КУРГАНЫ, ВОДОПАДЫ, ФОССИЛИИ

 

 

В предыдущем репортаже своем я писала о дольменах в долине реки Жане и о колоритных личностях, которых эти самые дольмены​ привлекают для проведения​ эзотерических практик. Но не только дольменами славится эта территория. Тут много и других древностей.

От первой группы мегалитов выше по тропе прошли 500-600 метров и​ ​ увидели табличку: "Курганная группа (около тысячи насыпей). Охраняется государством".​ Это курганные могильники древних адыгов, женейцев, так их тут называют. Возраст этих древних захоронений датируется XI-XIII веками, т.е. это ещё домонгольский период. Знаете же, что курган это не просто холм, насыпанный над могилой, а сложный комплекс, даже в некотором смысле, архитектурный. В древности курганы сооружали особым способом. Под курганом могли быть не только погребения, но и поминальные комплексы, культовые сооружения, площадки и прочее, где совершались ритуалы, поминальные празднества. И в одном кургане могло быть не одно захоронение, а несколько. Мы тут увидели насыпи большие и поменьше. Все они от времени, конечно, расползлись, стали ниже и шире, и на них сейчас растут деревья. Все они разграблены еще задолго до нас, во времена монголо-татарского ига.

 

Что интересно. Места захоронения всегда были отделены от поселений рекой. Получается, мы шли по кладбищу, а люди жили на противоположном берегу.

Дальше вышли на поляну. Тут простора для размещения палаток много. Приверженцы разных толков и сект так и делают: разбивают тут лагерь и живут, сливаясь с природой, совершая свои ритуалы и игрища, проводя фестивали в теплое время года.​ Таких полян на пути несколько. Весной они благоухают разнотравьем. Установлены по пути следования щиты с информацией о флоре и о том, какие произрастающие тут растения​ занесены в Красную книгу. Территория рекреационная и находится под охраной государства.

 

А вот дальше тропа идет вверх и вверх. Шли по ней, шли и вышли к водопаду. Он хоть и не большой, но очень красивый. Цвет воды необыкновенный, поэтому и   название соответствующее -  "Изумрудный". К нему можно ближе подобоаться по лесенке. Спускались по два-три человека. Очень маленькое там пространство. Не развернуться. Пока ждали свою очередь (из двух пар), релаксировали. На падающую воду можно смотреть бесконечно. Летом тут народ купается под водопадом, здорово же охладиться в горных потоках реки, когда температура воздуха переваливает за 35 градусов. Много тут порогов и перекатов.

 

Прошли еще дальше, вдоль русла реки. Вышли на мостик. Слева и справа природные ванны. Они получили названия Афродиты и Геракла. Видимо, окунувшись, выходишь или Афродитой, или Гераклом. Но мы не проверяли. Просто любовались местом. Скалистая стена упирается в дно. Оно из светлого камня и от этого​ вода необыкновенного голубого цвета.

 

Выше расположено кафе, где подают форель и шашлык. Осенью, в сентябре, мы в него заходили, было там уютно. А зимой всё закрыто и пустынно. Только сундук с сокровищами остался около колодца, да надпись на одном из ларьков: "Носки из крапивы - 350 р."  Нас тогда осенью, уверяли, что они из крапивы в самом деле. Я как-то писала здесь о том, как делают волокно из льна. Если  читали мой репортаж "Синеглазая поросль матушки земли", то поняли, что это очень трудоемкое производство, если в ручную. Делать нить из крапивы как-то  морочно, да еще и по такой цене.  Поэтому мы улыбнулись женщине, которая торговала вязанными носками и сказали, что купим как-нибудь в другой раз.

 

Дальше уже не пошли. Цивилизованная тропа дальше уже не проложена, поэтому рисковать зимой не стоит. Можно погрязнуть и поскользнуться. Там дальше идут водопады, один за другим, пороги и ванны природные.

А мы вернулись в "этно деревню". По-моему ее тоже назвали Возрождение. Или движение назвали так. Не вдавалась в подробности. По дороге встретились, задержавшиеся на деревьях, яркие листья осени. Вот ведь не смыло их дождем и не сдуло ветром. Стойкими, сильными оказались, чтоб порадовать нас красками.

 

На привале нас ждал плов с нутом, черносливом, курагой, зирой, тыквенный суп-пюре, кутабы с грибами и травяной чай. С голоду было очень и очень всё вкусно.

Поупражнялись игрой на музыкальных инструментах в одной из сувенирных лавок.

 

И рассмотрели тут же еще одни древние артефакты. Это фоссилии, а проще говоря окаменелости. Их много возле горных рек в этих районах. 

 

Останки растений и живых организмов если после гибели оказывались под водой, то их​ заносило илом и глинистыми отложениями.
Содержащиеся в воде минеральные частицы​ (карбонаты, сульфаты, фосфаты, силикаты, ионы кальция и железа),​ понемногу замещали скелет животного или растения, мало-помалу, превращая его в камень. Этот процесс по-научному называется -​ перминерализация​ и длится очень долго,​ миллионы лет. А когда они волею судьбы, уже окаменелые, оказываются на поверхности земли, или их находят при рытье карьеров, то современное человечество может изучить что же было до него миллионы лет назад.
А бывает, что останки не сохраняются, но успевают оставить в окружающей породе свой отпечаток, тогда, если очень повезет, эти породы сцементируются и тоже станут окаменелостью, сохранив формы и очертания тела, которое там когда-то лежало.

Кстати, аммониты и тут находят, но особенно их много на реке Белой в районе поселка Каменномостский и станицы Даховской  Республики Адыгея. Ведь раньше, миллионы лет до нашей эры, на​ всех этих территориях плескался древний океан Тетис. Он сложил и  эти горы. Но это уже совсем другие истории. Заходите ко мне на страничку почаще,  я обязательно напишу и об этом.