухтами, так что береговая линия города растянулась на 120 километров. Зато неплохие дороги и нет пробок. В целом – расслабленная атмосфера цветущего южного города, хоть и не совсем курорта)
И всё-таки Севастополь – в первую очередь база Черноморского флота, и самое интересное здесь происходит в День ВМФ. За несколько дней до парада военные корабли уже стояли вдоль берега, а само действо началось в 28 июля в 10 утра. Всех желающих посмотреть пропускали через рамку металлоискателя, поэтому очередь занимали чуть ли не с пяти утра. Трибуны переполнены, и зрелище того стоит: ракетоносцы, морские тральщики, противолодочные и десантные корабли и даже подводная лодка, десант высаживается на берег, дым, стрельба, салют – всё очень динамично. Такие парады в Севастополе проводят с самого основания города, и в этом году он начинается с театрализованного представления – сценок из екатерининских времён.
Потом демонстрируют возможности современных кораблей – в общей сложности парад продолжается около двух часов, и всё это время скучать не приходится.
Кроме Севастополя мне удалось посмотреть часть Южного берега Крыма - об этом во второй части моего письма)
В июле прошлого года мы съездили в Крым – совершенно случайно, в командировку. В понедельник после обеда позвонило начальство: надо, говорят, ехать в город… Пугачёв, Перелюб или Хвалынск в лучшем случае – успела подумать я (командировки у нас, как правило, по области)… но нет, в город Севастополь. Причём завтра с утра. Потому что 28 июля там отмечают день ВМФ. Мы вздрогнули, окончательно проснулись и побежали за паспортами. Выехали во вторник в 6 утра. Так я впервые побывала в Крыму.
На машине ехали ровно сутки: Саратов – Волгоград – Ростов-на-Дону – Таганрог – украинская граница – Мариуполь – Мелитополь – Симферополь – Севастополь. Выжженная степь начинается уже в Волгоградской области, отступает на Дону и в Приазовье и снова тянется практически до Симферополя.
Ехать тяжеловато, на наших и украинских дорогах не спасала даже хорошая машина. Украинскую границу мы пересекали в районе села Весёло-Вознесенка: пограничники и таможенники были предельно вежливы, официальную делегацию пропустили без проблем, но всё-таки пару часов на все процедуры ушло, и на территории Украины мы оказались уже после полуночи. В Мариуполе я проснулась от того, что прочувствовала все неровности рельефа практически позвоночником: надо же, бывает и хуже – чем у нас, а дороги Саратовской области печально известны на всю страну. Уснула уже под утро, а когда проснулась опять, мы въезжали в Крым: дорога сузилась, по обеим сторонам – море в утренней дымке, чайки… то ли явь, то ли сон. Вообще до самого конца поездки не покидало ощущение какого-то сюра, и до сих пор странно видеть себя на фотографиях в Ялте или над Форосом – как будто всё случилось не со мной.
По степи ехали долго, только после Симферополя дорога резко уходит вниз и поднимается вверх – начинаются горы. Выжжено-рыжие тона сменяются всеми оттенками синего: небо, облака, силуэты гор на горизонте, мокрая после дождя дорога.
Ближе к Севастополю появляются виноградники и персиковые сады, горы становятся ниже и ближе. В Севастополь въезжали долго, по серпантину, море показалось уже в самом конце. Наш отель находился в одной из бухт – несколько корпусов на небольшой, но очень ухоженной территории, спуск к морю, открытый бассейн с морской водой. В общем, место довольно приятное, хотя от центра города далековато и сервис скромный. В стоимость проживания входил завтрак – но только в пределах 50 гривен: это, например, каша, чашка кофе и пара блинчиков. Для сравнения – 3 дня проживания вдвоём с ребёнком в отеле в центре Стокгольма со шведским столом на завтрак стоили столько же, сколько 5 дней в одноместном номере в Севастополе. (И чтобы уже закрыть тему еды и денег: питание так и осталось для меня проблемой до конца командировки, найти что-то приличное и вкусное так и не удалось, ни за маленькие деньги, ни за большие. Ну в общем и времени на это особо не было).
Спуск к морю – огороженная с обеих сторон маленькая площадка, выложенная металлическими листами, несколько шезлонгов, вода не очень чистая. Поэтому я сразу выбрала бассейн: переворачиваешься на спину – над головой звёзды и огромные листья чинар, в воздухе – аромат каких-то ночных цветов. Вай-фай лучше всего работал на улице, поэтому вечером можно было сидеть в беседке, смотреть на розовеющее небо, диковинные цветы и листья банана, покачивающиеся на ветру – чем не счастье?
Работа началась не сразу, и вечером первого дня я поехала посмотреть центр города. В прошлом году Севастополю исполнилось 230 лет, но зданий тех времён здесь не увидишь: город сильно пострадал во время войны, поэтому большая часть застройки в историческом центре – это конец 40-х – начало 50-х годов. Здания в основном в хорошем состоянии, чистенькие, белые, самые красивые – почему-то банки. Центр города – это площадь Нахимова, Графская пристань, Артиллерийская бухта и, конечно, набережная с памятником затопленным кораблям.
В остальном Севастополь – это холмы и овраги, рельеф очень неровный, берег изрезан бухтами, так что береговая линия города растянулась на 120 километров. Зато неплохие дороги и нет пробок. В целом – расслабленная атмосфера цветущего южного города, хоть и не совсем курорта)
И всё-таки Севастополь – в первую очередь база Черноморского флота, и самое интересное здесь происходит в День ВМФ. За несколько дней до парада военные корабли уже стояли вдоль берега, а само действо началось в 28 июля в 10 утра. Всех желающих посмотреть пропускали через рамку металлоискателя, поэтому очередь занимали чуть ли не с пяти утра. Трибуны переполнены, и зрелище того стоит: ракетоносцы, морские тральщики, противолодочные и десантные корабли и даже подводная лодка, десант высаживается на берег, дым, стрельба, салют – всё очень динамично. Такие парады в Севастополе проводят с самого основания города, и в этом году он начинается с театрализованного представления – сценок из екатерининских времён.
Потом демонстрируют возможности современных кораблей – в общей сложности парад продолжается около двух часов, и всё это время скучать не приходится.
Кроме Севастополя мне удалось посмотреть часть Южного берега Крыма - об этом во второй части моего письма)
Читайте также
11 декабря 2024
421